Раздел XIV. Функциональные стили речи

Знания: Морфологические, стилистические, синтаксические особенности и сферу употребления стилей речи.

Умения: Определять стилевую принадлежность текста.

Тестовые задания:

17. Обозначьте, к какому стилю относится следующее определение: «Это стиль учебников и учебных пособий, словарных статей, диссертаций. Он характеризуется широким использованием терминов и абстрактной лексики, употреблением слов в их прямых значениях, наличием особой фразеологии, тенденцией к четким синтаксическим построениям».

а) разговорный;

б) художественной литературы;

в) научный;

г) официально-деловой.

18. Определите, к какому стилю принадлежит данный текст.

Директору Областного центра информации и статистики

Полежаеву В.К

ученика 10В класса средней школы г. Ростова-на-Дону

Крылова А.К.

заявление

Прошу разрешить использование архивных материалов Областного центра информации и статистики для создания школьной выставки, посвященной юбилею г. Ростова-на-Дону.

20.03.2005 г. КрыловА.К.

 

а) официально-деловой;

б) разговорный;

в) научный;

г) художественной литературы.

 

Раздел XV. Педагогическая речь

Знания: Характеристика и особенности коммуникативных качеств речи, струк-турно-смысловых компонентов педагогической речи.

Умения: Определять структурно-смысловые компоненты речи и содержание коммуникативных качеств.

Тестовые задания:

19. Обозначьте, к какому структурно-смысловому компоненту относится следующее определение: «Логический довод, приводимый в подтверждение истинности суждения, служащий основанием доказательства».

а) тезис;

б) аргумент;

в) вывод.

20. Какое коммуникативное качество речи зависит от наличия тропов и стилистических фигур?

а) чистота речи;

б) уместность речи;

в) логичность речи;

г) выразительность речи.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие ………………………………………………………………………………………..    
     
Глава I. Организационно-методические основы преподавания дисциплины    
1.1. Цели дисциплины …………………………………………………………… …………………………..    
1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого ……………………………..………………..    
1.3. Рекомендации к организации самостоятельной работы студентов …………………    
1.4. Тематические планы изучения дисциплины ……………………………….………………….    
1.5. Предварительный контроль проверки знаний и умений студентов ………………..    
1.6. Рекомендуемая литература к изучению курса ……………………………………………….    
     
Глава II. Русский литературный язык. Его структура. Свойства    
2.1. Структура языка …………………………………………………………….….…………………………    
2.2. Язык и речь – единый продукт человеческого существования …………….…………    
2.3. Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм …………….………….    
     
Глава III. Фонетика    
3.1. Основные единицы фонетической системы ……………………………………………………    
3.2. Звуки речи. Особенности образования гласных и согласных звуков ………………    
3.3. Классификация гласных (по ряду и подъему) ……………………………….……………….    
3.4. Классификация согласных (по глухости-звонкости, твердости-мягкости) ……….    
3.5. Слог. Виды слогов …………………………………………………………………………………………    
3.6. Основные законы деления на слоги ………………………………………………………………    
3.7. Семинарское занятие. Основные фонетические единицы. Классификация звуков …    
3.8. Материал для практических занятий …………………………………………………………….    
3.9. Материал для подготовки к контрольным занятиям ………………………………………    
     
Глава IV. Орфоэпия    
4.1. Стили произношения в зависимости от темпа речи и от условия общения …….    
4.2. Нормы произношения ……………………………………………………………………………………    
4.3. Семинарское занятие. Основные правила произношения ………………………………    
4.4. Материал для практических занятий …………………………………………………………….    
4.5. Материал для подготовки к контрольным занятиям ………………………………………    
     
Глава V. Морфемика и словообразование    
5.1. Виды морфем по характеру выражаемого значения ………………………………………    
5.2. Виды морфем по функции в слове ………………………………………………………………..    
5.3. Принцип и порядок морфемного разбора ……………………………………………………..    
5.4. Материал для практических занятий …………………………………………………………….    
5.5. Материал для подготовки к контрольным занятиям ………………………………………    
     
Глава VI. Лексикология    
6.1. Изобразительно-выразительные средства языка. Их роль в речевом общении ……    
6.2. Тропы. Виды тропов ……………………………………………………………………………………..    
6.3. Стилистические фигуры. Их виды ………………………………………………………………….    
6.4. Лексические нормы. Условия успешного выбора слова ………………………………….    
6.5. Пути пополнения русской лексики ………………………………………………………………..    
6.6. Сочетаемость слов ………………………………………………………………………………………..    
6.7. Семинарское занятие. Изобразительно-выразительные средства языка. Их типы …    
6.8. Материал для практических занятий …………………………………………………………….    
6.9. Материал для подготовки к контрольным занятиям ………………………………………    
     
Глава VII. Лексикография    
7.1. Значение словарей в жизни человека ……………………………………………………………    
7.2. Энциклопедические словари ………………………………………………….……………………..    
7.3. Лингвистические словари. Их основные типы ……………………………………………….    
7.4. Семинарское занятие. Основные типы лингвистических словарей …………………    
7.5. Материал для практических занятий …………………………………………………………….    
7.6. Материал для подготовки к контрольным занятиям ………………………………………    
     
Глава VIII. Фразеология    
8.1. Понятие о фразеологических единицах. Их особенности ……………………………….    
8.2. Типы фразеологических единиц ……………………………………………………………………    
8.3. Источники фразеологии ……………………………………………………….………………………    
8.4. Происхождение фразеологических единиц ………………………………….………………..    
8.5. Семинарское занятие. Типы фразеологических единиц. Происхождение ……….    
8.6. Семинарское занятие. Использование фразеологизмов в речи …….……….……….    
8.7. Материал для практических занятий …………………………………………………………….    
8.8. Материал для подготовки к контрольным занятиям ………………………………………    
     
Промежуточный контроль ……………………………………………………………..    
     
Глава IX. Морфология    
9.1. Грамматические категории слов. Грамматические значения. Грамматические формы. Их специфика …………………………………………………………………………………..    
9.2. Самостоятельные части речи ………………………………………………….…………………….    
9.3. Служебные части речи ………………………………………………………………………………….    
9.4. Междометия …………………………………………………………………………………………………    
9.5. Грамматические нормы …………………………………………………………………………………    
9.6. Семинарское занятие. Грамматические нормы в употреблении существительных, прилагательных, местоимений, глаголов ……………………………………………………..    
9.7. Материал для практических занятий …………………………………………………………….    
9.8. Материал для подготовки к контрольным занятиям ………………………………………    
     
Глава X. Графика    
10.1. Материал для практических занятий …………………………………………………………..    
     
Глава XI. Орфография. Нормы правописания    
11.1. Правописание гласных в корне. Корни с чередованием ……………………………….    
11.2. Правописание приставок …………………………………………………….………………………    
11.3. Правописание личных окончаний глагола и глагольных суффиксов …….………    
11.4. Правописание о, е, ё после шипящих и ц ……………………………………………………    
11.5. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях …………………….…………..    
11.6. Правописание части не и ни с местоимениями и наречиями ………………………..    
11.7. Правописание приставки не и частицы ни ………………………………….……………….    
11.8. Правописание сложных слов ……………………………………………………………………….    
11.9. Правописание предлогов и союзов ………………………………………….………………….    
     
Глава XII. Синтаксис. Основные единицы    
12.1. Понятие о словосочетании. Отличие от слова и предложения ……………………..    
12.2. Виды подчинительной связи в словосочетании …………………………………………..    
12.3. Типы словосочетаний в зависимости от главного слова ……………………………….    
12.4.-12.5. Понятие о предложении. Типы предложений по цели высказывания, интонации и составу ……………………………………………………………………………………    
12.6. Типы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения и всех необходимых членов данной структуры ……………………….    
12.7. Порядок слов в предложении ……………………………………………………………………..    
12.8. Особенности согласования сказуемого с подлежащим, определения с определяемым словом ………………………………………………………………………………………..    
12.9. Способы выражения сказуемых, способы управления падежом существительных ………………………………………………………………………………………………………    
12.10. Семинарское занятие. Синтаксические нормы ……………………………………………    
12.11. Материал для практических занятий …………………………………………………………    
12.12. Материал для подготовки к контрольным занятиям …………………………………..    
     
Глава XIII. Пунктуация. Пунктуационные нормы    
13.1. Общие понятия об осложненном предложении ……………………………………………    
13.2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами ……………………….    
13.3. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения …..    
13.4. Знаки препинания в предложениях со вставными и вводными конструкциями ….    
13.5. Знаки препинания в предложениях с обращениями ……………………….……………    
13.6. Знаки препинания в сложносочиненном предложении ………………………………..    
13.7. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ………………………………    
13.8. Материал для практических занятий …………………………………………………………..    
13.9. Материал для подготовки к контрольным занятиям ……………………….……………    
     
Глава XIV. Функциональные стили речи. Стилистические нормы    
14.1. Специфика публицистического стиля. Жанры ……………………………………………..    
14.2. Научный стиль. Лексика. Сфера употребления …………………………….……………..    
14.3. Официально-деловой стиль. Штампы. Канцелярит ………………………………………    
14.4. Стиль художественной литературы. Жанры …………………………………………………    
14.5. Семинарское занятие. Функциональные стили речи …………………………………….    
14.6. Семинарское занятие. Разговорный стиль речи ……………………………………………    
14.7. Материал для практических занятий ……………………………………………………………    
14.8. Материал для подготовки к контрольным занятиям ……………………….……………    
     
Глава XV. Педагогическая речь    
15.1. Семинарское занятие. Коммуникативные качества речи. Жанры речи …….…    
15.2. Материал для подготовки к контрольным занятиям ……………………….…...    
     
Рубежный контроль …………………………………………………………………    
     
Примерные задания к экзамену по русскому языку и культуре речи …………….    
     
Контроль остаточных знаний ……………………………………………………...    

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: