Государственное образовательное учреждение
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Кемеровский педагогический колледж»
Русский язык
И культура речи
Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей
Средних специальных учебных заведений
Кемерово 2009
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом ГОУ СПО КПК №2 Протоколом №9 от 04.05.2009 г. |
Автор-составитель: | В.А. Хмельнова, преподаватель русского языка и культуры речи Кемеровского педагогического колледжа | |
Рецензенты: | И.А. Крым, канд. филол. наук, доцент кафедры стилистки и риторики ГОУ ВПО КемГУ Г.В. Угляница, канд. пед. наук, преподаватель русского языка и культуры речи Кемеровского педагогического колледжа |
В учебном пособии излагаются основные цели, задачи изучения русского языка и культуры речи, представлен материал обо всех уровнях и составляющих русского литературного языка, контрольные вопросы, практический материал для освоения и закрепления всех теоретических понятий, задания для семинарских занятий, примерные задания для подготовки к контрольной работе, тестовый материал (входной, текущий, промежуточный, рубежный). Адресовано студентам и преподавателям средних специальных учебных заведений.
Русский язык и культура речи [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений: специальности 050704 «Дошкольное образование», 050705 «Специальное дошкольное образование» / авт. сост. В.А. Хмельнова; под ред. Н.А. Дедерер.– Кемерово, 2006. – 135 с.
Предисловие
Данное учебное пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов дневного и заочного отделений средних специальных учебных заведений педагогического профиля.
В настоящее время в обществе, в котором свобода слова стала осознаваться как одна из высших ценностей, сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. Именно сегодня интерес к родному языку становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.
При этом языковая подготовка студентов средних педагогических образовательных учреждений призвана решать не только обучающие, но и воспитательные задачи.
Знание языка, его законов, заложенных в нем возможностей позволяют воздействовать на других людей, использовать слово как «орудие», поэтому очень важно, кто орудием «владеет». Прежде чем вложить его в руки совсем юного поколения, следует воспитать в будущих педагогах те нравственные качества, которые не позволят обратить слово во вред другим.
Однако в ходе самостоятельной работы над курсом «Русский язык и культура речи» у студентов обычно возникают трудности, обусловленные отсутствием учебно-методических пособий для средних профессиональных образовательных учреждений. Такие материалы находятся в учебно-методических пособиях для студентов вузов, разрозненных литературных источниках и периодических изданиях.
Отсюда стало необходимостью разработать для студентов соответствующее пособие, которое направлено на оказание помощи обучающимся в усвоении лекционного, практического материала, при подготовке к семинарским, контрольным занятиям.
Составитель пособия ориентирует студентов на опережающий, рефлексивный и творческий характер усвоения теоретических и практических знаний русского языка и культуры речи. Структура пособия нацеливает студентов на ключевые проблемы учебной дисциплины. Оно состоит из нескольких глав. Первая глава посвящена организационно-методическим основам преподавания дисциплины.
Вторая глава знакомит обучающихся со структурой языка, его свойствами, раскрывает значение понятий «язык» и «речь», специфику устной и письменной речи. В ней даётся понятие о нормах русского литературного языка, их структурных типах и назначении.
Освоение материала этой главы предполагается через лекционную форму обучения.
При освоении материала всех следующих глав предполагается использование различных форм обучения: практические, семинарские, занятия контроля знаний. В свою очередь главы разбиты на параграфы.
Практические задания представлены в виде упражнений различной степени сложности, они способствуют более осмысленному усвоению материала, пониманию закономерностей функционирования и развития языка.
В системе дисциплин гуманитарного цикла «Русскому языку и культуре речи» отводится одно из ведущих мест в формировании личности, способной грамотно, в соответствии с нормами языка оформлять и высказывать свои мысли, чему способствуют задания и вопросы к семинарским занятиям, подобранные в соответствии с указанной темой и целью работы.
Пособие включает в себя задания для проведения следующих видов контроля знаний и умений студентов:
– Входной контроль. Представлен в пособии в виде теста перед изложением программного материала. При его составлении опирались на школьную типовую программу по русскому языку;
– Текущий контроль. Составлен по основным разделам курса в виде примерных заданий, аналогичных заданиям текущих контрольных работ.
– Периодический контроль. Составлен на основе материала, изученного в I семестре.
– Рубежный контроль. Представлен в виде экзаменационных вопросов и примерных практических заданий по всему курсу.
– Контроль остаточных знаний. Составлен в виде тестовых вопросов и заданий.
В результате изучения данного курса студенты будут иметь четкое представление о структуре языка, его единицах; знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, а также, в результате освоения материалов практических и семинарских занятий, применять эти знания в повседневном речевом общении.
Содержание учебного пособия соотнесено с рабочей программой по дисциплине «Русский язык и культура речи», разработанной в соответствии с ГОС СПО по специальностям 050704 «Дошкольное образование», 050705 «Специальное дошкольное образование» и основными учебными пособиями.
Глава I.
Организационно-методические основы