Прежде всего, отношения с другими корпорациями. Конкуренция - необходимый элемент свободного рынка. Именно в сфере конкуренции чаще всего нарушаются этические нормы. Этические нормы взаимоотношений предпринимателей с конкурентами предполагают:
1. Подчинение требованиям гласности информации, касающейся деятельности предприятия. Не подлежат засекречиванию сведения, сокрытие которых противоречит интересам общества и государства.
- учредительные документы и Устав;
- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (лицензии, патенты и т.д.);
- сведения по установленным формам отчетности по финансово-хозяйственной деятельности (необходимые для проверки правильности исчисления налогов, зарплаты и др. обязательных платежей);
- документы об уплате налогов и обязательных платежей;
- документы по платёжеспособности;
- сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, о наличии свободных рабочих мест;
- сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда и т.д.;
|
|
- сведения об участии должностных лиц предприятия в организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
2. Недопустимость нечестных методов конкурентной борьбы (картельные соглашения, снижение цен ниже себестоимости, уменьшение заработной платы служащим, продажа товаров по демпинговым ценам, попытка очернить или выставить в неприглядном свете конкурирующую фирму, используя СМИ, разводнение акционерного капитала выпуском новых акций и т.д.).
3. Использование нелегальных методов получения информации о конкурентах
4. Честность, доверие и надежность в выполнении договорных обязательств.
5. До какой степени может продолжаться конкуренция и как далеко она может зайти. Конкуренты не должны забывать о том, что они члены одного общества и потому должны уважать друг друга, и не ущемлять прав других.
Отношения между корпорациями и потребителями. Определяются отношениями рынка. Бизнес успешен, когда он дает потребителю то, что ему нужно. А отношения будут успешными, когда:
а) потребитель получит адекватную информацию о продукции, для принятия обоснованного решения;
б) потребитель свободен в выборе того, что он хочет купить.
Предприниматели заинтересованы в увеличении покупательной способности потребителей. Поэтому в развитом обществе они активно включаются в улучшение социальной политики, развитие культуры, науки, поддерживают концепции социально-ориентированного маркетинга, требование избегать вреда, оберегать жизнь, здоровье и благосостояние потребителей.
|
|
Сейчас большинство фирм признали большинство прав потребителей и следуют следующим заповедям:
- заботиться о проблемах потребителя, которые ему трудно решить самому;
- выпускать качественный товар;
- стараться предугадать желания потребителей;
- информировать потребителя как можно полнее и больше о производителе;
- помогать в эксплуатации товаров как можно дольше;
- создать атмосферу предсказуемости в отношениях с потребителем;
- обеспечить четкую адресность производимого товара.
Однако многие это только декларируют, а на практике не реализуют.
Основная проблема здесь – это безопасность продукции и соответствие её характеристик и функции целям и назначению.
Часто производитель умалчивает о потенциальной опасности продукции, возможных неисправностях.
Еще один момент – использование некомпетентности потребителей.
Неэтичны действия компании, когда она не принимает надлежащих мер по устранению дефекта в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения.
Здесь большая роль принадлежит самим потребителям в проверке качества и доведении информации до широких слоёв населения. В результате появляется консюмеризм (движение потребителей). Оно возникло в начале XX века и прошло в своём развитии три волны и сейчас является мощной силой, оказывающей влияние на производителей.
Права потребителей в современном обществе защищены законодательно. Этому служат различные издания, передачи на радио и телевидении. Этому служит реклама, консультации, независимая экспертиза, иски на некачественные товары и услуги и т.д.
Многие предприниматели в своей деятельности опираются на кодексы профессиональной этики, целью которых является удовлетворение нужд потребителей, содействие справедливой конкуренции между предпринимателями, а также создание положительного имиджа.