Экономическая мысль мусульманского Востока

Ислам — исполнение воли Аллаха. Ислам (по-арабски «предание себя Богу»). Оплот мусульманства — Арабский Халифат — появился и укрепился, использовав геополитические и экономические противоречия между христианской Восточно-Римской империей и зороастрийским Ираном шахиншахов Сасанидов. Завоевав (полностью, как в случае с Ираном, или частично) территории этих держав, мусульманское государство получило в наследство развитую культуру поливного земледелия и доступ к дальним торговым путям, включая идущий из Китая Великий шелковый. Оно также переняло традицию монетного чекана.

Священные книги ислама — Коран и Сунна — сложились во время мощной экспансии (VII—VIII вв.) арабов-мусульман на запад до Атлантического океана и на восток до оазисов Средней Азии. Коран и Сунна стали основой шариата (от арабского «шариа» — «надлежащий путь») — свода мусульманских норм, провозглашенного «вечным и неизменным» установлением, чтобы не отклоняться от пути «истинной веры», указанного Аллахом — верховным хозяином того, «что на небесах и на земле, и что находится между ними, и что под землей» (Сура 20: 6).

Суры (главы) Корана и хадисы (предания) Сунны указывали, что Аллах даровал людям плодородие земли; подчинил им орошающую влагу и плывущие по морям по Его воле корабли, предоставил возможности приобретения имущества и «украшения здешней жизни» богатством и детьми; требует верности в мере и деловых расчетах. Пророк Мухаммед изрек, что наилучшие способы получения богатства — плоды «труда рук своих» и «добрая торговля». Он порицал тех, кто скупает и придерживает товар, чтобы продать его по возросшей цене, но отверг просьбу ограничить рост цен силой своей власти: «только Аллах устанавливает цены».

Опираясь на слова пророка Мухаммеда «тот, кто возделал никому не принадлежащую землю, обладает наибольшими правами на приобретение ее в собственность», мусульманские законоведы создали в VIII в. учение об условиях перехода «пустопорожней» земли («мават») в собственность всякого, кто ее «оживит». В то же время в соответствии с заветом пророка «люди — сотоварищи в пользовании тремя вещами: пастбищами, водой и огнем», эти три «вещи» не допускались в частное владение и подлежали коллективной или государственной собственности.

Наконец, от мусульман требовалось поклонение Аллаху посредством расходования нажитого имущества и справедливого раздела военной добычи (ганимы). Ее пятая часть подлежала употреблению на содержание семьи пророка, вспомоществование путникам, беднякам и сиротам (Сура 8: 42); на эти же цели каждый мусульманин должен был пожаловать ежегодную очистительную милостыню — закяту.

Территориальная и административная экспансия Арабского Халифата неизбежно усложняла характер имущественных и фискальных отношений. Росли земельные пожалования вельмож (икта) и имущество (движимое и недвижимое), предоставленное в распоряжение духовенства на богоугодные цели (вакф). К взиманию поземельного налога (хараджа) с покоренного населения были добавлены подушные налоги с мужчин — немусульман (джизийа) и мусульман (ушр, по-арабски «десятина»). В 711 г. мусульманское войско под предводительством Тарика ибн-Сеида захватило Гибралтарский пролив, который своим современным названием напоминает об арабском завоевателе (искаженное «Джебр-ал-Тарик» — «гора Тарика»). На южной оконечности Европы арабы основали поселение Тарифа и стали взимать с проходивших через пролив кораблей пошлины в размере десятой части ценности груза. Так возникло понятие тарифа — ставки, взимаемой за провоз товара через границы.

Верховный судья знаменитого багдадского халифа Абу Йусуф (731—798) составил «Книгу подати» («Китаб аль-Харадж»), где обобщил представления мусульманского права о налогообложении. Абу Йусуф порицал чрезмерность поборов с населения и распространившуюся практику отдачи налогов на откуп богатым купцам; рекомендовал принимать во внимание платежеспособность налогоплательщика.

В мусульманскую культуру выдающийся вклад внесли писавшие на арабском языке мыслители различных стран Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. Одним из них был иранец аль-Газали (1058—1111), автор «Воскрешения наук о вере». Он подробнее других исламских авторов рассмотрел вопросы обращения и накопления денег.

