Одна из версий свадебного обряда в рамках Трота

• Для свадебного ритуала требуются:

• Жених с невестой

• Годи (древнескандинавский термин (преимущественно древнеисландский) для обозначения общинного вождя или лидера, совмещавшего в себе административные, судебные и религиозные функции)

• Родственники и друзья с обеих сторон

• Кольцо Вар (скандинавская богиня истины, выслушивает и записывает клятвы людей, мстит нарушителям клятв и обещаний)

• Свадебные кольца

• Корона невесты

• Маленький ключик

• Священный камень (священное место, освященное место)

• Зерно (овес или пшеница)

• Мед (пиво)

 

I. Все собираются на открытом месте у священного камня (на святом месте). Невеста и ее народ (родственники, друзья) стоят на одной стороне камня, жених и его народ – на другой. Годи стоит перед камнем. У невесты на голове корона (венец).

II. Годи совершает обряд освящения места Молотом Тора.

III. Годи говорит:

"Асы и Асиньи! Ваны и альвы! Боги и богини нашего народа! Приветствуем вас у святого камня (на святом месте)! Мы собрались здесь, как в древние времена, чтобы заключить союз двух сердец перед вашими лицами. Придите к нам и будьте свидетелями!"

IV. Годи начинает призывать богов. После произнесения приветствия каждому богу/богине все присутствующие хором кричат: "Приветствуем тебя!" или "Хейл!":

"Один, Всеотец, Господин Рун, Творец Миров, Вождь Живых и Мертвых, приветствуем тебя!"

"Тюр, Однорукий Ас, Защитник Закона, приветствуем тебя!"

"Бальдр, Великолепный Сын Высокого, Любимец Богов, приветствуем тебя!"

"Тор, Защитник богов и людей, Гроза Великанов, приветствуем тебя!"

"Хеймдалль, Отец Людей, Страж Моста Асов, Сияющий, приветствуем тебя!"

"Фригг, Госпожа среди богов и богинь, Ведающая судьбы, приветствуем тебя!"

"Ньерд, Отец Ванов, Владыка Морей, приветствуем тебя!"

"Фрейр Светлый, Отец Плодородия, приветствуем тебя!"

"Фрейя, Прекрасная Госпожа, Дарующая Жизнь, приветствуем тебя!"

"Сунна Ясноликая! Сияй и в небе, и в сердцах наших, наполняя их жизнью и радостью!"

"Эрда, Мать-Земля! Пусть труды наши не пропадут даром!"

V. Годи говорит:

"Боги и богини нашего народа! Перед вами двое: (называет имена жениха и невесты) и их народы. Они стоят в этом священном месте, готовые соединиться клятвой супружества. Кто из присутствующих докажет, что эти двое достойны друг друга? Какими делами отличились они?"

Присутствующие со стороны жениха и невесты поочередно перечисляют качества и заслуги жениха и невесты. При назывании каждого качества/заслуги остальные поддерживают выступающего одобрительными криками, а жених/невеста преподносит выступающему рог пива в качестве благодарности за поддержку.

VI. Годи говорит:

"Теперь ясно, что (имена жениха и невесты) достойны друг друга. Известны ли кому-нибудь причины, по которым они не могут стать мужем и женой?"

VII. После отрицательного ответа с каждой стороны годи говорит:

"(имена жениха и невесты), подойдите сюда!"

Жених и невеста подходят, неся кольца.

VIII. Годи протягивает кольцо Вар и говорит:

"Вот кольцо Вар, хранительницы клятв, (имена жениха и невесты), что вы хотите сказать друг другу?"

IX. Жених и невеста берутся правой рукой за кольцо. Жених говорит:

"(имя невесты), в присутствии богов и богинь Асгарда и обоих наших родов я беру тебя в жены. Я разделяю с тобой свою жизнь, свою душу и свою судьбу, все что я имею теперь и твое тоже. Я клянусь любить тебя, хранить тебе верность, заботиться о тебе и о детях, которых ты родишь мне, защищать тебя, наших детей и наш дом, делать все для того, чтобы ты гордилась своим мужем. Богатство, бедность, здоровье или болезнь не будут мне в этом помехой. Да будем мы неразлучны до самой смерти!"

Носи это кольцо (он отдает невесте кольцо) как свидетельство моей клятвы.

X. Невеста говорит:

"(имя жениха), в присутствии богов и богинь Асгарда и обоих наших родов я беру тебя в мужья. Я разделяю с тобой свою жизнь, свою душу и свою судьбу, все что я имею теперь и твое тоже. Я клянусь любить тебя, хранить тебе верность, заботиться о тебе и о наших детях, хранить наш домашний очаг и вести хозяйство, делать все для того, чтобы ты гордился своей женой. Богатство, бедность, здоровье или болезнь не будут мне в этом помехой. Да будем мы неразлучны до самой смерти!

Носи это кольцо (она дает жениху кольцо) как свидетельство моей клятвы".

XI. Жених и невеста берутся за руки и поворачиваются к годи. Годи чертит над ними знак Молота Тора и говорит:

"Пусть Молот Тора освятит ваш союз!"

XII. Годи наполняет рог и, протягивая жениху с невестой, говорит:

"Ваши клятвы были услышаны богами и людьми. Да помогут вам боги сохранить их. Пусть боги освятят ваш брак и сделают его крепким и счастливым! Сьёвн, Ловн и Фрейя да хранят вашу любовь, Светлый Фрейр принесет вам достаток, а Тор и Тюр пусть хранят вас от опасностей и ссор! Примите рог благословения!"

Жених принимает рог, отпивает из него и передает невесте. Она отпивает и выливает остаток в чашу камня.

XIII. Годи наполняет рог обращается к собравшимся:

"Два сердца соединились сегодня. Заключен новый брачный союз, скрепленный взаимными клятвами. Приветствуйте мужа и жену (имена)!"

Присутствующие приветствуют их возгласами.

XIV. Годи отпивает из рога, говоря пожелания молодым, и передает по кругу. Каждый говорит свои пожелания, пьет и передает другому. Когда круг завершен, рог передается годи, он выливает остаток в чашу камня.

XV. Годи берет зеленую ветвь, обмакивает ее в чашу камня и брызгает на молодых, говоря:

"Да благословят боги ваш брак! Пусть он будет крепким и счастливым!". Потом годи берет горсть зерна и посыпает им молодых, говоря: "Пусть достаток сопутствует вам! Пусть потомство ваше будет многочисленно!"

XVI. Годи говорит:

"Свадьба свершилась! Пусть пир будет веселым!"

Все идут пировать.

XVII. Перед тем как идти спать, муж снимает с невесты корону, и они целуются.

XVIII. Наутро муж дает жене ключ, который она будет носить на поясе как знак замужней женщины и хозяйки дома.

 

Ночь матери

Ночь Матери знаменует собой начало периода, который в Северной Традиции называется Йольтайд. Это важнейший праздник годового цикла, означающий его конец и начало нового

Ночь Матери – это ночь перед Зимним Солнцестоянием. Солнце в этот момент наиболее удалено от зенита, оно находится "под землей" (для Северного Полушария, конечно). Это самая длинная ночь в году. После Зимнего Солнцестояния день начнет прибавляться, Солнце возвращается. Через 12 ночей оно снова будет ярко сиять над горизонтом, и люди соберутся, чтобы встретить его веселым пиром.

Эти 12 дней и ночей имеют глубоко магический смысл: в них заложены 12 месяцев наступающего года. Распространенная поговорка "как встретишь Новый Год – так его и проведешь" берет начало именно здесь. Как будут прожиты эти 12 дней – так и будут прожиты все последующие 12 месяцев.

Но сейчас Ночь Матери. Это конец года. Вся годовая работа закончена, закрома полны. Время подвести итоги и отблагодарить богов и домашних духов за их содействие во всех делах в течение всего года. Время освободиться от всех забот и тревог для встречи нового жизненного цикла. Это темное, женское время.

Через 12 ночей родится Новый Год. А сейчас Мать готовится к его рождению. Хозяйка наводит порядок в доме, украшает его и собирает семью у очага. Она будет славить Богинь. Боги-мужчины и мужская часть семьи присутствуют при этом ритуале только как наблюдатели – это Ее Ночь. Мать открывает врата Иного Мира, чтобы впустить в наш мир новую жизнь.

Все работы по дому должны быть окончены к вечеру этого дня, венок Йоля должен быть сделан и весь дом должен быть украшен зеленью Йоля (еловыми ветками). По возможности, вся семья должна сходить в баню или сауну (по крайней мере, просто помыться) во второй половине дня, дабы души и тела очистились.

Венок из еловых или сосновых веток с 8-ю свечами должен быть приготовлен и установлен на каминной доске либо в месте, являющемся "сердцем" дома.

