Научные труды преподобного Иоанна

Имея своею основною целью, как уже указывалось, разбор песнотворческого достояния преподобного Иоанна Дамаскина, мы считаем вместе с тем необходимым кратко осветить и основные направления научных трудов Преподобного, поскольку эти два вида его творческой деятельности взаимно проникают и обогащают друг друга.

Иоанн Дамаскин известен как ДИАЛЕКТИК. В своем труде по диалектике он дает изложение логики и физики, указывая, что логика помогает излагать предметы в их взаимной связи и необходима для богословия.

На основании труда Дамаскина «Точное изложение православной веры»[110] преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, признает за Преподобным большое значение СИСТЕМАТИКА-БОГОСЛОВА. Этот труд был позднее образцом для восточных и западных богословов; Дамаскин является в нем первым ДОГМАТИСТОМ. Произведение это не утратило своего значения до настоящего времени. Сам преподобный Иоанн делил свой труд на 52 главы, которые позднее были объединены в четыре части (книги). В первой части содержится учение о бытии Божием, Его единстве, троичности Лиц; во второй – о творении мира, человека, о Промысле; в третьей части – о двух естествах Иисуса Христа и Пресвятой Деве Богородице; в четвертой – о последствиях Воскресения Христова, о Кресте, Таинствах, девстве и всеобщем воскресении. Кроме этого основного труда, изложение веры дано преподобным Иоанном в виде системы в богословском словаре и в форме отдельных кратких рассуждений.

Как ПОЛЕМИК преподобный Иоанн Дамаскин писал слова против порицающих иконопочитание. Эти апологии в защиту святых икон очень высоко оцениваются как православными, так и инославными богословами. В эту же группу сочинений входят и труды преподобного Иоанна Дамаскина против других ересей.

Кроме того, преосвященный Филарет говорит о преподобном Иоанне как об ОРАТОРЕ, оставившем несколько проповедей на различные темы, об ИСТОРИКЕ, писавшем о событиях IV века нашей эры, и о ФИЛОСОФЕ, обладающем «основательностью, силою и богатством мыслей».

Свои сочинения по диалектике, о ересях и о православной вере преподобный Иоанн объединил в одну книгу, дав ей общее название «Источник знания»[111], или «Источник ведения». Эту книгу преподобный Иоанн посвятил другу своему, преподобному Косме, епископу Маиумскому.

Перечень вопросов, которым посвящал свои труды преподобный Иоанн, представляется нам достаточно обширным и, несомненно, отвечающим насущным задачам той эпохи, в которую жил Преподобный. Многие из строк его произведений, особенно же его основного труда, переносились преподобным Иоанном в церковные песни, где, проявляя себя как поэт, он свободнее выражал наиболее близкие для него, преискренние помыслы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: