Предисловие ко второму изданию

Оглавление

Предисловие.............................................................3

Раздел I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КУРСА ДОШКОЛЬНОЙ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКИ....5

Глава 1. Предмет, задачи, методы и иринцины дошкольной олигофренопедагогики.........

§ 1. Пути становления дошкольной олигофренопедагогики..............

§ 2. Предмет и задачи курса дошкольной олигофренопедагогики...........8

§ 3. Исходные теоретические положения и принципы дошкольной олигофренопедагогики........10

§ 4. Связь дошкольной олигофренопедагогики с другими науками......14

§ 5. Методы дошкольной олигофренопедагогики как науки.................

§ 6. Общие проблемы дошкольной олигофренопедагогики...................15

§ 7. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания................................................17

Глава 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта.......20

§ 1. Особенности психического развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте.......................

§ 2. Особенности психического развития дошкольника с нарушениями интеллекта...................28

Глава 3. Организация коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном.............................................54

§ 1. Подход к отбору содержания обучения............................................

§ 2. Организация педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении........55

Раздел II. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА......81

Глава 4. Методические принципы подхода к обучению..........................................

§ 1. Принципы построения занятий........................................................82

§ 2. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении.........86

Глава 5.Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушениями интеллекта.....................................................................................91

§ 1. Формирование сотрудничества взрослого и ребенка.......................

§ 2. Формирование способов усвоения общественного опыта...............92

Глава 6. Физическое воспитание.........................................................................103

Глава 7. Умственное воспитание..........................................................................109

§ 1. Развитие внимания и запоминания................................................110

§ 2. Развитие восприятия и представлений...........................................11

§ 3. Формирование мышления...............................................................128

§4. Роль знаний об окружающей действительности в умственном воспитании..........................136

§ 5.Развитие речи....................................................................................150

Глава 8. Формирование деятельности..................................................................163

§ 1. Деятельность и развитие ребенка......................................................

§ 2. Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности.....167

§ 3. Формирование игровой деятельности............................................170

§ 4. Формирование продуктивных видов деятельности........................175

Глава 9. Формирование основ личности..............................................................183

Глава 10. Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школе.......................194

Литература..........................................................................................................204

ПРЕДИСЛОВИЕ ко второму изданию

Настоящий учебник (второе издание) предназначен для сту­дентов дефектологических факультетов педагогических Вузов, а также для студентов педагогических колледжей и училищ, имею­щих дефектологическое отделение.

Сначала выхода первого издания произошли значительные из­менения в развитии отечественной теории и практики воспита­ния и обучения детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии. С учетом этих изменений при работе над вторым изда­нием авторы внесли дополнения, были переработаны некоторые разделы глав.

Учебное пособие создано на основе обобщения практическо­го опыта работы с детьми, с учетом современных подходов к воспитанию и обучению детей с нарушениями интеллекта, ана­лиза этапов становления дошкольной олигофренопедагогики в России.

В настоящее время наиболее распространенной формой оказа­ния коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нару­шениями интеллекта в России является их воспитание и обучение в специализированных (коррекционных) дошкольных учреждениях.

Современные исследования в области коррекционной педа­гогики ориентированы на разработку концепции раннего выяв­ления и ранней коррекции отклонений в развитии, связанную с идеей семейно-общественного воспитания на основе принципов научности, вариативности, непрерывности и целостности.

Учебник состоит из двух разделов: «Общие вопросы курса до­школьной олигофренопедагогики» и «Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта».

В первом разделе дается характеристика дошкольной олигоф­ренопедагогики как науки, выделившейся в самостоятельную от­расль дошкольной коррекционной педагогики: обобщены пути становления, определены предмет, задачи, принципы и методы этой науки, связь ее с другими науками.

Во втором разделе приводится подробное описание системы целенаправленной коррекционно-педагогической работы в спе­циализированном дошкольном учреждении для детей с наруше­ниями интеллекта: представлена организация коррекционно-педагогического процесса в специальном (коррекционном) дошколь­ном учреждении, изложены пути умственного воспитания детей изучаемой категории, а также даны направления формирования всех видов детской деятельности (игры, конструирования, рисо­вания, элементарной трудовой и т.д.)- Определены те качества личности, которые следует воспитывать у них в целях формиро­вания психологической готовности к обучению в школе и соци­альной адаптации к жизни.

В главах учебника включены вопросы и задания для самопро­верки и самостоятельной работы студентов, необходимые для ак­тивизации усвоения предлагаемого материала и формирования у студентов исследовательской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: