Закаливание школьников

 

Гигиенические задачи закаливания детей. Воздух, солнце и вода являются лучшими и неограниченно доступными средствами повышения сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных условий среды, а также к различным простудным и инфекционным заболеваниям. При закаливании детей школьного возраста ставятся задачи:

· Повысить стойкость детского организма в борьбе с заболеваниями;

· Воспитывать у детей и подростков потребность в свежем воздухе, научить их не бояться резких колебаний температуры, влажности, движения воздуха;

· Воспитывать у детей умение преодолевать трудности, быть выносливыми.

Роль нервной системы в закаливании организма. Наибольшая роль в механизме закаливания принадлежит ЦНС, которая руководит всеми процессами, происходящими в организме.

Внешние раздражения, получаемые от солнечных и воздушных ванн или водных процедур, путём сложных рефлексов влияют на ЦНС, а через неё на разнообразные функции организма. Если на кожу действие того или иного фактора (холода, тепла, ветра, влаги) повторяется много раз, то постепенно, под влиянием упражнений, рефлекторные реакции становятся всё более быстрыми и точными. Терморегуляционный аппарат кожи при этом легко поддаётся совершенствованию, чем достигается повышение устойчивости организма ко всяким неблагоприятным метеорологическим воздействиям.

Основные принципы закаливания. Закаливание школьников может дать положительный результат только при соблюдении следующих принципов: постепенности, систематичности и учёта индивидуальных особенностей детей. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, т.к. детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даёт наилучший эффект, если устанавливаются строгая дозировка и постепенное усиление раздражения, например постепенное облегчение одежды в весеннее время, постепенное снижение температуры в водных процедурах, постепенное увеличение продолжительности солнечных ванн и т.д. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если же закаливающие процедуры проводятся случайно, с перерывами, то организм ребёнка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным облучениям, не может закрепить полученные результаты. Поэтому необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании реакция организма ускоряется и совершенствуется. Большое значение при поведении закаливания имеет принцип индивидуализации. Дети одного и того же возраста нередко отличаются друг от друга по своему физическому развитию, состоянию здоровья. На одно и то же раздражение часто реагируют неодинаково. Одни дети более чувствительны к охлаждению, другие быстрее привыкают к нему. Дети, недавно перенесшие заболевание, или дети с неустойчивой нервной системой сильнее реагируют на те или иные закаливающие процедуры. Каковы бы ни были причины отрицательного отношения детей и подростков к закаливанию, необходимо с ними считаться. Но это не значит, что таких детей и подростков не надо закаливать. Для них желательно временно заменять одни закаливающие процедуры другими, более мягкими, повышать интерес детей к закаливающим мероприятиям, применяя соответствующие педагогические приёмы, работать над воспитанием воли ребёнка, привлекать внимание родителей.

Значение воздуха для закаливания. Учитывая более поверхностный тип детского дыхания, особенно важно постоянное пребывание детей и подростков в условиях чистого свежего воздуха. Длительное пребывание учащихся на воздухе не должно прекращаться в осеннее и зимнее время.

Основным методом закаливания воздухом для детей и подростков следует считать воздушные ванны. Наибольший эффект от воздушных ванн достигается при сочетании их с движением. Движения способствуют физическому и общему развитию и являются одним из средств формирования личности ребёнка. Движения дают возможность принимать воздушную ванну при более низких температурах, т.к. потеря тепла будет компенсироваться усиленной выработкой его во время движений.

Значение воды для закаливания. Вода издавна применяется для оздоровления и закаливания организма. Вода обладает большой теплопроводностью по сравнению с воздухом, поэтому она при той же температуре отнимает больше тепла от тела. Для получения эффекта от закаливания необходимо раздражение постепенно усиливать, т.е. постепенно снижать температуру воды. В этом смысле вода обладает известным преимуществом перед воздушными ваннами, т.к. водные процедуры можно дозировать с большей точностью. Различают 3 фазы воздействия холодной воды на кожу. В 1 фазе наступает сжатие кожных сосудов, кожа бледнеет, появляется «гусиная кожа» вследствие сокращения мышц, выпрямляющих кожные волоски; кровь отливает к внутренним органам, учащается и увеличивается сила сердечных сокращений; повышается давление крови; проявляются непроизвольные мышечные сокращения, озноб, а усиленная деятельность мышечного аппарата при этом ведёт к повышению обмена в нём, в результате чего повышается температура тела. Во 2 фазе, которая внешне характеризуется покраснением кожи и ощущением тепла во всём теле, организм усиленной теплопродукцией компенсирует повышенную потерю тепла. Если охлаждение организма чрезмерно или слишком продолжительно, может наступить 3, нежелательная фаза: кожа вновь бледнеет, приобретая синеватый оттенок, синеют губы, появляется крупная дрожь. Перечисленные внешние проявления з фазы указывают на то, что организм не справляется с потерей тепла, что он теряет больше тепла, чем вырабатывает. Это может привести к переохлаждению и возникновению простудных заболеваний, т.е. закаливание может перейти в свою противоположность. При проведении закаливания водой нужно учитывать возраст ребёнка, состояние его здоровья, условия жизни и индивидуальные особенности организма, а также состояние предыдущей тренированности к закаливающим процедурам.

Значение солнца для закаливания. Закаливающее действие солнечной радиации проявляется в значительном утолщении эпидермального слоя кожи, что приводит к повышению её барьерных свойств, к стойкости организма к простудным и инфекционным заболеваниям.

Принимая солнечную ванну, ребёнок подвергается одновременному воздействию прямой, рассеянной и отражённой солнечной радиации. Лучше всего принимать солнечные ванны на специально оборудованных участках - соляриях. Учитывая жизненную важность естественной УФ радиации для растущего организма ребёнка и недостаток её в холодное время года, следует осуществлять профилактические мероприятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: