double arrow

Основы административно-иностранного права Российской Федерации

Главными целями деятельности российского государства в сфере иностранных дел являются:

1) обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе;

2) создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;

3) всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

4) воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка;

5) формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

6) строительство системы партнерских и союзнических отношений с зарубежными странами и межгосударственными объединениями; содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире.

Правовую основу внешнеполитической деятельности российского государства составляют Конституция РФ, федеральные законы, другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.

Все государственные органы, обладающие компетенцией по решению вопросов внешних сношений Российской Федерации можно подразделить на две группы: внутригосударственные и зарубежные.

К внутригосударственным органам относятся Президент РФ, Администрация Президент РФ, Управление Президента РФ по внешней политике, Совет Безопасности, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Министерство иностранных дел РФ.

К зарубежным органам относятся дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.

Рассмотрим далее механизм государственного управления в сфере иностранных дел Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии со своими конституционными полномочиями осуществляет руководство внешней политикой страны и как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.

Совет Безопасности Российской Федерации осуществляет подготовку решений Президента РФ в области обеспечения международной безопасности и контроль за их выполнением. Он рассматривает вопросы внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности, законопроекты по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности; оценивает внутренние и внешние угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства; рассматривает вопросы в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации, обеспечивает представительство России в иностранных государствах и международных организациях, в пределах своих полномочий заключает международные договоры России, обеспечивает выполнение обязательств России по международным договорам, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности.

Министерство иностранных дел Российской Федерации(МИД России) ведет работу по непосредственной реализации утвержденного Президентом РФ внешнеполитического курса.

МИД России, согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

Руководство деятельностью МИДа России осуществляет Президент Российской Федерации.

В систему Министерства иностранных дел России входят:

центральный аппарат;

загранучреждения — дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

территориальные органы — представительства МИДа России на территории Российской Федерации;

организации, подведомственные МИДу России, которые обеспечивают его деятельность на территории Российской Федерации.

В ведении МИДа России находится Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.

МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через загранучреждения, территориальные органы.

Основными задачами МИДа России являются:

1) разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;

2) реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации;

3) обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене;

5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;

6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики Российской Федерации и реализации ее международных прав и обязательств;

7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;

8) содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

Особо следует выделить полномочия МИДа России в области нормотворческой деятельности. Он вносит на рассмотрение Президента РФ и Правительства Российской Федерации предложения о разработке проектов законодательных актов по вопросам внешней политики Российской Федерации и дипломатической службы, проекты нормативных правовых актов, самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере его деятельности, разрабатывает проекты международных договоров Российской Федерации, заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России.

Государственным органом внешних сношений, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания, является

Посольство Российской Федерации, действующее на основании Положения о Посольстве Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. № 1497. Посольство учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании указа Президента РФ дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств.

Посольство обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в отношениях с государством пребывания и в этих целях:

представляет Российскую Федерацию в государстве пребывания;

защищает интересы Российской Федерации, права и интересы граждан и юридических лиц;

обеспечивает дипломатическими средствами развитие сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово-экономической, культурной и иных областях;

распространяет в государстве пребывания официальную информацию о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни;

участвует в подготовке международных договоров Российской Федерации с государством пребывания;

информирует Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, МИД России, другие федеральные органы о государстве пребывания, о его внутренней внешней политике, выполняет их поручения;

координирует деятельность и контролирует работу находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, а также представительств субъектов Российской Федерации на территории отдельных субъектов.

Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в иностранном государстве, являющийся высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания. Посол назначается и отзывается по предложению министра иностранных дел РФ Президентом РФ после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания РФ.

Посол представляет Российскую Федерацию в государстве пребывания, обеспечивает дипломатическими средствами проведение внешнеполитического курса Российской Федерации, защиту национальных интересов, суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, прав и интересов ее граждан и российских юридических лиц в государстве пребывания. Посол вправе приостанавливать исполнение решений и предотвращать действия в государстве пребывания представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, в случае если такие решения и действия не отвечают интересам Российской Федерации. О принятых мерах Посол уведомляет МИД России.

Консульское учреждение Российской Федерации является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Оно действует на основании Положения о консульском учреждении Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330. Консульские учреждения в зависимости от класса подразделяются на генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства.

Консульское учреждение открывается по решению Правительства Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством. В государстве пребывания Консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства Российской Федерации. Консульские функции выполняются так­же дипломатическими представительствами Российской Федерации, в составе которых для этих целей могут создаваться консульские отделы.

Основными задачами и функциями Консульского учреждения являются:

защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц, оказание помощи и содействия гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам;

осуществление паспортно-визового обслуживания;

осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания;

представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан Российской Федерации в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов;

ведение в установленном порядке учета находящихся в пределах консульского округа граждан Российской Федерации; принятие мер по розыску пропавших без вести в пределах консульского округа граждан Российской Федерации;

содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа;

содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между Российской Федерацией и государством пребывания, дружественных отношений между ними, участие в подготовке и обеспечении межгосударственных обменов и визитов официальных делегаций;

выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, информирование о них МИДа России, дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания;

участие в пределах своей компетенции в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания;

распространение в консульском округе официальной информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, ее социально — экономической, культурной и духовной жизни.

Большая часть функций консульского учреждения направлена на защиту в государстве пребывания прав и интересов граждан Российской Федерации.

Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации является территориальным органом Министерства иностранных дел Российской Федерации. Представительство МИДа действует на основании Положения о Представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МИД России от 11 марта 2002 г. № 2792.

Представительства МИД России подразделяются на представительства МИД России в центрах федеральных округов и представительства МИД России в субъектах Российской Федерации.

Постоянное представительство Российской Федерации при международной (межгосударственной, межправительственной)организации (в иностранном государстве) — государственный орган внешних сношений Российской Федерации, осуществляющий представительство в соответствующей международной организации (в иностранном государстве). Оно действует на основании Положения о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации, утвержденного Указом Президента РФ от 29 сентября 1999 г. № 1316.

Постоянное представительство входит в систему МИДа и учреждается по решению Правительства.

Российская Федерация имеет представительства в таких организациях, как Организация Объединенных Наций (ООН); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ); Совет Европы (СЕ); Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Россия — наблюдатель).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: