Общее недоразвитие речи (ОНР) и олигофрения (дифференциальная диагностика)

Тесная связь между развитием речи и интеллекта зачастую делает дифференциальный диагноз между умственным и речевым недоразвитием затруднительным, потому что умственное недоразвитие всегда в той или иной степени сопровождается недоразвитием речи и, с другой стороны, при выраженном общем речевом недоразвитии у ребенка также часто отмечается задержанное или неравномерное развитие его интеллекта. В некоторых случаях дифференциальная диагностика может быть успешной только при динамическом обследовании ребенка в процессе проведения с ним логопедических занятий.

Под олигофренией понимают особый вид недоразвития сложных форм психической деятельности и прежде всего абстрактно - логического мышления, который возникает вследствие органического поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в раннем периоде жизни ребенка. Различный механизм речевых нарушений при олигофрении и ОНР определяет особенности динамики речевого развития у этих двух категорий аномальных детей. Дети - олигофрены затрудняются во всех видах интеллектуальных заданий, т. е. у них имеет место тотальный интеллектуальный дефект, захватывающий все виды мыслительной деятельности и в первую очередь словестную - логического мышления. При ОНР картина иная: наибольшие трудности вызывают задания, требующие прямого участия речи. У детей с ОНР отсутствует в отличие от детей - олигофренов инертность психических процессов. Они способны к переносу усвоенных умственных действий на другие, аналогичные задания. Но, несмотря на то, что у детей с ОНР отсутствуют интеллектуальные нарушения, характерные для олигофренов, неравномерности, своеобразное отставание интеллектуального развития определяет необходимость систематической педагогической работы с ними в дошкольном возрасте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: