Глава 5. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушениями интеллекта

Формирование сотрудничества взрослого с ребенком

Ребенок развивается в процессе общения со взрослым. В ос­нове этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием его развития.

Сотрудничество взрослого и ребенка заключается в том, что не только взрослый должен хотеть передать ребенку определен­ные знания, умения и навыки, но и ребенок должен хотеть их взять, сделать своими, «присвоить».

Педагоги, как правило, считают, что одного их желания до­статочно для того, чтобы направить развитие ребенка в опреде­ленное русло. Они стараются подчинить все поведение ребенка своим целям, но при этом обычно не думают об установлении подлинного сотрудничества с ним.

Эмоциональное общение взрослого и ребенка при нормаль­ном развитии возникает очень рано — на первых месяцах жизни. Оно начинается с «заражения эмоциями» (Э.Сеген, А.Валлон) в ответ на приветливый взгляд и ласковый голос взрослого, а в дальнейшем перерастает в «комплекс оживления». В процессе эмоционального контакта у ребенка возникает потребность в об­щении со взрослым, которая ложится в дальнейшем в основу мотивационной сферы. В первый год жизни эмоции, которые ложатся в основу контакта, должны быть положительными, вы­зывать у ребенка желание их повторения. Уже к концу первого года жизни эмоциональный контакт переходит в деловой, т.е. становятся основой сотрудничества, и приобретают познаватель­ный характер.

Умственно отсталым детям свойственна инертность, отсутст­вие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный кон­такт со взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает. Так, у умственно отсталых детей отсутствует в младенчестве «заражение эмоция­ми», как правило, нет «комплекса оживления» и в результате не формируется потребность в общении со взрослым. Следователь­но, не создается основа для сотрудничества со взрослым, что негативно отражается на всем познавательном и личностном раз­витии ребенка.

Поэтому формирование сотрудничества умственно отсталого ребенка со взрослым должно быть выделено в особую задачу коррекционного обучения. В связи с тем, что онтогенетический ход развития умственно отсталого ребенка нарушается, в дошколь­ном возрасте необходимо начать с создания первичной основы сотрудничества, а именно, с эмоционального контакта взросло­го и ребенка. Однако сами формы создания эмоционального кон­такта должны быть иными, чем в младенчестве. Они должны учитывать возрастные и личностные особенности каждого ре­бенка. Необходимо использовать различные педагогические при­емы, доступные умственно отсталому ребенку данного возраста:дидактические и подвижные игры, кукольный театр и др. При этом следует стремиться к тому, чтобы эмоциональное общение возможно быстрее перешло в деловое, основанное на совмест­ных действиях взрослого и ребенка, а затем и в подлинное со­трудничество.

Только при наличии подлинного сотрудничества взрослого с ребенком можно научить его учиться и, в первую очередь, овла­девать способами усвоения общественного опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: