Роль органов чувств в процессе обучения

 

С помощью органов чувств человек познаёт окружающий мир, его свойства, закономерности. Органы чувств являются единственным источником всех наших знаний об окружающем мире, единственным источником познания.

Мозг непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающем его мире и внутри самого организма, сведения о предметах и явлениях окружающей среды и о состоянии внутренних органов тела. Предметы и явления окружающего мира отличаются различными свойствами, качествами, и отражение мозгом этих предметов и явлений невозможно без отражения их свойств и качеств. С помощью органов чувств мы познаём величину, форму, цвет, запах, вкус окружающих нас предметов, знакомимся с производимыми ими звуками. Ощущения, воспринятые с помощью органов чувств, дают материал для других более сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения. Если бы человек был лишён всех органов чувств, он никакими способами не мог бы познать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг.

Все органы чувств играют огромную роль при познании человеком окружающего мира, а значит и в процессе обучения эта роль также велика.

Зрительные ощущения. Зрительные ощущения – ощущение света и цвета – играют ведущую роль в познании человеком внешнего мира. Учёные установили, что от 80 до 90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, 80% всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем. Благодаря зрительным ощущениям мы познаём форму и цвет предметов, их размеры, объём, удалённость. В процессе обучения зрительный анализатор играет одну из ведущих ролей, т.к. с помощью зрения дети учатся читать, писать и т.д. Книги, кино, театр, телевидение раскрывают нам весь мир. Как известно, одним из требований при обучении детей в школе, является использование наглядного материала. Это связано с тем, что с помощью зрительного анализатора ребёнок получает огромное количество информации об увиденном предмете. Яркая наглядность вызывает интерес, что позволяет сосредотачивать внимание у детей во время урока. Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность ребёнка. Установлено, например, что оптимальная окраска класса может повысить результаты обучения на 20-25%. Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении. Излишнее напряжение в работе глаз может быть вредным для зрения и способствовать развитию близорукости у школьников. В школах, расположенных на широких улицах, близоруких обычно меньше, чем в школах, находящихся на узких улицах, застроенных домами.

Слуховые ощущения. Слух, как и зрение, играет большую роль в жизни человека и в процессе обучения. от слуха зависит способность речевого общения. Речь ребёнка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На первом году жизни ребёнка создаются анатомо – физиологические предпосылки овладения речью. Ребёнка второго года жизни начинает практически овладевать речью, но его речь носит аграмматический характер. Грамматически правильная речь начинает формироваться на третьем году жизни ребёнка, а к шести годам ребёнок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью, чтобы начинать систематическое обучение в школе. Обучение в школе предъявляет к речи ребёнка всё новые требования, связанные с изучение учебных предметов, с необходимостью развёрнуто и содержательно отвечать на уроках. У детей школьного возраста речь является и средством общения, и средством усвоения знаний. У человека довольно быстро развивается фонематический слух на звуки родного языка. Чужой язык воспринимать труднее, т.к. каждый язык отличается своими фонематическими признаками. В младшем и среднем школьном возрасте наблюдается некоторое увеличение остроты слуха по сравнению с дошкольным возрастом. Наибольшая острота слуха наблюдается у детей 13-14 лет. Под влиянием обучения чтению, совершенствования устной речи, изучения иностранного языка у школьников значительно улучшается фонематический слух. С его помощью учащиеся довольно хорошо выделяют фонемы, т.е. звуки, которые в нашей речи служат для различения значения слов и их грамматических форм. Слабое развитие фонематического слуха у школьников 1 класса частая причина их неуспеваемости по чтению и письму. С помощью специальных упражнений на различение для ребёнка фонем фонематический слух может быть значительно улучшен. Сильный и продолжительный шум вызывает у людей значительные потери нервной энергии, наносит ущерб сердечнососудистой системе – появляется рассеянность, понижается слух, работоспособность, умственная деятельность. Поэтому в процессе обучения необходимо обеспечить тишину в классе.

Обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но при поражении слуха и зрения обоняние наряду с другими оставшимися неповреждёнными анализаторами приобретает особо важное значение. При отсутствии зрения и слуха у слепо глухих настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся анализаторов, что эти люди учатся довольно хорошо ориентироваться в окружающей обстановке.

Кожные ощущения. Или тактильные ощущения, т.е. ощущения прикосновения. Данный вид ощущений играет большую роль в процессе обучения младших школьников. В таком возрасте очень развита тактильная память, это следует учитывать при подборе наглядности на урок. Наглядность должна быть не просто плоским изображением, а чем-то объёмным, что ребёнок мог бы потрогать и непроизвольно запомнить. Своеобразный вид кожных ощущений - вибрационные, возникающие при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущимися или колеблющимися телами. У нормально слышащих людей этот вид ощущений развит слабо. Однако при потере слуха этот вид ощущений заметно развивается и служит для ориентировки в окружающем мире. Посредством вибрационных ощущений они чувствуют музыку, даже узнают знакомые мелодии, переговариваются, выстукивая азбуку Морзе и, воспринимая сотрясения пола, на улице узнают о приближающемся транспорте и т.д.

Осязательные ощущения. Осязательные ощущения представляют собой комбинацию, сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов. Осязание имеет большое значение в трудовой и познавательной деятельности человека, особенно при выполнении операций, требующих точность. С помощью осязания происходит познание маленьким ребёнком мира. Это один из важных источников получения информации.

Развитие ощущений у детей. Как известно, психика развивается в деятельности. Всестороннее развитие ощущений ребёнка связано с его разнообразной, интересной и активной творческой деятельностью. Подлинное развитие и совершенствование ощущений у ребёнка возможно только в том случае, когда он сам будет заинтересован в таком развитии, сам будет добиваться успеха.

Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолированно друг от друга. Работа одного анализатора может влить на работу другого анализатора – усиливать или ослаблять её. Можно повысить чувствительность зрительного анализатора, стимулируя её слабыми музыкальными звуками (резкие, сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение). Все эти особенности необходимо учитывать при обучении детей, для достижения лучших результатов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: