Материал для подготовки к контрольным занятиям

Тема: Изобразительно-выразительные средства языка. Их типы.

Задание 1. Продолжите определение: «Тропы – это…»

Задание 2. Составьте предложения, в которых данные слова выступают в качестве предмета, с которым что-то сравнивается: вода, ветер, земля, огонь, птица, золото, зверь.

Сделайте выводы: чаще сравниваются конкретные с абстрактными или абстрактные с конкретными предметами.

Задание 3. В следующих примерах найдите слова, употребленные в переносном значении. Определите способ переноса значений (метафора, метонимия, синекдоха). Какие из переносных употреблений являются общеязыковыми, какие – индивидуально-авторскими?

1. Все украшало кабинет Философа в осьмнадцать лет. Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе (П.). 2. Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам (П.). 3. Звездой блестят ее глаза (П.). 4. Бог веселый винограда Позволяет нам три чаши Выпивать в пиру вечернем (П.). 5. О, я знаю, трон ждет тебя. - А если плаха? (П.). 6. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара (П.). 7. Обозы в центре, слева – конница, справа – пехота. Очевидец описывал движение грандиозного потока, вобравшего в себя коров и принцев, пушки и князей, колымаги и музыкантов… (Пик.). 8. В жизнь мою не встречал я такой странной, нелепой фигуры (Дост.).

Задание 4. Укажите в предложении инверсии. Объясните в каждом случае цель употребления инверсии.

1. Для берегов отчизны дальней Ты покидала край чужой. 2. Твоих оград узор чугунный. 3. Гремят раскаты молодые. 4. Повисли перлы дождевые. 5. С гор бежит поток проворный. 6. А в школу я не пойду! 7. Первую лодку заметил Николай.

Глава VII. Лексикография

 

Значение словарей в жизни человека

Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, углубляют понимание слова, способствуют развитию логического мышления.

Из биографий ученых, общественных деятелей, писателей, поэтов известно, что многие из них высоко ценили энциклопедические и фразеологические словари, обращались к ним за справками, читали словари как увлекательную литературу.

Образно и точно в стихотворении «Словарь» С.Я. Маршак на примере слов, словосочетаний, фразеологизмов определил содержание словаря, его суть и значение в истории любого народа:

На всех словах – события печать.

Они дались недаром человеку.

Читаю: Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…

В словах звучит укор, и гнев, и совесть

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: