Религиозные концепции в этике деловых отношений

 

Хотя современная культура носит в значительной степени светский характер, не стоит преуменьшать роль религии в современном обществе. Религиозные основы поведения, превратившись в культурные традиции, продолжают оказывать влияние на сознание и поведение людей, даже если они об этом не задумываются. Каноны христианской (исламской и т.д.) морали служат общепризнанными образцами человеческого поведения.

Внимательный человек легко усмотрит некоторое противоречие между положениями Библии и предпринимательской деятельностью. Целый ряд мест в Евангелии указывает как будь-то бы на неприязнь к хозяйственной деятельности как таковой.

«Как трудно имеющим богатство войти в царство Божее». «Не копи себе сокровищ на земле».

Из этих фраз создаётся впечатление, что христианство отрицательно относится к активности земной жизни, богатству. Возникает естественный вопрос – не сдерживает ли религия частное предпринимательство?

Ответ следует дать отрицательный:

Во-первых, именно церковь, со своими монастырями долго играла существенную роль в хозяйственной, экономической жизни. Они имели свои земли, давали деньги в заём, вели торговлю, играли большую роль в колонизации новых земель. По сей день РПЦ осуществляет активную экономическую деятельность.

Во-вторых, крестьяне всегда активно занимались коммерцией, не смотря на своё крепостное положение. И это их занятие никогда не воспринималось как противоречащее религии.

В-третьих, наибольшее количество святых Русской православной церкви в XVIII – XIX веке дало купечество.

В-четвёртых, церковь традиционно освящала не только духовную, но и экономическую жизнь России. Ни одно значительное событие в этой сфере не прошло без обряда освящения.

В-пятых, и по сей день РПЦ осуществляет активную экономическую деятельност, оцениваемую десятками миллионов долларов. Подконтрольные ею структуры оперируют уже миллиардами долларов в год. Читаем в журнале «Вопросы экономики» №8 за 2000 год: «РПЦ представляет собой гигантскую корпорацию, обьединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных экономических агентов» сформировался особый церковный сектор постсоветской экономики.

И, наконец, согласно христианскому учению Бог не предпочитает бедного богатому. Пророк Иова говорил: «Радовался ли я, что богатство моё было велико и рука моя приобрела много? …я отрёкся бы тогда от Бога Всевышнего… Но он не предпочитает богатого бедному, потому, что все они дело рук его.»

 

Что деловую жизнь нравственной в глазах религии?

 

Во-первых, деньги, прибыль, сопровождающие предпринимательский успех, не должны выступать самоцелью предпринимательской деятельности. Если стремление к прибыли, земным благам будет главной целью, то оно закроет от человека подлинный смысл жизни. Человек становится рабом вещей, денег.

Обратимся к известному месту из библии, где юноша подошёл к И.Христу и спросил его «Что делать доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» И.Х. ответил «… продай имение твоё и раздай нищим… и приходи и следуй за мной». И потом он говорит: «Трудно надеющемуся на богатство войти в Царство Божие».

Здесь акцент делается не просто на акт обладания, а на внутреннюю несвободу от богатства, надежду на него. Зло не в богатстве, а в неправильном его использовании. Оно не оправдано как самоцель, но вполне оправдано как средство высшей цели жизни.

Для православного человека успех предпринимательской деятельности, величина прибыли не являются показателем этической оправданности, богоугодности. «Краше быть в праведном убожестве, чем в неправильном богатстве»

Таким образом, с христианской точки зрения экономическая, предпринимательская деятельность является вполне оправданной, если она она несёт общественную пользу, проникнута идеалом служения людям.

Непроизводительное использование богатства, нацеленность только на личные потребности, роскошь, всякий экономический детерминизм вообще однозначно осуждаются.

В этом случае хозяйственный процесс воспринимается как Промысел Божий.

Во-вторых, нужно заниматься благотворительность, которая является показателем общественной эффективности хозяйства и условием спасения души.

В России широко известны фабриканты, предприниматели, комерсанты Абрикосовы, Алексеевы, Бахрушины, Боткины, Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы, Рябушинские, Поляковы, Щукины, Крестниковы, Шамовы, которые активно занимались благотворительностью, стоили храмы, театры, детские приюты, богодельни, больницы и т.д.

Благотворительные пожертвования были одним из регуляторов социальной стабильности в стране.

 

В-третьих, праведность источников богатства. Богатство трудовое, не основанное на присвоении чужой собственности, добытое честным путём, в принципе не осуждаемо. Русский деловой человек всегда дорожил репутацией. И религиозность много давала развитию честного предпринимательства.

Девиз дореволюционных «Биржевых ведомостей» гласил: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли».

 

В-четвертых, честность в деловых отношения.

В России высоко ценилось верность в делах, честное слово. Было распространено заключение сделок посредством честного слова, скрепленного не подписью и печатью, а крестным знамением. И купеческое слово было очень крепко. Уже в условиях развитого рынка многие сделки заключались не на бирже, а в амбарах, трактирах.

Предоставление кредитного капитала, которым часто пользовались, тоже основывалось на доверии. Первостепенное значение имел беспроцентный кредит. Товар также давали в долг, на веру.

Существовал культ честной конкуренции.

Честность в деловых отношениях, высокая нравственность проявлялась и во внутрифирменных отношениях. Фирму, как правило, покидали, чтобы начать собственное дело. Фирмы же, где служащие из-за плохого обращения часто менялись, уважением не пользовались. Их называли проходными дворами.

 

Таким образом, хозяйственная деятельность дореволюционной России в нравственной основе определялась требованиями православного вероисповедания. Православная система ценностей во многом определяла поведение торгово-промышленного сословия и лежала в основе внутри купеческих, предпринимательских отношений.

Фабрика в России в конце 19 начале 20 века была уже целым городом, где было все необходимое для жизни: школа, больница, жильё для рабочих и служащих, столовая, библиотека, роддом, дом для престарелых. Фабричные столовые принадлежали артелям и были дёшевы, а в фабричных магазинах можно было купить товар в кредит. Предприниматели воспринимали обслуживание окрестного населения как «повинность».

Основатель фирмы гордился, что вокруг него кормится много народа. А все окружающие его бедные и богатые уважали за то, что он заработок сотням и тысячам рабочих. Потому он не чувствовал себя виноватым перед людьми. Но перед Богом было сознание вины, что из посланных средств недостаточно уделяет бедным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: