Нарушение письменной речи

Дисграфия

Дисграфия (от греч:" дис "- отрицание и" графо " - писать) - частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки:

искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения неделимости написания отдельных слов в предложении, аграматизми на письме.
Процесс письма начинается с побуждения, мотива. Человек знает, для чего пишет, мысленно составляет план письменного высказывания, начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения, предложения разбиваются на составляющие их слова, затем совместной деятельностью речеслухового и речевого анализаторов проводится звуковой анализ слова (проговаривание). Следующая операция - соотнесение выделенной из слова фонемы с зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцировать от всех других, особенно от сходных графически. Затем следует моторная операция письма - воспроизведение движением руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль, подкрепляются по мере написания букв и слов, зрительным контролем, чтением написанного.

В норме процесс письма осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико - грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Несформированность любой из этих функций может привести к нарушению процесса овладевания письмом, то есть к дисграфии.

Выделяются следующие виды дисграфия:

• артикуляторно - акустическая дисграфия

• дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая

дисграфия)

• дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

• аграмматическая дисграфия

• оптическая дисграфия

Аграфия - нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка. Аграфия заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова. Возможность списывания при аграфии, как правило, сохраняется. Аграфия обычно является следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является предметом логопедии?

2. Раскройте цель логопедии.

3. Раскройте требования к учителю-логопеду.

4. Охарактеризуйте клинико-педагогическую классификацию. Перечислите виды нарушений речи.

5. Раскройте понятие нарушения устной речи.

6. Раскройте понятие нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания.

7. Раскройте понятие нарушения письменной речи.

8. Какие критерии положены в основание существующих классификаций речевых нарушений?

9. Уточните, пользуясь дефектологическим словарем, значения терминов, используемых при характеристике речевых нарушений.

10. Охарактеризуйте отдельные виды речевых нарушений, дайте сопоставительный анализ нескольких нарушений.

 

Литература:

1. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.

2. Митринович-Моджеевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. — Варшава, 1965.

3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968.

4. Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973.

5. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969.

6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В. И. Селиверстова. — М., 1997.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: