Эмоции начинают развиваться с рождения и первоначально выражаются как реакции насыщения, неудовлетворения и т. д. Эти низшие эмоциональные реакции практически не отличаются от эмоций животных, они связаны с деятельностью подкорковых нервных структур. Такой период продолжается примерно до 3 лет и характеризуется слабостью корковых нервных процессов и, соответственно, низким уровнем развития психики. В возрасте 3-4 лет эмоции и чувства еще трудно различить, они возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. На основе таких низших реакций у детей начинают развиваться высшие эмоции. По мере созревания высшей нервной структуры — коры головного мозга — происходит совершенствование психических процессов ребенка.
Важнейшее значение в развитии эмоций у детей имеет сенсорная и ориентировочная деятельность игры, восприятие игрушек и манипулирование ими, рисование, особенно велика роль общения со взрослыми.
|
|
Период с 3 до 7 лет можно назвать возрастом афферентности с бурным, но не стойким проявлением эмоций; дети «эмоционально раздражимы», т. е. легко подвергаются влиянию эмоций других. В начале подросткового периода (10-12 лет) высшие эмоции приобретают ведущее значение. Окончательно они формируются к 20-22 годам, когда завершается созревание высших корковых отделов нервной системы.
ПАМЯТЬ
Физиологические основы памяти
Память — это способность клеток коры запечатлевать, хранить и по мере надобности воспроизводить информацию, полученную организмом в течение всей его жизни. Она лежит в основе сознательной деятельности человека, фиксации условно-рефлекторных связей в мозге, является необходимым элементом процессов мышления. Для педагогов познание механизмов памяти имеет особое значение, так как успехи в обучении и воспитании детей и подростков во многом определяются свойствами их памяти, являющейся одним из физиологических критериев способности ребенка к обучению.
Изучение механизмов памяти позволяет понять многие ее физиологические и биохимические закономерности, которые можно с успехом использовать для совершенствования педагогической работы с детьми и подростками.
Память складывается из трех основных процессов: запечатление (фиксация) информации, хранение и воспроизведение. Индивидуальные особенности памяти связаны преимущественно с фиксацией информации и ее воспроизведением, в то время как процессы хранения информации почти у каждого человека протекают длительно и надежно. Обычно наиболее чувствительным звеном является воспроизведение информации, именно этот процесс значительно изменяется с возрастом и нарушается при повреждениях мозга.
|
|
Наименее уязвимым является процесс хранения информации. Большинство людей обладает громадным объемом памяти. В памяти человека хранится информация, полученная с помощью органов чувств, а также огромное множество программ поведения, управления органами и физиологическими системами, и поэтому границы памяти трудно определить.
Временная организация памяти
Первоначально память рассматривали как два последовательных этапа — кратковременная память и длительная (долговременная) память, которые связаны процессами консолидации*. Последующее накопление фактических данных привело к усложнению данной схемы (рис. 6.2) посредством включения в нее сенсорной и промежуточной памяти. Сенсорная память представляет собой непосредственный след возбуждения в сенсорной системе от внешнего воздействия. В промежуточной памяти информация избирательно удерживается на время, которое необходимо для выполнения текущей деятельности.
Сенсорная память связана с удерживанием сенсорной информации и служит для первичного анализа и дальнейшей обработки сенсорных событий. Во время такого анализа непрерывный поток сигналов организуется в отдельные информационные единицы, часть из них получает доступ (ввод) в долговременную память, где сохраняется неопределенно длительное время (на рис. 6.2 — пунктирная линия). Остальная информация устраняется из сенсорной памяти посредством спонтанного разрушения или «стирания» при поступлении новой. Из-за задержек и переключений в ЦНС сенсорный след занимает больше времени, чем само воздействие, его длительность составляет 0,1-0,5 с. Главной особенностью сенсорной памяти является почти неограниченная емкость, что позволяет эффективно функционировать другим видам памяти через выбор, фиксацию и переработку наиболее важной для организма информации.
Хранение в памяти отобранного материала определяется его характером. Невербальная (неречевая) информация из сенсорной памяти передается в промежуточную память, где она может храниться от нескольких минут до нескольких лет. Вербальная информация на несколько секунд поступает в кратковременную память, которая представляет собой своеобразную систему хранения с ограниченной емкостью. Вербальный материал требует более длительной «активации», закрепления и, лишь пройдя повторные циклы через кратковременную память, передается в промежуточную. Эффективность переноса возрастает с увеличением времени обработки информации в первичной памяти.
Существенным фактором в организации промежуточной памяти является значимость информации для индивидуума. Эта особенность отражается в характере ошибок при вспоминании: если при считывании материала из кратковременной памяти ошибки заключаются в использовании близких звуков, то при извлечении его из промежуточной памяти — в использовании конструкций со сходным значением. В промежуточной памяти фиксируются пространственно-временные отношения элементов материала, поступающего на хранение. Наиболее прочно удерживается информация в долговременной памяти, в ней фиксируются персональные данные, способность к чтению, письму, профессиональные навыки. Этот вид памяти более устойчив к повреждениям мозга.