Тахилалия и, в частности, ее формы баттаризм и полтерн могут комбинироваться с заиканием, но в целом - это различные речевые нарушения, которые следует различать.
Полтерн (спотыкание)
Полтерн (спотыкание) - патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожним характера.
Этиология: Врожденные конституциональные аномалии развития.
Патогенез: Речь при полтерне носит поверхностный и одновременно абстрактный характер, является рубленой, нечеткой по смыслу высказывания и способу артикулирования. В ней проявляются элементы аграматизма и нарушений синтаксиса,
которые отражают внутренний беспорядок мышления.
Чистые формы полтерна (преткновения) делятся на группы:
• первая группа: - с моторными расстройствами;
симптомы: ускоренная речь и отклонения в артикулировании звуков речи;
• вторая группа - с сенсорными расстройствами;
симптомы: трудности нахождения необходимых слов, нарушения слухового внимания;
• третья группа - с общей трудностью формирования речи, несмотря на достаточный словарный запас;
|
|
• четвертая группа: - со преткновения, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных или вставлением восклицаний, отражающих постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.
Баттаризм (парафраз)
Баттаризм (от греческого battarismos - заикание) - патологически ускоренный
темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются. Также употребляется синоним: парафраз.
Этиология:
• привычка;
• расстройства внимания;
• несоответствие между желанием говорить и речемоторних возможностью;
• органические изменения в мозге.
Патогенез: Попадание внутрь и перестановка слогов и слов. Потеря концентрации внимания в логически важных частях речевого потока, что делает язык спотыкается,
хаотичной.
Заикание
Заикание (логоневроз) - нарушение темпо - ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Различают следующие виды заикания: артикуляционное, волнообразное, голосовое, дыхательное, индуцированное, инспираторное, клонические, неврозоподобное, невротическое, органическое, постоянное, респираторное, рецидивирующее, смешанное, тоническое, функциональное, экспираторное.
Основным внешним симптомом заикания являются судороги во время речи. Лечат заикание специалисты:
1. Врачи - психоневрологи, которые назначают лекарства, исходя из состояния нервной системы.
2. Врачи - психотерапевты, которые используют разные виды психотерапии для преодоления заикания, включая гипноз, аутотренинг и различные приемы экстрасенсорного воздействия.
|
|
3. Иглотерапевты.
4. Психологи учат заїкуватих общаться в разных жизненных ситуациях.
5. Логопеды учат правильно дышать во время речи, пользоваться голосом
говорить плавно и ритмично.
6. Инструкторы по ЛФК. При заикании полезны оздоровительные мероприятия,
включающие закаливание, массаж, физкультуру.
Каждый специалист вносит важную лепту в лечение заикания, ни один из них не
сможет устранить его самостоятельно. Поэтому врачи или логопеды, которые гарантируют, что вылечат заикание, работая в одиночку, как правило, не выполняют своих обещаний.Следует отграничивать заикание от других нарушений темпо - ритмической стороны речи: тахилалии.
Дислексия
Дислексия (от греч или лат: "Дисфункций " - отрицание и лат "лего" - читаю) - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую,
оптическую и тактильную формы дислексии.
Фонематическая дислексия - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко - буквенного анализа.
Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
Аграмматическая дислексия - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи.
Мнестическая дислексия (греч. mnesis - смысловой) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.
Оптическая дислексия (греч. Орtікоs - относящийся к зрению) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смещениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, которая проявляется в нарушениях при чтении слова
Тактильная дислексия (лат. tactilis - осязательный) - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.
Алексия - полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.