Если у вас есть настоящее веретено, обмотайте его шерстью и положите возле венка. Если же веретена нет, обмотайте шерстью любой подходящий штырь. Другие инструменты, которые вам понадобятся это:

– березовые ветви,

– рог, наполненный хорошим элем,

– склянка молока,

– эль и овсянка для духа-хранителя дома.

– колокольчик

– чаша

При ритуале присутствует вся семья но можно провести его и в одиночестве.

Проводит ритуал женщина – хозяйка дома, или исполняющая ее роль. Если в доме нет женщин, ритуал может провести мужчина, символически накрыв голову платком.

1. После захода солнца Хозяйка ходит и зажигает в свечи во всех темных уголках дома, пока весь дом не будет освещен. Зажигая каждую свечу, она говорит:

"Фрейя несет свет, Женщина несет тепло".

Взяв свечу или фонарь, Хозяйка выходит из дома, оставляя дверь открытой. Когда она трижды обходит дом, рисуя в воздухе знак Молота Тора по шести сторонам: Север, Восток. Юг, Запад, Небо и Земля, она говорит:

"Входите те, кто хотел войти, стойте те, кто хотел стоять, и прощайте те, кто хотел попрощаться, да не принесете вы никакого вреда мне и родственникам моим".

Если нет возможности обойти дом снаружи, Хозяйка обходит помещение, в котором проводится ритуал, изнутри.

2. Mать-Хозяйка заходит в дом и трижды звонит в колокольчик, подавая сигнал остальной семье (если нет колокольчика, она трижды хлопает в ладоши). Затем она садится в кресло, специально для нее отведенное, и говорит:

"Всей семьей моей взовите ко мне

Идите из мест ваших, родственники!

Старые и младые, всех зову

Идите на зов Матери!"

Семья собирается в круг или полукруг возле Хозяйки. Каждый из семьи несет знак того, что их работа в этом году окончена.

3. Хозяйка поднимает веретено, обходит круг родственников и говорит:

"Хлинн убережет нас святостью своей

Сохранит от нечисти и горя

Она волнует залив, она развевает нити

Она плетет паутину Вирд

Она славит святое кольцо".

Хозяйка поворачивается на Север:

"Теперь все Матери, о Великие

Могучие, я славлю вас!

Эрда на Севере, прими нашу любовь

Славься в тайных чертогах своих!"

Хозяйка поворачивается на Восток:

"Герд, тебя мы славим ночью этой

Невеста, вечно верная.

Гевьюн, Мать Быков, благослови нас

Носительница нашего добра".

Хозяйка поворачивается на Юг:

"Сунна, ярко сияющая, хранящая жизнь,

Когда смерть миров растет во мраке

Ясноликая, в странствиях твоих славим мы тебя".

Хозяйка поворачивается на Запад:

"Фрейя, светлая мать, любимица Богов

Славим мы тебя

Из залов далеких, соколом глядящая,

Вращающая спираль годов,

Судьбы плетущая,

Зажги свечи наши".

Хозяйка зажигает венок свечей.

4. Хозяйка возвращается к своей семье. Она поднимает веретено, говоря:

"Хорошо мы поработали, годовая работа окончена. И Фригг видит мое веретено; мой дом убран, мои свечи горят. В дни эти не буду я прясть больше; ткацкий станок стоит спокойно, прялка вращаться не будет, пока не закончится последняя ночь".

Хозяйка рассказывает и показывает знаки того, какую работу проделала семья в этом году. Каждый из членов семьи так же показывает знак проделанной работы, взывая к Богам или Богиням, покровительствующим этому типу работ и славя их за то, что работа удалась на славу и окончена.

5. Хозяйка вливает эль в стакан для домовых духов и подымает его в руках с блюдцем овсянки. Она говорит:

"Родня наша, духи нашего дома, вы хорошо работали в этом году и помогали нам. Отдыхайте же, как отдыхаем мы в ночи эти, пируйте с нами, друзья наши дорогие, да будет ваша Сила с нами в году следующем. Счастливого вам Йоля!"

Мать ставит эль и овсянку на камин либо в другое место, где обитают домашние духи.

6. Хозяйка поднимает березовые прутья и говорит:

"Пусть горе все останется позади! Пусть ветви очистят нас; Мать-Береза, очисть нас от болезней, наполни нас счастьем и радостью".

Хозяйка ударяет себя прутьями по голове, по груди у сердца, по бедрам и ногам. Потом она ударяет каждого члена семьи по очереди. После этого она дарит всем маленький подарок или по-матерински целует каждого в знак того, как глубоки ее чувства.

7. Хозяйка наполняет рог элем, поднимает его и произносит следующее:

"Теперь пейте за дисов во мраке пира,

За Матерей, что освещают мрак.

Йоль рождается, когда год умирает.

Матери наблюдают его конец,

Матери сплетают все.

Фрейя и Эрда, Фьергюн, богатая земля,

Гевьюн[3]и дисы, дающие жизнь,

Герд[4]и Скади[5], Ярнсакса[6]и Фригг,

В зимней тьме чрева наполнены".

Она пьет, затем пускает рог по кругу. Члены семьи должны так же выпить из рога в тишине, либо произнеся тост во имя Бога или Богини, выбранного ими.

8. Когда рог проходит по кругу, Хозяйка вливает остатки в благословенную чашу, говоря:

"Все Матери, мы дарим это вам! Будьте же с нами на празднике Йоля, разделите нашу трапезу и радость! Благословение ваше на всех присутствующих здесь!"

Мать бьет березовым прутиком сначала себя, затем всю семью и затем по камину (алтарю).

9. Хозяйка берет благословенную чашу и склянку молока и ведет всю семью к выбранному дереву либо камню. Если же таковых поблизости нет, можно вылить все это в воду для Йольского дерева либо в углубление в земле, или же, если обряд проводится в помещении, просто окропить венок. Хозяйка ставит чашу и молоко и горсть овса у дерева или камня или просто снаружи дома и говорит:

"Я оставляю это для тех, кто голодным бродит в ночи. Духи, вы не забыты!"

10. Затем она произносит следующие слова через раскрытые двери либо окно:

"Годовая работа окончена, Фригг вывесила свой фартук. Ночь окутала всю землю. Весь мир, боги и богини и все люди замерли в ожидании чуда: в ожидании нового возрождения природы. Славься же, Ясноликая Сунна (Син, Сун)! Ты далеко от нас, но светишь в наших сердцах! Да помогут нам боги прожить двенадцать дней в ожидании твоего возвращения в радости и достатке, чтобы весь следующий год был таким же! Освободи сердца наши для праздника Йоля, сквозь холодные поля наши приведи нам свое тепло, радость и любовь!

Славьтесь, асы! И асиньи, славьтесь! Славься, Великая Мать!"

11. Новый рог наполняется пивом и пускается по кругу. Присутствующие пьют из него, говоря друг другу свои пожелания на следующий год.

Свечи в венке Йоля должны гореть всю ночь, а по возможности – до 12-й Ночи.

 

Урожай

День осеннего равноденствия – один из двух моментов в году, когда силы вечно борющихся дня и ночи, лета и зимы, жизни и смерти на миг становятся равны. Весной это происходит из-за крепнущего лета, побеждающего зиму. Теперь настает время противоположного состояния. Земля уже принесла свои плоды, и теперь силы жизни покидают ее, уступая побеждающей Зиме.

Осеннее равноденствие знаменует переход от лета к зиме. В сельскохозяйственном цикле, определявшим ритм жизни наших предков, это означает смену деятельности: окончание сбора урожая и подготовку к зимним занятиям. В более широком смысле это окончание внешней работы (вне дома, в поле) и начало внутренней (в доме).

Время радоваться успехам или извлекать уроки из неудач.

В мифологии этот момент описывается двумя известными сюжетами: это похороны Бальдра и похищение яблок богини Идунн[7]. Бальдр, представший перед богами в самом расцвете своих сил, был убит – в годовом цикле это точка середины лета. Он умер, и боги устраивают ему торжественные похороны – это можно рассматривать как точку прощания с летом, день осеннего равноденствия.

В другом мифе мы видим, как боги лишаются источника своей вечной молодости – чудесных яблок богини Идунн, и начинают стареть.

В этих двух мифах отражен процесс, происходящий в живой природе: травы, цветы и деревья увядают и высыхают, их летняя красота сгорает. Природа стареет, готовясь к скорой смерти. Но мы готовы встретить ее, успев вырастить и собрать урожай своих побед, успехов и всего прочего, что поможет нам дожить до следующего лета. Время благодарить богов лета за помощь в этом. И проститься с ними до весны.

Один из наиболее распространённых среди германских народов обычаев, связанных с урожаем – обычай оставлять Последний Сноп. Обрядность при этом весьма изменчива. В некоторых областях Дух Зерна или Существо Зерна, как считается, обитают в снопе и должны быть изгнаны, или пойманы со всей осторожностью, связаны и принесены в дом[8].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: