Святитель Герман, патриарх Константинопольский, как церковный гимнограф

...И поклонятся следам ногу твоею

ecи прогневавший тя... за сие, яко был

ecи оставлен и возненавиден, и не бе

помогающаго ти, положу тя в радость

вечную, веселие родом родов.

Ис. 60, 14–15

 

Словесный попечитель Церкви

За всенощным бдением некоторых великих и двунадесятых праздников при пении стихир слуха верующих достигают истины, изложенные языком возвышенным и одновременно ясным, печатлеющие священное событие, таинство празднуемого дня. В их словах всегда звучит непререкаемая радость исповедания Бога, премудрых путей Его Промысла, основ спасительной веры Христовой. Эти стихиры – творение святителя Германа, патриарха Константинопольского (VII–VIII века).

Не все жизнеописатели Святителя обращают внимание на его песнотворческие труды: в Четиих Минеях святителя Димитрия Ростовского мы не находим упоминания об этом роде его творчества. Это может быть объяснено тем, что святитель Герман испытал за свою долгую жизнь, как указывает преосвященный Филарет Черниговский, не только «волнения монофизитства, но и начало новых бурь иконоборства»[316]. Борьба с разного рода ересями и исповедничество, страдание за правую веру проходят красной нитью через все земное бытие святого патриарха.

Вместе с тем составитель канона святителю Герману, преподобный Феофан, много внимания уделяет песнотворческим трудам святого исповедника Христова. Подробно же со всех сторон рассматривает труды святителя Германа Филарет, архиепископ Черниговский[317]. Восстанавливая образ Святителя как писателя и церковного деятеля, архиепископ Филарет особенно подробно останавливается на его догматических произведениях, посланиях, словах и беседах на великие праздники. Послания святителя Германа о почитании святых икон читались на VII Вселенском Соборе много лет спустя после блаженной кончины патриарха-исповедника.

Правильно будет сказать, что святитель Герман отзывался на все насущные нужды Церкви прежде всего исповеданием ее основных догматов, страданием за них, затем письменными трудами по изложению и защите этих догматов и вероучения Святой Церкви и только в отдельных случаях он являл себя как песнотворец, гимнограф церковный.

Слова пророка Исаии, прообразующие путь Христов на земле, могут быть отнесены и к жизни Его последователя и исповедника – святителя Германа. Он был оставлен и возненавиден с ранних юношеских лет – и не бе помогающего ему. Но он же был и вознесен Господом и сделался радостью, веселием родов и родов людей, по слову того же провидца Исайи. Те, кто множил скорби в жизни исповедника Христова, должны были признать его святость и поклониться стопам его – и поклонятся следам ногу твоею.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: