Цель работы: Научиться выбирать тип словаря в зависимости от поставленной задачи.
Овладеть навыками пользования лингвистическими словарями.
Технология работы:
Задание 1. Грамматический словарь.
1. Вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. Определить лексическое значение слов. Проверить по словарю: апп..ляция, ж..люзи, л..гион, опп..зиция, пр..оритет, т..рания.
2. Выпишите из словаря по три примера слов, состоящих из корня и окончания; корня, суффикса и окончания; приставки, корня, суффикса и окончания. Найдите слова с двумя приставками или с двумя суффиксами.
3. Расскажите о происхождении данных слов: гастрит, гигант, калейдоскоп, перспектива, санаторий, философия.
4. Составьте для этого словаря словарные статьи: автобиография, леденец, рекомендация, аккуратный.
Задание 2. Словарь синонимов.
1. Подберите к данным словам синонимы. Проверьте по словарю, все ли возможные синонимы вы записали: спокойный, фантазия, страна, усердие, судьба.
2. Какое слово синонимического ряда может быть выбрано в качестве доминанты. Почему? Проверьте по словарю: ум, рассудок, разум, мудрость, интеллект; великий, известный, славный, знаменитый; предрекать, пророчить, прорицать, предвещать, предсказывать.
|
|
3. Подобрать слова к данным синонимам, чтобы получились с/с: усердие, прилежание, старание, рвение, рачение, тщание.
Задание 3. Фразеологический словарь.
1. Составить словарные статьи: во всю ивановскую, как с гуся вода; сопоставить со словарем.
2. К указанным фразеологизмам подберите синонимы: держать ухо востро, водить за нос, как снег на голову, проще пареной репы, пускать пыль в глаза.
3. Определите, в функции какого члена предложения могут употребляться данные фразеологизмы. Составьте с ними предложения: из рук в руки, кровь с молоком, не лыком шитый, первая ласточка.
4. Установите значение фразеологизмов и входящих в их состав архаичных компонентов: бить баклуши, аршин с шапкой, притча во языцех, язык прильпе к гортани.
5. Назовите известные вам фразеологизмы со словами: голова, рука, сердце, земля, язык.
Задание 4. Словарь иностранных слов.
1. С помощью словаря определите, из каких языков заимствованы данные слова: авторитет, ветеран, гармония, инициалы, патриот, юмор.
2. Объясните значение слов при помощи синонимов. Каждое ли иноязычное слово можно заменить одним русским: амбиция, адвокат, пакт, комфорт, отель, фортуна, аргумент.
3. Выпишите по три слова немецкого, английского, французского и итальянского происхождения. Из каких других языков отражены в нем заимствования? Приведите примеры.
4. Составьте словарные статьи для слов: демократия, партнер, скульптор. Сопоставьте со словарем.
|
|
Задание 5. Орфографический словарь.
1. Вставьте пропущенные буквы, проверьте правописание слов по словарю: аб..туриент, Анж..лика, брош..ра, В..н..амин, грос..мейстер, д..корация, пр..мьера, р..пертуар, с..мфония, ув..ртюра, ф..стиваль, эксп..р..мент.
2. Поставить ударения. Проверить по словарю: айва, арбуз, баловать, бюллетень, гастрономия, договор, квартал, статуя, столяр, творог, щавель, кухонный, обеспечение.
3. Перепишите, согласуя прилагательные с существительными в И.п. ед. числа. За помощью обращайтесь к словарю: стар.. фортепиано, нов.. пианино, правительствен.. коммюнике, военн… атташе, натуральн.. кофе, горяч.. какао, шерстян.. кашне.
4. Образуйте от данных слов формы Р.п. мн. числа: варежка, грамм, гостья, кочерга, жаровня, ожерелья, твердыня.
Материал для подготовки к контрольным занятиям