Физиологические итерации (лат. кегасіо - повторение) - повторения детьми некоторых звуков или слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательних анализаторов в период формирования речи в дошкольном возрасте. Несудорожним запинки, повторы. Относятся к числу возрастных нарушений темпо - ритмической стороны устной речи. Наиболее ярко физиологические итерации проявляются в период формирования фразового языка и полностью исчезают к 4-5 годам. Итерации в детской речи - закономерное, естественное явление, которое исчезает по мере образования в коре головного мозга прочных слуховых и кинестетических образов слов и словосочетаний. Однако при нервной ослабленности ребенка, других неблагоприятных факторах физиологические итерации могут перейти в заикание.
Брадилалия
Брадилалия (от греческих слов Bradys - медленный и Lalia - речь) - патологически замедленный темп речи. Относится к числу нарушений темпа речи. Также употребляются синонимы: Брадифразия, Bradyphrasia (Bradys + греч phrasis - выражение, оборот речи); Брадиартрия, брадиартрия (Bradys + греч. arthroo - членораздельно произносить); Брадилогия, Bradylogia (. Bradys + греч. логотипы - слово).
|
|
Брадилалия может быть самостоятельным нарушением темпа речи, а также наблюдается в клинике некоторых форм психических заболеваний: олигофрении, последствия менингоэнцефалита, дистрофических, органических поражениях ЦНС, травмах, опухолях головного мозга. Как самостоятельное нарушение речи брадилалия чаще всего встречается у флегматичных, медлительных человек. Похожие
с брадилалией собенности речи наблюдаются у жителей северных стран, где является обычной формой языка.
Этиология:
• наследственность;
• экзогенные факторы (интоксикации и т. п);
• психологические причины (воспитание, подражание и т.д.).
Патогенез: патологическое усиление тормозного процесса, который начинает
доминировать над процессом возбуждения.
Симптомы:
• замедленность темпа внешней и внутренней речи;
• замедленность процессов чтения и письма (замедленный темп чтения носит название брадилексии);
• монотонность голоса;
• удлинение пауз между словами;
• растянутое произношение звуков.
Неязыковых симптоматика выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые. Лицо амимичное. При слабой выраженности брадилалия языковых и неязыковых симптоматика детьми не замечается. В более тяжелых случаях появляется осознание нарушений речи и связанные с ними психологические переживания.
Тахилалия
Тахилалия (от греческих слов: tachys - быстрый и Lаlіа - речь) - патологически ускоренный темп речи. Относится к числу нарушений темпа речи. Также употребляется синоним: Тахbфразbя, Тасhірhгаsiа (tachys + греч рhrasis - выражение, оборот речи.).
|
|
Этиология:
• нарушения центрального речевого механизма;
• наследственность;
• неровная речь окружающих, отсутствие внимания и своевременного исправления быстрой речи ребенка;
• нарушение восприятия;
• недостаточность артикуляции.
Патогенез: расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения.
Симптомы: ненормально быстрый темп речи (20-30 звуков в секунду вместо 10-12) без существенных искажений фонетического оформления, лексики и грамматического строя.
Неречевые симптомы: нарушения общей моторики, вегетативной нервной системы, психических процессов, эмоционально - волевой сферы, поведения. У человека с тахилалия нарушается темп общих движений: движения быстрые и стремительные (быстрая ходьба, гиперактивность, тики). Во время сна дети часто мечутся в постели.
Таким образом, тахилалия - ускоренная речь без других нарушений. Если же патологически ускоренный темп речи сочетается с другими лексико - грамматическими и фонетическими нарушениями, то для обозначения таких расстройств использовалось множество терминов: angophrasia, balbutiement, battarismos, brudeln, glottering, paraphrasia, poltem, praeceps, tachiphemia, tumultus sermonis. В настоящее время для обозначения нарушений, возникающих на фоне патологически ускоренной речи, выделяют две формы: