Экономическая мысль католической Западной Европы

Лекция 3. Экономическая мысль Средневековья

 

Экономическая мысль католической Западной Европы

Экономическая мысль мусульманского Востока

Экономическая мысль православной Руси

 

Экономическая мысль католической Западной Европы

Средневековый тип натурально-хозяйственных отношений, или феодализм, зародился в III–VIII вв. в ряде государств Востока и в V–XI вв. – в странах Европы. И с самого начала вся полнота политической власти и экономического могущества стала достоянием светских и церковных феодалов, которые как явно, так и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

Существенной особенностью идеологии рассматриваемого периода, в том числе в области хозяйственной жизни, является ее сугубо богословский характер. По данной причине средневековым экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения схоластических и софистических суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства.

Слово «схоластика», буквально означает «школьный, учебный», ввели его ученики. В настоящее время оно употребляется в негативном смысле, подразумевающем оторванное от реальной жизни догматическое умствование. Но в средневековом западном богословии схоластика, соединив с авторитетом Священного Писания и святоотеческой литературы авторитет Аристотеля, сыграла роль школы логического мышления, оттачиваемого для анализа новых явлений, наблюдаемых в реальной жизни, в том числе в хозяйстве.

На схоластику влияли не слишком быстрые, но существенные перемены на христианском средневековом Западе XI—XV вв. Окончательно сформировалось духовное и светское феодальное землевладение («нет земли без сеньора») как основа сословной триады; но из массы закрепощенных поселян выделились городские торгово-ремесленные слои («городской воздух делает человека свободным»).

Ожесточенные крестовые походы и погромы (1096—1270) сопровождались расширением торговых и культурных контактов с Востоком и заимствованием достижений арабской научно-философской мысли (особенно искусства расчетов) и через нее — античного наследия (прежде всего, философии Аристотеля и Платона).

Уровень образования стал расти среди горожан, влиянию на которых католическая церковь вынуждена была уделять особое внимание. С одной стороны, наращивание объемов товарооборота и денежных сделок не только привело к понятию капитала (от лат. «capitalist») — главного имущества, но и заставляло все более прибегать к осужденным Священным Писанием и Отцами церкви ссудам под проценты, изыскивая способы оправдания греха ростовщичества.

Начало разработки католической доктрины связано с деятельностью Августина Блаженного (354-430). Его экономические идеи были изложены в автобиографическом произведении «Исповедь», в трактате «Град божий». Он считал необходимым развивать хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей. Августин не разделял характерного для рабовладения презрительного отношения к труду. Напротив, труд, по его мнению, как умственный, так и физический, надо уважать, а люди должны прилежно трудиться - таков был наказ бога в момент сотворения мира.

Августин - сторонник натурального хозяйства. Главной отраслью он считал земледелие, называя его «чистейшим из всех искусств». Он выступал за натуральный обмен, не возражал против мелкой торговли. Вместе с тем он был противником крупной торговли и ростовщичества. Купеческую прибыль рассматривал как результат ограбления населения, называл несправедливым, противоречащим законам церкви получение ростовщиками процента.

Августин представлял начальный период формирования феодальных отношений. Он не только не возражал против закрепощения крестьян, но и оправдывал начавшийся процесс. Задачу церкви он видел в насаждении покорности попадавших в крепостную зависимость земледельцев. Августин был противником накопления богатств отдельными лицами, приравнивая это к грехопадению. Создаваться должно только необходимое, излишки следует использовать для помощи нуждающимся, для раздачи милостыни. На этой основе оправдывалось накопление богатств церковью. Влияние концепции Августина Блаженного сказывалось на протяжении многих веков.

Обоснование богооткровения разумом достигло вершины в «Сумме теологии» доминиканского монаха Фомы Аквинского (1225—1274), стремившегося с максимальной полнотой приспособить наследие Философа, т.е. Аристотеля, к христианскому богопознанию.

Фома стал виднейшим представителем понятийного реализма в противоположность номинализму (от лат. «nomen» — «имя») в схоластическом споре об универсалиях, возникшем из различий в толковании догмата о Святой Троице. Зачинатель номинализма французский богослов Росцеллин, отрицая реальность существования универсалий — общих понятий, относимых в словесных именованиях к множеству сходных единичных вещей, договорился до того, что каждое из Лиц триединого Бога нужно признать отдельным Богом.

Сторонники реализма решительно выступили против подобных взглядов, настаивая на том, что универсалии реально существуют как «первообразные» идеи и формы и предшествуют существованию единичных вещей.

Реалисты, построившие доказательства бытия Бога, исходя из представлений о постижении человеческим разумом божественного закона как высшего разума, в XI — XIII вв. взяли верх. Учение Фомы Аквинского — томизм — было принято католической церковью в качестве официальной доктрины.

В «Сумме теологии» Фомы Аквинского учение Аристотеля о справедливости при обмене было положено в основу нормативного экономического анализа в соотнесении с божественным законом.

Фома следовал Аристотелю в характеристике двух видов обмена, один из которых был естественным и состоял в приобретении на деньги необходимых для дома вещей; а другой нуждался в порицании, поскольку был «заперт» при обмене денег и представлял собой удовлетворение не знающей преград жажды прибыли. Справедливая цена, в толковании Фомы, подобна «правосудности» Аристотеля, — она должна покрывать издержки производства и доставки продукта, но также соответствовать образу жизни, определенному сословной иерархией. Нарочитую продажу вещей по более высокой цене, чем справедливая, в ожидании более выгодных условий спроса, и покупку по более низкой цене в случае предоплаты Фома приравнивал к ростовщичеству, которое категорически отвергал, считая одинаково греховными действия и заимодавцев, и тех, кто под проценты берет или хранит у них деньги.

Таким образом, виднейший схоласт-реалист укреплял нетерпимость к взиманию процентов, которую разделяли и номиналисты, например, Петр Ломбардский. Первым выступил против такого мнения в самом начале XIV в. Дуне Скот, рассматривавший процент как допустимую разновидность прибыли, получаемой с капитала — суммы средств, вкладываемых в какое-либо дело. Но сразу же последовали новые папские запреты (Вьеннский собор, 1311), и флорентинец Бальдуччи Пеголотти в своем «Справочнике купца» (ок. 1340), описывая выгоды торговли с разными странами вплоть до Китая, рекомендовал «сторониться» ростовщичества, хотя уже открыто признавал извлечение прибыли из разницы покупной и продажной цен.

Фома Аквинский общественное разделение труда характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия.

Много внимания он уделял частной собственности. В ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства.

Идею «справедливой цены» каноническая теория унаследовала от античности. Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой.

С одной стороны, Аквинский считает «справедливой ценой» правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой – доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование.

«Справедливая цена» в то время у схоластов подменяла такие экономические категории как «стоимость», «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ранние канонисты объясняли уровень «справедливой цены» трудовыми и материальными затратами. Однако Фома Аквинский такой затратный подход определения «справедливой цены» считал недостаточным. Согласно Аквинскому продавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе» и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу» иначе будет допущен вред и продавцу и всей «общественной жизни».

На католических соборах первым возвысил голос против нетерпимости к ростовщичеству французский богослов Жан Шарлье из Жерсона (1363—1429), канцлер Парижского университета. Он заявил на Констанцском соборе в 1415 г., что лучше одалживанием под умеренные проценты оказывать помощь бедным, чем видеть, как бедность побуждает людей воровать, растрачивать или даже распродавать свое имущество.

Но религиозную санкцию на выдачу займов под проценты как норму деловитости, согласуемую с требованиями благочестия, дал лишь протестантизм, хотя его зачинатель немец Мартин Лютер (1483—1546) поначалу выступил как яростный антипроцентщик (и при этом свирепый антисемит), обличая католический престол в Риме за сплетение с крупнейшим германским банкирским домом Фуггеров.

Однако франко-швейцарец Жан Кальвин (1509—1564) стал утверждать, что изменившиеся жизненные условия оправдывают взимание процентов в принципе, ограничение которых может быть связано лишь с должным снисхождением к «бедным братьям» и с «пользой государства». Кальвин опровергал схоластический аргумент о бесплодности денег, считая, что деньги не отличаются от недвижимого имущества в смысле «плодоносности»: доход от их использования также законен, как доход от дома (крыша и стены которого сами по себе бесплодны) или от возделывания поля. Если должник на заимствованные деньги покупает участок земли и получает из него доход, то, тем самым, он извлекает доход из одолженных денег, а потому справедливо заставлять его уплачивать процент. Праздные деньги, конечно, бесплодны, но у заемщика они без пользы не лежат.

Реформация ввергла Западную Европу в затяжной конфликт, последствия которого были зачастую чудовищны, но способствовали «европейскому чуду» экспансии — хозяйственной и интеллектуальной, сомкнувшейся с геополитической экспансией Запада после Великих географических открытий рубежа XV—XVI вв. Результатами хозяйственной и геополитической экспансии стали мировой рынок и экономический рост; интеллектуальной — современная наука.

На лидирующие экономические и интеллектуальные позиции в Западной Европе, совершившей рывок к доминированию над остальным миром, выдвинулись страны, в которых достиг господства (Нидерланды, Англия, Швейцария, Швеция) или сильного влияния (Франция) протестантизм.

Жесткое и часто жестокое противостояние разделившихся христианских государств, светских и церковных властей содействовало выделению в автономные сферы как товарно-денежной экономики, так и науки, которая перешла от рутинной стадии сличения текстов к опытному познанию, открытому реалиям окружающего мира.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: