Вопросы: 1. Факторы, влияющие на безопасность: водитель, автомобиль, дорога.
2. Государственная система обеспечения БДД.
Литература: 1. Шухман Ю.И. Основы управления автомобилем и безопасность движения. Шухман Ю.И. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 165 с.
2. «О дорожном движении». Закон ДНР от 17.04.2015№ 41-IHC.
Самостоятельная работа: проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем), работа с интернет - ресурсами и подготовка сообщения.
Условия эксплуатации, при которых используются транспортные средства, влияют на режимы работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя изменение параметров их технического состояния. В разных условиях эксплуатации реализуемые значения показателей надежности будут различаться. Учет условий эксплуатации необходим при определении потребности в ресурсах (персонал, производственно-техническая база, запасные части и материалы).
|
|
Условия влияющие на безопасность движения:
Ø дорожные условия;
Ø условия движения;
Ø природно-климатические;
Ø сезонные условия;
Ø транспортные условия (условия перевозки).
Дорожные условия определяют режим работы автомобиля и характеризуются:
Ø технической категорией дороги (пять категорий);
Ø видом и качеством дорожного покрытия, определяющих сопротивление движению автомобиля;
Ø элементами дороги в плане и профиле (шириной, радиусами закруглений, уклоном подъемов и спусков).
В свою очередь, режим работы автомобиля влияет на надежность и другие свойства автомобиля и его агрегатов.
Износ и разрушение дорожного покрытия, по различным данным сокращают надежность автомобиля на 14-33 %.
Условия движения характеризуются влиянием внешних факторов на режим движения и, следовательно, на режим работы автомобиля и его агрегатов. Так, режим работы автомобилей при интенсивном городском движении отличаются от режимов работы на загородных дорогах (при одинаковом покрытии) следующим образом: скорость в 1-м случае на 50 - 52 % меньше, средняя частота вращения коленчатого вала больше на 130 - 136 %, число переключений передач больше в 3 - 3,5 раза, удельная работа трения тормозных механизмов больше в 8 - 8,5 раза, пробег при криволинейной траектории движения больше в 3 - 3,6 раза.
Природно-климатические условия характеризуются:
Ø температурой окружающего воздуха;
Ø влажностью;
Ø ветровой нагрузкой;
Ø уровнем солнечной радиации и др.
Природно-климатические условия влияют на тепловые и другие режимы работы агрегатов и соответственно на их техническое состояние и надежность. Например, для каждого агрегата существует оптимальный тепловой режим. Так, минимальный износ двигателя соответствует температуре охлаждающей жидкости 70 – 900С. При низких температурах окружающего воздуха тепловой режим нарушается, возрастают пусковые износы, являющиеся следствием неудовлетворительной смазки поверхностей трения.
|
|
Низкий уровень дорожной безопасности является следствием действия совокупности негативных факторов, для устранения, влияния которых необходимо совершенствовать функционирование системы обеспечения безопасности дорожного движения для решения следующих проблем:
- проблема координации структур, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения, - структур, подведомственных Министерству транспорта, Министерству внутренних дел, Министерству здравоохранения и социального развития, Министерству образования и науки, Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и т.д.;
- проблема комплексного обеспечения (нормативного, материально-технического, технологического, информационного, кадрового, финансового) деятельности всех структур системы обеспечения безопасности дорожного движения;
- проблема научного обеспечения системы безопасности дорожного движения как элемента, направленного на обобщение положительного мирового опыта, накапливание информации и знаний о влиянии различных факторов на безопасность дорожного движения, разработку технологий, методик, алгоритмов.
Ситуация с аварийностью усугубляется такими тенденциями, как постоянно возрастающая мобильность населения, снижение объемов перевозок общественным транспортом и рост числа личных транспортных средств, нарастающая диспропорция между увеличением числа транспортных средств и протяженностью дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Сфера обеспечения безопасности дорожного движения представляет собой сложную многоотраслевую совокупность функциональных элементов транспортно-дорожного комплекса, состоящую из субъектов транспортной, дорожной, образовательной, медицинской и иной деятельности, формирующих и управляющих подсистемой дорожного движения.
К объектам обеспечения безопасности дорожного движения относятся участники дорожного движения, транспортные средства, дороги и их инженерное обустройство и оборудование, технические средства организации дорожного движения, специалисты по организации и управлению дорожного движения и т. д.
Решение проблем, связанных с безопасностью дорожного движения, зависит от качества функционирования всех ее элементов на всех этапах разработки (при проектировании), изготовления (при производстве, обучении) и эксплуатации (при использовании по назначению), от их правильной организации, от наличия средств технического и экономического анализа и использования научных достижений в данной области.
Таким образом, сфера обеспечения безопасности дорожного движения представляет собой совокупность разнородных взаимодействующих между собой функциональных элементов, связанных общей целью функционирования - повышение безопасности дорожного движения, т.е. обладает признаками сложных систем.