Основной вопрос философии. Принципы классификации философских направлений

Для понимания специфики философии большое значение имеет понимание ее "основного вопроса", особенности соотношения предмета и основного вопроса. В любой науке ее основной вопрос в основном совпадает с предметом. В философии дело обстоит несколько иначе. Каждый философ выделяет те вопросы, которые он считает основными для себя и для всей философии. Например, для Ф. Бэкона главным был вопрос о расширении могущества человека над природой, для Гельвеция - вопрос о сущности счастья, для Руссо - вопрос о причинах социального неравенства, для Канта - вопрос о сущности человека, для Камю - вопрос о смысле жизни и т.д. Интересную и очень важную трактовку понимания основного вопроса философии дал Ф.Энгельс. «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - писал Энгельс, - есть вопрос об отношении мышления к бытию»[2].

В принципе можно утверждать, что последняя энгельсовская формулировка является наиболее общей и предельной по отношению к другим подходам к пониманию основного вопроса философии, и она позволяет сформулировать некоторые принципы классификации философских концепций.

Основной вопрос философии, каким он виделся Энгельсу, имеет две стороны.

Первая сторона вопроса – онтологическая, она отвечает на вопрос: что является первичным - материя или сознание? В зависимости от ответа на этот вопрос философские концепции разделяют на материалистические и идеалистические.

Идеализм (от греч. idea - идея) - учение, признающее исходным, первичным началом всего существующего дух, идею, сознание. Термин был введен немецким философом Г.Лейбницем в начале XVIII века. Образцом (и родоначальником) идеалистического направления в философии для Лейбница стал греческий философ Платон. Идеализм имеет две основные разновидности: объективный идеализм и субъективный идеализм. Представители первого направления провозглашают независимость идеального начала от сознания человека (Платон, Ф.Аквинский, Гегель). Представители второго направления утверждают в качестве первоначала мира, его свойств и отношений сознание человека (Дж. Беркли Д. Юм, Э. Мах). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus - один, ipse - сам, sum - существую), предполагающий, что реально существует лишь мое сознание и ощущения, существование же всего, что меня окружает, - проблематично.

Термин материализм (от лат. materialis - вещественный), который также введен Г.Лейбницем, означает признание первичность материального начала мира, природы и вторичность – сознания. Материя есть объективная реальность, существующая независимо от сознания. Сознание же есть отражение объективного мира в мозгу человека. Среди материалистов так же существуют глубокие расхождения. С точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его основные формы:

1) материализм наивный – первоначальный вид материализма, согласно которому окружающий мир состоит из материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов (Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.);

2) метафизический (механистический) материализм Нового времени – в основе его лежит изучение природы, при котором все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, К. Гельвеций и др.);

3) вульгарный материализм сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер);

4) диалектический материализм – направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах. (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Вторая сторона вопроса – гносеологическая, она отвечает на вопрос: познаваем ли мир? В зависимости от решения вопроса о познаваемости мира философские концепции можно подразделить на:

1) агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) – учение, в котором вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем (Протагор, Кант);

2) скептицизм (греч. skepsis — рассматривание, оглядывание, сомнение) – направление в философии, выражающее сомнение в возможности достижения достоверного знания (Пиррон);

3) гностицизм (от gnostikos — «познающий») – философское направление, настаивающее на безграничных возможностях познавательных способностей человека, полагающее, что нет принципиальных препятствий на пути познания человеком окружающего мира, сущности объектов и самого себя.

Сторонники гностицизма настаивают на существовании объективной истины и способности человека достичь ее, но их мнения различны по поводу способа достижения истинного знания. Поэтому в философии выделяются следующие направления:

1) Рационализм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.);

2) эмпиризм (от греч. empeiría — опыт) – направление, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Крайней ормой эмпиризма является сенсуализм (от лат. sensus — чувство) — методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.);

3) Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный) — философский метод, который отрицает, ограничивает роль разума в познании и уделяет основное внимание внерациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.).

Таким образом, рассмотрение различных сторон основного вопроса философии позволяет сформулировать некоторые принципы классификации философских концепций. Проводимая на основе этих принципов классификация достаточно условна, так как не может включить в себя многие философские концепции. Однако, она достаточно информативна и удобна при первом знакомстве с такой многогранной областью человеческого знания, как философия.


[1] Соколов В.В. Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004. С.7.

[2] Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.282.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: