(Дифференциальная диагностика)
Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межаналізаторних взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.
Характерные признаки ЗПР:
• ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,
• низкий уровень познавательной активности,
• недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,
• более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других - эмоционально - волевые нарушения.
Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.
При ЗПР отмечается более позднее развитие фразового языка. Дети затрудняются в воспроизведении лексико - грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно - следственные, временные и другие отношения. Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.
При дифференциальной диагностике определяющее значение имеет комплексное обследование. Оно включает в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего дефекта (речевого или интеллектуального), а также дополнительные методы исследования - электроэнцефалографическое и другие. Дифференциальной диагностике помогает анализ динамики психического развития ребенка.
Голос
Голос - совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата. В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых связок (складок) гортани под влиянием поступает из бронхов илегких воздух. Голос является одним из компонентов речи, служит для выражения мысли и контролируется корой головного мозга. Характеризуется высотой, силой, тембром и диапазоном.
Голос ребенка отличается высотой регистра и неустойчивостью звучания, что объясняется малоразвитых гортани и короткими голосовыми связками. В период полового созревания у подростков наблюдается смена голоса - мутация. Затем в старческом возрасте вновь происходят изменения голоса, он становится низким, появляется дребезжание голоса, что связано с понижением мышечного тонуса, ограничением подвижности в суставах гортани, окостенением ее хрящей.
Нарушения голоса делятся на органические и функциональные, центральные и периферические.