Время и государство, как с ними работать

Итак, есть такие моменты в истории России, которые прошли абсолютно через все современные семьи. Все. Перечислим их от более нового времени к более древнему.

· СССР послевоенный 1945—1991

· Война (1941—1945)

· СССР довоенный (1917—1941) хотя, технически, СССР был образован только в 1922 году

· Императорская Россия от 1917 года и вглубь.

Теоретически, СССР довоенный и СССР послевоенный — это одно государство, но война настолько «пропахала» все стороны жизни, что история семьи во время ВОВ всегда описывается отдельно во всех генеалогических повествованиях.

Довоенная жизнь СССР — это всегда история о том, как менялась (а менялась всегда) жизнь рода в рамках стремительно менявшейся в 1917—1941 гг страны. За эти 24 года столько всего произошло... старая жизнь была разрушена на корню, стремительно строилась новая.

· Рассказ об истории семьи в 1917—1941 гг. это всегда рассказ о том, что поменялось в жизни семьи (а поменялось очень многое) по отношению, скажем, к 1900—1916 гг.

· Рассказ о 1941—1945 гг это рассказ о том, как семья пережила Войну.

· Рассказ о 1945 и (ближе к нашему времени), что изменилось в жизни семьи после Войны.

А вот, если исследование дошло до Российской Империи, то тут уже все сложнее, этому посвящен рассказ о сословиях, который идет ниже, но прежде чем к нему перейти, некоторые основные вещи: понятия источника и литературы.

Источник — это основное слово в исторической науке, а, значит, и в генеалогии тоже. Источник, это, грубо говоря «откуда ты это взял». Еще 50 лет назад считалось, что источники могут быть только письменные, сейчас мы знаем, что они могут быть и устные, и видео, и аудио. Есть даже отдельная отрасль исторической науки, которая изучает источники и методы установления по ним достоверных фактов.

Как правило, считается, что источник — это то, что было когда-то создано в одном (максимум 2-3-х) экземплярах, написано на бумаге. Если же кто-то взял эту бумагу и напечатал информацию оттуда в книге, то это уже «литература». Теперь то, что было написано в одном экземпляре размножено сто или тысячу раз, а, кроме того, то, что написано в той, самой, первой «бумаге», в первом источнике — автор не приводит его полностью, а, как правило, использует фрагменты, выдержки, цитаты для подтверждения какой-либо своей теории. Может автор «литературы» неправильно понять «источник»? Или сознательно повернуть все так, чтобы цитаты оттуда доказывали, а не опровергали его? Конечно, может! Именно поэтому для того, чтобы понять, что изначально имеется в виду, историк должен изучать и «литературу» и «источники».

Наступает момент, когда нужно дополнить или сравнить собранную информацию с литературой и источниками. Каким образом, и, главное, зачем?

Тут есть несколько методов.

· Метод «набора информации». Это когда стало известно, что прадедушка был танкистом и служил, скажем, в 134—м танковом полку, а прапрадедушка был крестьянином Алексинского уезда Тульской губернии. И все. Что можно узнать дальше?

Некоторые люди начинают набирать информацию, читая в интернете и книгах вообще о том, что такое танковые полки и 134—й конкретно, и как вообще жили крестьяне в Алексинском уезде Тульской губернии.

Положительная сторона: точно можно больше узнать о танковых полках и о крестьянах, расширить кругозор. С другой стороны, этот метод не даст больше информации о предке.

· Метод «вопроса» этопопытка ответить на конкретные вопросы: а сколько человек было в танке? А от чего погибали танкисты? А на что жили крестьяне Алексинского уезда?

Положительная сторона: это более конкретный метод, он привязан к исследованию и даст лучшее представление о событиях в жизни предка, которые хочется раскрыть. С другой стороны, чтобы задать вопрос, нужно иногда иметь минимум информации.

Иногда эти методы приходится объединять, и вот что еще важно: чаще всего у людей возникает вопрос, а что В ПРИНЦИПЕ можно узнать еще. То есть человек не знает о том, что можно, например, найти место захоронения своего прадедушки, ему не приходит в голову, что это В ПРИНЦИПЕ возможно. Вот и ответ – зачем это делать. Чтобы провести поиск дальше через «тупики», чаще мнимые, чем настоящие, или открыть более быстрые и оптимальные пути поиска.

Помимо сравнения по указанным выше методам мой совет: вести рассказ о своих исследованиях на популярных генеалогических форумах (типа forum.vgd.ru, soldat.ru и т. д.) Люди будут читать, дополнять и таким образом направлять поиск.

Далее, после того, как нужные вопросы поставлены, ответы найдены, перспективы расширены, в любом случае возникает необходимость пойти по архивам и библиотекам (библиотеки, конечно, хранят только опубликованные источники – литературу, их меньше, чем неопубликованных, когда речь идет о судьбах обычных людей).

Архивы, как правило, хранит государство, ведь, это дорогое и непростое дело (если бы это было не так, что все архивы древности спокойно до нас дошли и никаких исторических загадок не существовало бы). Ясно же, что постройка огромных зданий, набор штата сотрудников в архивах, сохранение там особого режима — все это делается зачем-то? Зачем государство хранит эти документы, а не уничтожает их, скажем, через каждые 15 лет? Причем так делают все государства в мире!

Потому что государство стоит на трех китах: идеологии (религии), экономике, армии. Собственно, на 90% этим трем вещам и посвящены все документы мира.А собирать и хранить их надо потому, что контроль над этими тремя китами всегда требовал огромного количества бумаг!

Подробнее о документах в архивах в следующей главе.

Три кита государства

Идеология. Государство не может жить без религии и всегда очень жестко контролировало то, во что верят его граждане. В XX веке ничего не изменилось, просто на сменам религии (то есть условно, в вере в Бога) пришли другие идеологии (от греч. "ιδέα — идея, представление и λόγος — слово, учение), то есть вера в то, какой порядок устройства государства является самым правильным (коммунизм, фашизм и т. д.), но и религии никуда не делись.

Религия контролировала в России до 1917 года самый важный в генеалогии процесс — фиксация и легализация (то есть узаконивания) рождения, брака, смерти. То есть Церковь (или Мечеть или Синагога) фиксировала, придавала законную силу тому, что рождение, брак, смерть реально были.

Какие документы с этим связаны?

Метрики — очень важное слово в генеалогии. Запись в книге регистрации рождения, брака смерти о том, что брак, рождение, смерть имели место. Делалось священником разрешенных государством религий (то есть не только священниками Русской Православной церкви, но и пасторами лютеранской кирхи, католического костела, мусульманскими муллами, еврейскими ребе и т. д.)

Условно, метрики появились в районе 1750 года, сначала были весьма малоинформативными, но потом стали все более и более подробными. После 1850 года в метрике о рождении православной церкви можно прочитать когда и где родился младенец и когда был крещен, его сословие (что это такое, смотри ниже) узнать его родителей и где они живут, а также кто был крестным, в записи о браке — когда состоялся брак, сколько лет было тем, кто в брак вступил, их сословие и место жительства, а также кто был свидетелем на свадьбе.

Запись о смерти самая малоинформативная, там можно прочитать когда и где умер человек, отчего и когда был похоронен.

Метрики велись священником в двух экземплярах, одну (чистовую) он отправлял в архив Консистории (от латинского consistorium — место собрания; совет), то есть в управление церковной территорией — епархией, а второй экземпляр, часто весь в пометках и исправлениях, велся и хранился в самой церкви.

Из-за того, что экземпляров метрики было два, по большей части территории России они, все-таки, сохранились. Сейчас они, как правило, уже давно хранятся в архивах.

После 1917 года функции регистрации рождения, брака, смерти были отобраны у церкви и переданы органам ЗАГС — записи актов гражданского состояния. Доступ к ним весьма строгий и только для родственников, а до 1917 года — свободный. Записи после 1917 года, как правило, хранятся в архивах ЗАГС.

Некоторые метрики выносят онлайн — так, доступны в Интернете метрики по Молдове и по г. Санкт—Петербургу, а также по некоторым другим территориям.

Как я говорил, три сферы — религия, экономика и армия очень сильно связаны, так что не стоит забывать, что метрики — это не просто фиксация того, что человек родился, но и «ключ» к правам наследования, ведь почти всю свою историю претендовать на наследство родителей могли только дети, родившиеся в браке.


Метрическая запись о рождении Екатерины по селу Пластово Алексинского уезда Тульской губернии, родителями записаны деревни Хованской временнообязанный крестьянин Андрей Васильев и законная жена его Агриппина Гаврилова, оба православного вероисповедания. В данном случае «Васильев» это отчество, а не фамилия, фамилию тогда еще не писали и она будет писаться в этой церкви начиная с 1871 года частично, а уже с 1880 года полностью. Запись сделана 13 декабря 1871 года в момент крещения, а родилась Екатерина 12 декабря 1871 года.

Исповедные ведомости — хотя бы раз в год любой житель Российской Империи был обязан посетить церковь, исповедаться и принять причастие (одни из основных обрядов Русской православной церкви). Таким образом, списки целых деревней составлялись в каждой церкви, однако после революции 1917 года исповедные ведомости посчитали документом, который не имеет ценности для истории, а места занимает много и поэтому их во многих местах уничтожили.

Экономика. Деньги, денежки, деньжулята... без них не может жить ни одно государство. Торговля это, конечно, важно, но гораздо проще собирать налог с собственного населения! А для этого население надо посчитать.

Население, обычно, прекрасно это понимало, вот почему всевозможные переписи совершенно его (население) не радовали. Еще в Библии описывается бунт против идеи провести первую перепись населения в Древнем Израиле, а, ведь, дело было 3000 лет назад!

Со времен Петра Первого подушная подать в России собиралась со всех лиц мужского пола от младенца до старика, кроме дворян и священников. Старообрядцы платили двойную подушную подать — и тут видно совмещение темы «религия» и «экономика» — веришь не так, как нравится государству, плати больше!

Подушная подать была введена для содержания армии, совмещение темы «экономика» и «армия». Для того, чтобы посчитать где сколько народа в России, впервые начали проводиться регулярные переписи населения (ревизии). Первая была в 1721 году. Не то, чтобы до этого народ не переписывали — нет, переписывали еще XVI века вписцовых книгах, но не регулярно и не везде, а с 1721 года это старались делать каждые 15—20 лет.

В ходе ревизий составлялись так называемые ревизские сказки, в разные годы и в ходе разных ревизий (их было всего 10, последняя, десятая, в 1858 году), в ревизскую сказку входило разное количество информации. Ревизии составлялись по каждому сословию отдельно, но как правило, туда входила информация о составе семьи (полном), возрасте всех ее членов, и если кто-то из семьи выбывал между ревизиями (а за 15 лет многое бывало), или какие-то новые люди прибывали, то сообщалось, по какой причине это произошло.

 

 
 

Страница из 9—й ревизии по еврейскому населению местечка (небольшого городка) Ружин Сквирского уезда Киевской губернии 1851 год. Указан Меер Хаскелевич (это отчество) Быстрицкий 55 лет и его дети Арон? лет, Лейзор 11 лет и Шевель 7 лет, указано, что в момент предыдущей переписи (она была в 1834—1835 годах) вся семья Быстрицких (впрочем, дети тогда еще не родились) была в «отлучке». На обороте листа перечислены имена жены и дочерей Меера Быстрицкого. У еврейского населения фамилия начали записываться гораздо раньше, чем у русских крестьян.

Ревизии и исповедные переписи — это, часто, совершенно огромные книги, например, вот такие:


Кстати говоря, помещики были обязаны платить подушную подать за всех крестьян мужского пола, которые жили на его территориях, само собой, эти деньги (и намного больше) крестьяне им потом отрабатывали. Однако оплата шла за всех лиц мужского пола, которые были записаны в ревизию, даже если человек умер. Плюс был в том, что за тех, кто родился, но еще не был записан, налог не взымался.

И так до следующей ревизии. Само собой, помещикам было выгодно, чтобы «мертвые души», за которых шел налог, у них «списали», а вот новых, вновь рожденных, не записывали. Именно таких «облагаемых налогом» мертвых душ и предлагал помещикам купить Чичиков в книге Гоголя «Мертвые души».

В 1858 году прошла последняя, 10-я народная ревизия. В 1861 году было отменено крепостное право, ревизии уже больше не проводились, в том числе потому, что резко изменился сословный состав населения, люди стали чаще уезжать из родных мест, например, на заработки. Это не значит, что государство перестало брать налоги (хотя подушная подать и была отменена в 1887 году, а в Сибири в 1898-м году) просто изменился принцип налога, налог стали брать в зависимости от того имущества, которое было у человека.

Более сложными стали и переписи. Теперь уже первая действительно всеобщая перепись населения России (вне зависимости от сословия) была проведена в 1897 году, листы переписи были размером с газету, указывалась не только информация о человеке и его семье, но и условия, в которых он живет. Так как листы переписи были очень большие, то хранить их в архивах было неудобно и есть очень немного территорий, по которым эти листы сохранились (например, Киевская губерния, Витебская, Ярославская губернии).

В 1916-1917 годах во многих регионах России была проведена сельскохозяйственная перепись, которая фиксировала имущество крестьянских хозяйств, по некоторым территориям она хорошо сохранилась (например, Алтайский край), а вот по некоторым — вообще нет.

Армия. Россия воевала очень часто в своей истории. Военных людей надо было всячески фиксировать, потому что а) армия — это дорого и сложно, требует большого количества бюрократии, б) людям, которые служили в армии, в силу их профессии, сопряженной с опасностью, почти всегда было положено большее количество льгот, чем остальным слоям населения.

Именно поэтому материалы о действиях регулярной армии хранятся в специальных архивах, например, по истории Армии со времен Петра Первого и до 1917 года — в Российском военно-историческом архиве в Москве, с 1917 по 1941 год в Российском государственном военном архиве (РГВА) в Москве, с 1941 и по настоящее время — в Центральном архиве министерства обороны (ЦАМО) в городе Подольск Московской области.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: