double arrow

Основные концепции в этики бизнеса

Теория утилитаризма

Её основателем считают Бентама (1748-1832). Современным создателем Дж.С. Милл (1806-1873).

С этической точки зрения действие правомерно, если полезный эффект его превышает суммарный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо первого.

Таким образом, этот принцип предполагает количественные измерения прибыли и расхода.

Важным при этом является то, что:

1. Правомерным является такое действие, которое приносит максимальную пользу всем тем людям, которые оказываются в сфере действия результатов акции.

Исходя из этого, можно сказать, что утилитаризм – это теория этики, констатирующая, что какое-либо действие правильное, если оно приносит или имеет тенденцию приносить наибольшее добро для наибольшего числа людей, на которых распространяется влияние этих действий.

2. Принцип утилитаризма не предполагает только непосредственной, мгновенных результатов. Он требует прогноза.

3. Принцип утилитаризма не предполагает только положительных результатов над отрицательными.

Используя этот принцип можно доказать почему одни виды действия морально неоправданны, а другие морально оправданы.

 

На практике эта теория имеет ряд проблем.

 

Первая проблема – количественное определение общественной пользы.

· Как измерить полезный эффект различных действий по отношению к разным людям и сопоставить полученные результаты? (Мы вбираем одну из альтернатив, и нам неизвестно каков бы был результат, если бы избрали другую альтернативу.)

· Многие решения имеют последствия, которые нелегко оценить с достаточной точностью, и для сопоставления которых нередко нет общих единиц измерения. (Пример с фильтрами для очистки выбросов и установка нового оборудования, которое сократит вредные выбросы вдвое)

· Максимизация чистой пользы может потребовать действий, способных причинить вред небольшому числу людей.

· В некоторых случаях прибыль и расходы измерению не подлежат. (Ценность жизни, здоровья, счастья).

· Во многих случаях отсутствует возможность прогнозирования размеров прибыли и расходов. (Строительство больницы и фундаментальные исследования). Иными словами невозможно предвидеть всех последствий делового решения.

· И, наконец, польза, извлеченная из того или иного решения, - величина непостоянная для всех партнёров. Скажем, сто рублей принесут бедняку больше пользы, чем богатому. Некоторые заинтересованные стороны получают большую пользу, достигая удовлетворённости, тогда как другие, увеличивая своё богатство.

Сторонники этой теории в качестве выхода из затруднения предлагают для количественных измерений прибыли и расходов использовать денежный эквивалент.

Ценность объекта или вещи для лица определяется ценой, которую он согласен заплатить за эту вещь (объект).

Иными словами ценность объекта можно определить по цене, которая устанавливается для него на свободном рынке.

В крайнем случае, можно использовать результаты соц. Опросов, оценки экспертов и т.д.

 

Вторая проблема – несовместимость с двумя моральными категориями: правом и справедливостью. С торонники утилитаризма пытаются решить проблему с помощью разработанной ими теории «норм утилитаризма». Положение этой теории в самом общем виде можно свести к двум принципам:

Акция правомерна с этической точки зрения в том, и только в том случае, когда необходимость её реализации продиктована корректными нормами морали.

Нормы морали корректны только в том случае, когда для всех, кто должен следовать им, суммарная прибыль оказывается выше, чем суммарная прибыль в результате следования альтернативной норме.

 

Этика справедливости

 

Принципы справедливости можно разделить на три категории.

Дистрибутивные (распределительные) принципы. Отсюда дистрибутивная справедливость. В обществе много благ (доходы, рабочие места, богатство, образование, свободное время и т.д.) и тягот (труд, налоги, социальные и гражданские обязанности и т.д.), которые должны быть распределены между его членами. Конкретное распределение благ и тягот ставит вопросы дистрибутивной справедливости. Распределять же можно разным способом: поровну между всеми, по потребностям, по усилиям, по заслугам, по социальному вкладу.

Эгалитарный подход – все поровну и тяготы и блага.

Капиталистический подход – от каждого по способностям и каждому по труду.

Социалистический подход – от каждого по способностям и каждому по потребностям.

Большинство людей согласны с тем, что к равным нужно относится одинаково, а отношение к неравным должно отличаться степенью их неравенства. Неравенство должно быть основано на релевантных, т.е. имеющих смысл различиях.

 

Джон Ролз разработал ограниченно эгалитарную теорию справедливости. Каждому разрешено обладать тем максимальным объемом равной основной свободы, который совместим с такой же свободой других.

Социальные и экономические неравенства допустимы, только если они выгодны всем. Т.е человек, имеющий от неравенства минимум выгоды, все равно оказывается в лучшем положении чем- то, в каком он был до возникновения неравенства.

 

Ретрибутивная (карательная) справедливость.

Сфокусирована на ответственности и наказании за неправильные поступки. Чтобы наказание было справедливым, оно должно быть одинаковым для всех, совершивших одинаковые поступки, соответствовать преступлению, а её строгость пропорциональна тяжести содеянного.

 

Компенсаторная справедливость.

Сфокусирована на компенсации стороне, которой нанесен ущерб несправедливыми действиями. Большинство согласны с тем, что потерпевшей стороне полагается возмещение, которое восстановит состояние, существовавшее до нанесения ущерба. Проблема в том, что иногда невозможно обеспечить полную компенсацию. В этом случае приходится надеяться на то, что правонарушитель возместит причинённый им ущерб в той мере, в какой этот ущерб поддаётся справедливой оценке.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: