Основные правила произношения (2 часа)

План:

1. Русское литературное произношение в историческом развитии.

2. Стили произношения.

3. Произношение гласных.

3.1. Гласные под ударением.

3.2. Произношение безударных гласных.

4. Произношение согласных.

4.1. Качество согласных.

4.2. Твёрдые и мягкие согласные.

4.3. Звонкие и глухие согласные.

4.4. Сочетания согласных.

5. Произношение некоторых грамматических форм.

6. Произношение заимствованных слов.

7. Изобразительная роль произношения в художественной литературе и на сцене.

Литература:

1. Ващенко, Е.Д. Русский язык и культура речи / Е.Д. Ващенко.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.– С. 106-119.

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.– С. 37-41.

3. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.– С. 219-243.

4. Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык: ч. I. Фонетика и морфология / А.Н. Гвоздев.– М.: Просвещение, 1973.– С. 5-17.

5. Проценко, Б.Н. Русский язык: Пособие-репетитор: т. 1, 2 / Б.Н. Проценко.– Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.– С. 62-81.

6. Розенталь, Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова.– М.: Айрис-пресс, 2000.– С. 139-142, 147.

7. Русецкий, В.Ф. Культура речи учителя: практикум / В.Ф. Русецкий.– Минск, 1999.– С. 26-37, 163-168, 213-227.

8. Русский язык и культура речи / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.– М.: Высшая школа, 2004.– С. 137-153.

 

Материал для практических занятий

 

Занятие 2, 3 (4 часа)

Цель работы: Получить представление о произносительных нормах современного русского языка. Овладеть произносительными нормами нейтрального стиля.

Технология работы:

Задание 1. Укажите, какой звук [о] или [э], произносится под ударением в приведенных ниже словах. Отметьте допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику.

Акушер, атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, гололед, гололедица, гренадер, грубошерстный, длинношерстный, дрема, желчный, желчь, истекший, маневр, поблекнуть, холеный, шлем.

Задание 2. Укажите в произношении приведенных ниже слов допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику:

1) Скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, горничная, подсвечник, нарочно, Ильинична, Саввична, молочный, копеечный, порядочный, двоечник, сливочный, подсолнечный, конечный, маскировочный.

2) Доносчик, подписчик, заказчик, рассказчик, грузчик, счастье, считать, исчерпать, расчистить, бесчеловечный, мужчина, перебежчик.

3) Вожжи, визжать, жужжать, разжать, безжалостный, изжога, сжег, разжирел.

4) Почта, мечта, прочту, уничтожить, ни за что, чтобы, ничто, нечто.

Задание 3. Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов: инциндент, биллютень, прецендент, константировать, компентентный, компроментировать.

Задание 4. Прочитайте данные слова, соблюдая нормы современной русской акцентологии. Укажите причины отступления от принятых норм в речевой практике.

Алфавит, арест, аристократия, афиняне, бюрократия, диспансер, документ, квартал, кремень, ломоть, магазин, мастерски, усугубить, ходатайство, хозяева, цемент, центнер, черпать, щавель, эксперт.

 

Материал для подготовки к контрольным занятиям


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: