Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе

Эмоции начинают развиваться с рождения и первоначально выражаются как ре­акции насыщения, неудовлетворения и т. д. Эти низшие эмоциональные реакции практически не отличаются от эмоций животных, они связаны с деятельностью подкорковых нервных структур. Такой период продолжается примерно до 3 лет и характеризуется слабостью корковых нервных процессов и, соответственно, низ­ким уровнем развития психики. В возрасте 3-4 лет эмоции и чувства еще трудно различить, они возникают в составе мотивации как отражение определенного со­стояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. На основе таких низших реакций у детей начинают развиваться высшие эмоции. По мере созревания высшей нервной структуры — коры головного мозга — проис­ходит совершенствование психических процессов ребенка.

Важнейшее значение в развитии эмоций у детей имеет сенсорная и ориенти­ровочная деятельность игры, восприятие игрушек и манипулирование ими, рисо­вание, особенно велика роль общения со взрослыми.

Период с 3 до 7 лет можно назвать возрастом афферентности с бурным, но не стойким проявлением эмоций; дети «эмоционально раздражимы», т. е. легко подвер­гаются влиянию эмоций других. В начале подросткового периода (10-12 лет) высшие эмоции приобретают ведущее значение. Окончательно они формируются к 20-22 го­дам, когда завершается созревание высших корковых отделов нервной системы.

ПАМЯТЬ

Физиологические основы памяти

Память — это способность клеток коры запечатлевать, хранить и по мере надоб­ности воспроизводить информацию, полученную организмом в течение всей его жизни. Она лежит в основе сознательной деятельности человека, фиксации условно-рефлекторных связей в мозге, является необходимым элементом процессов мышления. Для педагогов познание механизмов памяти имеет особое значение, так как успехи в обучении и воспитании детей и подростков во многом определя­ются свойствами их памяти, являющейся одним из физиологических критериев способности ребенка к обучению.

Изучение механизмов памяти позволяет понять многие ее физиологические и биохимические закономерности, которые можно с успехом использовать для со­вершенствования педагогической работы с детьми и подростками.

Память складывается из трех основных процессов: запечатление (фиксация) информации, хранение и воспроизведение. Индивидуальные особенности памяти связаны преимущественно с фиксацией информации и ее воспроизведением, в то время как процессы хранения информации почти у каждого человека протекают длительно и надежно. Обычно наиболее чувствительным звеном является воспро­изведение информации, именно этот процесс значительно изменяется с возрастом и нарушается при повреждениях мозга.

Наименее уязвимым является процесс хранения информации. Большинство людей обладает громадным объемом памяти. В памяти человека хранится инфор­мация, полученная с помощью органов чувств, а также огромное множество про­грамм поведения, управления органами и физиологическими системами, и поэто­му границы памяти трудно определить.

Временная организация памяти

Первоначально память рассматривали как два последовательных этапа — кратко­временная память и длительная (долговременная) память, которые связаны про­цессами консолидации*. Последующее накопление фактических данных привело к усложнению данной схемы (рис. 6.2) посредством включения в нее сенсорной и промежуточной памяти. Сенсорная память представляет собой непосредствен­ный след возбуждения в сенсорной системе от внешнего воздействия. В промежу­точной памяти информация избирательно удерживается на время, которое необ­ходимо для выполнения текущей деятельности.

Сенсорная память связана с удерживанием сенсорной информации и служит для первичного анализа и дальнейшей обработки сенсорных событий. Во время такого анализа непрерывный поток сигналов организуется в отдельные инфор­мационные единицы, часть из них получает доступ (ввод) в долговременную па­мять, где сохраняется неопределенно длительное время (на рис. 6.2 — пунктирная линия). Остальная информация устраняется из сенсорной памяти посредством спонтанного разрушения или «стирания» при поступлении новой. Из-за задер­жек и переключений в ЦНС сенсорный след занимает больше времени, чем само воздействие, его длительность составляет 0,1-0,5 с. Главной особенностью сенсор­ной памяти является почти неограниченная емкость, что позволяет эффективно функционировать другим видам памяти через выбор, фиксацию и переработку наиболее важной для организма информации.

Хранение в памяти отобранного материала определяется его характером. Не­вербальная (неречевая) информация из сенсорной памяти передается в проме­жуточную память, где она может храниться от нескольких минут до нескольких лет. Вербальная информация на несколько секунд поступает в кратковременную память, которая представляет собой своеобразную систему хранения с ограни­ченной емкостью. Вербальный материал требует более длительной «активации», закрепления и, лишь пройдя повторные циклы через кратковременную память, передается в промежуточную. Эффективность переноса возрастает с увеличени­ем времени обработки информации в первичной памяти.

Существенным фактором в организации промежуточной памяти является значимость информации для индивидуума. Эта особенность отражается в харак­тере ошибок при вспоминании: если при считывании материала из кратковремен­ной памяти ошибки заключаются в использовании близких звуков, то при извле­чении его из промежуточной памяти — в использовании конструкций со сходным значением. В промежуточной памяти фиксируются пространственно-временные отношения элементов материала, поступающего на хранение. Наиболее прочно удерживается информация в долговременной памяти, в ней фиксируются персо­нальные данные, способность к чтению, письму, профессиональные навыки. Этот вид памяти более устойчив к повреждениям мозга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: