Понятие мировоззрения. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское

Тема 1. Предмет философии и его значение в жизни человека и общества.

Понятие мировоззрения. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

В течение своей жизни каждому человеку приходится себе задавать и решать не только повседневные, насущные вопросы, но и вопросы более глубокого содержания. Отвечая на эти вопросы, индивид формирует систему взглядов на мир, т.е. мировоззрение. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления.

Мировоззрение есть невероятно сложный пласт духовного мира человека, который включает в себя разные элементы: знания, убеждения, верования, ценностные ориентации, идеалы, социокультурные установки и т.д. Мировоззрение не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельности человека, развития науки и техники, культуры общества. Без мировоззрения человек еще не есть человек и действовать он будет методом «проб и ошибок», т.е. неосознанно, вслепую. Следовательно, мировоззрение — это не только совокупный результат,итог, но и условиедля практической деятельности человека, изменения им внешнего мира и самого себя.

Что касается субъекта(носителя) мировоззрения, то им может выступать не только всякий мыслящийотдельный человек, у которого оно всегда индивидуально, неповторимо. Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей (классы, слои и др.). В таком случае оно включает в себя типичные для этих групп взгляды, оценки и идеалы. Можно говорить, например, о мировоззрении русской интеллигенции XIX столетия. Социологи интересуются мировоззрением современной молодежи. Имеет место и мировоззрение исторически конкретного общества, например, мировоззрение античного общества, мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.

Мировоззрение представляет собой сложное взаимодействие эмоциональных и интеллектуальных компонентов. Поэтому в его структуре принято выделять два следующих компонента: мироощущение и миропонимание.

Мироощущение (эмоционально-психологическая сторона мировоззрения) – это отношение человека к окружающей действительности, которое обнаруживается в его настроениях, чувствах и действиях. В качестве примера мироощущения могут выступить оптимистический и пессимистический взгляды на мир. Достаточно представить себе двух людей, в одинаковом социальном статусе и т.д., один из которых ведёт гармоничное осмысленное существование, другой всегда недоволен жизнью. Одна из наиболее широко распространённых в философии разных времён и народов установка на умение довольствоваться немногим, быть благодарным за всё, что имеешь и ценить это говорит прежде всего о духовной природе человека. Но социальный успех, слава, богатство обретаются теми, кто не будет довольствоваться малым. Человеку часто приходится выбирать между карьерой и семьёй и т.д. И здесь мироощущение играет важнейшую роль.

Миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения) включает в себя рационально обоснованные знания и представления человека об окружающем мире и о самом себе. Это хладнокровная работа ума, система нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. Например, убеждение человека о том, что он живет на планете Земля, одной из 9 планет Солнечной системы и т.д.

Кратко говоря, сказанное можно записать формулой: Мировоззрение = мироощущение(эмоционально-психологическая сторона М.) + миропонимание(рациональная сторона М.). Оба эти "полюса" в ткани мировоззрения органически взаимосвязаны, взаимообусловлены. Эмоции присутствуют даже в самых зрелых по мысли формах мировоззрения.

Следует отметить, что мировоззрение носит исторический характер, т.е. оно со временем претерпевает изменения. Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

Самым ранним в истории человечества является мифологическое мировоззрение. В основе мифологического мировоззрениялежит фантазия, вымысел, передающий представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях. Первые мифы человечества возникли в глубокой древности и были повествованием о происхождении и судьбах мира. Например, в древнегреческой мифологии утверждалось, что мир возник из Хаоса. Затем появились Земля, День и Ночь, боги (всемогущие существа) – Зевс, Посейдон, Аид и другие, а сам этот мир стал ареной их деятельности и соперниче­ства. Мифология выразила сознание эпохи «детства» че­ловечества и по сути своей была эмоционально-образныммировоззрением людей того времени.

Одной из существенных черт мифологии является антропоморфизм, т.е. наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, фантастических созданий. Другой существенной чертой мифологического мировоззрения является синкретизм, т.е. нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития. Синкретизм мифологического мировоззрения означает слитность, неразделимость всех форм духовной жизни (религии, морали, искусства, философии и т.д.), которые позднее разовьются в самостоятельные феномены культуры. Для носителей мифологического мировоззрения нет границ между реальным (естественным) и сверхъестественным (сакральным). Вообще можно сказать, что для носителя мифологического мировоззрения всё было священным, особенно жизнь.

Вторым историческим типом является религиозное мировоззрение. Религиозное мировоззрение опирается, в первую очередь, на такую духовную способность человека, как вера. Вера в сверхъестественное – главный признак религии. Поэтому религиючасто определяют как систему отношений, связывающих человека с Богом (или богами, духами). Таким образом, понятие религии непосредственно связано с понятиями «Бог», «сверхъестественное». «Бог» - верховная сверхъестественная сущность, которая, согласно различным религиозным учениям, наделена высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом, является творцом мира, обусловливает все, что в этом мире происходит. «Сверхъестественное» - под этим понятием понимается все, что выходит за рамки естественных законов природы, чувственного опыта людей, не подчиняется законам материальной природы и не имеет естественных причин.

В качестве третьего исторического типа мировоззрения выступает философия. Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразила нараставшую в обществе жажду рационального знания мира и человека. Именно поэтому философию нередко называют систематизированным, максимально рационализированным мировоззрением своей эпохи[1]. Философия зародилась около 2,5 тысяч лет назад в странах Древнего Востока (Китай, Индия) и Греции. Наиболее развитые по тем временам формы она обрела в Древней Греции. Сам термин «философия» в переводе с греческого языка означает "любовь к мудрости" (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость), возникает в VI веке до н.э. Философия по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Поэтому она во все времена ассоциировалась со стремлением отвозить на самые сложные вопросы, касающиеся сущности и природы мира, существования в нем человека. Специфика философии обусловливается следующими ее чертами:

1) Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится взаимодействовать с позиций разума. Всякая философия (иррационалистическая в том числе) есть рациональное построение человеческого духа;

2) Философия логична и доказательна, ее положения не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме;

3) Философское знание критично и антидогматично. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты;

4) Для философских утверждений характеры диалогичность и диалектичность, они являются результатом свободного размышления, постоянного обмена мнений;

5) Любые философские размышления индивидуальны, несут на себе печать личностимыслителя. В этом смысле, например, философия Аристотеля, конечно же, отличается от философии Вольтера, а творчество Платона совсем непохоже на творчество Маркса. Являя собой «дело свободною мышления», как ее характеризовал В. С Соловьев, она несет в себе личностное отношениемыслителя к рассматриваемым проблемам. Эта особенность философского знания является одной из причин огромного разнообразия в философии направлений и течений, школ и конкретных идей.

Таким образом, философия – это весьма древнее и многомерное явление духовной культуры человечества. Ее специфичность и особая роль в жизни общества и индивида (развитие способности к теоретическому мышлению и формирование мировоззрения) требует серьезного и вдумчивого отношения к ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: