Материал для практических занятий

Занятия 1,2 (2 часа)

Цель работы: Овладеть фонетическим членением речи на фразы, такты, фонетические слова, слоги.

Освоить характеристику гласных и согласных звуков, отличать пары по глухости – звонкости, твердости – мягкости.

Технология работы:

Задание 1. Произвести фонетическое членение речи.

Налево, с края села, начиналось поле. Оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука.

Вдруг он, быстро и неожиданно ловко изогнувшись телом влево, выхватил из ножен шашку.

Ромашова стремительно увлекли к дверям, и кто-то больно, до крови, черкнул его концом погона или пуговицей по щеке.

Она лязгнула и с резким свистом сверкнула у него над головой.

И сразу все, кто был в комнате, ринулись к окнам и дверям.

Задание 2. Определите количество звуков и букв в приводимых ниже словах.

Адрес, акварель, безаварийный, вьюга, голубь, друзья, езжу, жизнь, комбайн, мальчик, объемистый, расческа, снять, трехъярусный, фаянс, цилиндр, цыпленок, щелочь, ярость.

Задание 3. Выпишите пары слов в таком порядке:

а) различающиеся согласными звуками;

б) гласными звуками;

в) гласными и согласными звуками;

г) полностью совпадающие по звучанию.

Акация–оказия, флаги–фляги, сторожил-старожил, коврижка-ковришко, острова-острого, лезть-лесть, сыры-жиры, шпатель-штабель, шеф-шов, повязка-повозка, душ-тушь, арка-ярко.

Задание 4. Выделите в отрывках из произведений Плещеева все случаи перехода звонких согласных в глухие и глухих согласных в звонкие.

1. Вперед! Без страха и сомненья

На подвиг доблестный, друзья!

Зарю святого искупленья

Уж в небесах увидел я.

 

2. Над пустыней в полдень знойный

Горделиво и спокойно

Тучка легкая плывет.

 

3. Люблю я вас, курчавые головки!

Ваш звонкий смех и ваша беготня

И хитрости ребяческой уловки –

Все веселит и радует меня.

 

Занятие 3 (2 часа)

Цель работы: Овладеть делением слов на слоги, различать типы слогов: закрепить умение делить слова для переноса и не подменять деление на слоги делением для переноса.

Технология работы:

Задание 1. Запишите данные слова в два столбца: 1 столбец – деля их на слоги; 2 столбец – деля их для переноса.

Антенна, безбрежный, война, громкий, дореволюционный, заокеанский, колба, линза, объехать, парта, приоткрыть, русский, тайком, шерстяной, южный, ягода.

Задание 2. Поделите на слоги, дайте характеристику каждому слову.

Нарисовал, мышка, овцы, ласка, резьба, возня, лесной, мудрец, кислее, узлы, возьми, моргать, мирный, больной, кольнуть, кормить, сонливый, орлы.

Задание 3. Разделите слова на слоги. Подчеркните одной чертой слова, имеющие только открытые слоги, двумя чертами – закрытые слоги.

Альбом, блокнот, возьми, курица, партия, поймал, помогаю, пришли, распад, торшер, учиться.

Задание 4. Выпишите, вставляя пропущенные буквы, три-четыре слова, которые состоят: 1) из одного слога; 2) из двух слогов; 3) из трех слогов. Какие из этих слов нельзя переносить. Почему?

К..гда ж..вется дружно, что может лучше быть! И ссорит..ся не нужно, и можно всех любить. Ты в дальн.. дорогу бери с с..бой друзей: они тебе помогут, и с ними вес..лей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: