Гигиенические требования к школьным учебникам преследуют цель облегчить процесс зрительного восприятия их текста и иллюстраций и тем самым облегчить деятельность зрительного анализатора во время чтения книги или учебника. Школьные учебники, напечатанные на плохой, в частности, просвечивающей бумаге, мелким шрифтом или неразборчиво, вызывают быстрое утомление детей и подростков и является одной из причин повышения внутриглазного давления, ухудшения зрения и появление головных болей. Небрежно оформленные книги быстро изнашиваются и легче загрязняются при пользовании. Величина печатных знаков должна быть такой, чтобы основные их детали можно было видеть под углом зрения в 1 градус. Буквы и другие печатные знаки должны иметь размеры, позволяющие свободно читать текст книги, учебника без напряжения зрения на расстоянии 30-40 см. от глаз. Буквы и другие изображения должны чётко выступать на светлом фоне бумаги, чтобы не приближать глаза к напечатанному тексту. Бумагу для учебников и детских книг оценивают по её цвету, поверхности и плотности (просвечиваемости). Бумага для детских книг и школьных учебников должны быть белой или с едва заметным желтоватым оттенком. Применение цветной, серой или даже слегка сероватой бумаги не допускается, т.к. это снижает контрастность между текстом и окружающим его фоном, вызывает быстрое утомление глаз, что ведёт к более быстрому общему утомлению. Большое значение для школьных учебников и детских книг имеют размеры и чёткость шрифта. Высота шрифта в школьных учебниках и детских книгах, предназначенных для учащихся 1-го класса, за исключением букваря, должна быть не менее 2,8 мм. Высота шрифта в азбуках должна быть не менее 3,5 – 4,5 мм., причём первые страницы азбуки должны быть набраны более крупным шрифтом. В школьных учебниках, предназначенных для учащихся средних и старших классов, допускается применение шрифта высотой 1,75 мм. Шрифт школьных учебников и детских книг должен быть чётким и простых очертаний. Школьный учебник и детская книга обязательно должны иметь поля, обеспечивающие надлежащий контрастный фон для печатного текста и некоторый отдых во время чтения при переходе от одной строки к другой. Для детей, начинающих читать, поля помогают более лёгкому нахождению следующей строки. Рисунки и другой иллюстративный материал в школьных учебниках и детских книгах должны быть чёткими. При помещении в учебнике или детской книге иллюстраций, изображающих природу, исторические события и др, желательно делать их цветными и обязательно чётко. Учебники должны иметь плотные переплёты, позволяющие детям и подросткам содержать их в образцовой чистоте. Следует всячески поощрять обёртывание учебников плотной бумагой для большей их сохранности.
Не менее, чем к школьным учебникам и детским книгам, гигиенические требования предъявляются к учебным наглядным пособиям. Основным требованием к ним является хорошая их видимость учащимися, сидящими не только на передних партах, но и на задних. Малейшее напряжение глаз при рассматривании учебных наглядных пособий недопустимо. Формы букв, изображаемых на пособиях должны быть простыми и прямыми. Высота шрифта должна быть не менее 3,5 см. Бумага при издании и изготовлении пособий должна быть белой, гладкой, но не глянцевой. Применение цветной бумаги надо избегать. Если приходится делать в отдельных случаях цветной фон для изображения отдельных деталей пособия, то также следует делать несколько большую высоту шрифта и надписи делать исключительно чёрной краской. Изображения отдельных деталей на наглядных пособиях должны быть чётким и достаточных размеров. При изготовлении географических и исторических карт раскраску следует производить светлой краской небольшой насыщенности. Надписи на карте надо делать так, чтобы одна надпись отстояла от другой на расстоянии не менее чем на двойную высоту букв.