Арабская монетная система, смешавшая римско-константинопольские и эллинистическо-иранские образцы, была наиболее развитой в Средневековье. Серебряными дирхемами (от «драхм» греков и Сасанидов) уплачивались налоги; медяки служили для повседневных покупок, а золотые динары (от римских и константинопольских «денариев») — для крупных торговых сделок. Наивысшим успехом у арабских купцов считалось уехать в Китай с тысячей дирхемов и вернуться с тысячей динаров.

Аль-Газали рассматривал золото и серебро как дары Аллаха, выполняющие роли судей, определяющих цену любой вещи, и посредников, с помощью которых можно приобрести все товары в мире. По существу, описывая функции благородных металлов как меры стоимости и средства обращения, аль-Газали порицал накопление денег как сокровища, сравнивая их с зеркалом, которое «само по себе не имеет ценности, но его ценность заключается в том, что оно отражает любые вещи». Поэтому накопление денег ради них самих противоречит воле Аллаха, а ростовщичество является крайним выражением этого греха.

Крупнейшим социально-экономическим мыслителем стран ислама стал уроженец Туниса Ибн-Хальдун (1332—1406), жизнь и деятельность которого были связаны с мусульманским Средиземноморьем: Испанией (где шла жестокая борьба между христианскими королями Кастилии и мусульманскими эмирами Гранады), Марокко (где власть захватили правители берберского происхождения) и Каирским халифатом (где Ибн-Хальдун стал верховным судьей). Прославившая Ибн-Хальдуна в веках «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле» содержала введение (по-арабски «Мукаддима»), которое стало первой в истории концепцией экономической обусловленности общественных изменений.

Ибн-Хальдун стремился выявить закономерности состояний «обустроенности» жизни у разных народов в зависимости от различий в способах добывания пищи и изготовления орудий труда и боя. Он использовал для обозначения главного различия арабские антонимы «бадава» — жизнь на открытых пространствах (от «бадийа» — «пустыня») и «хадара» — жизнь на огороженных пространствах (буквально — «присутствие» («закрепление») за стенами жилищ). «Обустроенность» — «умран» — зависит от таких факторов, как материальные потребности, разделение и затраты труда, противоположность между оседлостью и кочевничеством, а также между городом и деревней, избыточный продукт, предметы роскоши, власть-владение и налогообложение.

Ибн-Хальдун исходил из того, что разделение труда непременно ведет к оживленному обмену, но также и к общественному неравенству, воплощенному в городской жизни и государственности. Сельское хозяйство — как кочевое скотоводство, так и оседлое земледелие и пчеловодство — обеспечивает только необходимый продукт. Избыточный продукт создается развитым ремеслом в городах. Источником стоимости ремесленного продукта являются затраты труда, которые часто включают затраты другого труда, добавляя стоимость к более простым изделиям (плотничество — к дереву, ткачество — к пряже и т.п.). Ибн-Хальдун проводил различие между долей заработка на средства существования и долей прибыли в стоимости товаров, а также между стоимостью и продажной ценой, колеблющейся под воздействием спроса. Он понимал функции благородных металлов как меры «всего, что образует богатство», как средства обмена и средства сохранения ценности.

Экономическую основу государственности Ибн-Хальдун усматривал в присвоении избыточного продукта господствующей верхушкой, служащей у царской власти. Власть захватывает родственно-племенная группа с наиболее сильным чувством сплоченности («асабийей») и основывает династию.

Царская власть — владение («мульк») — располагала средствами, чтобы насильственно заставить других выполнять свои решения, и требовала предметов роскоши и знаков отличия. Вначале правящая династия, обеспечивая рост численности и благополучия поддерживающих ее семейств, собирала только налоги, предписанные шариатом и в умеренных размерах. Низкие налоги вселяли надежду в податное население и стимулировали увеличение его численности и экономической активности. Но с ростом количества круга приближенных династии и их привычек к роскоши расходы (в том числе на наемную армию) начинали превышать доходы. Тогда правительство начинало «измышлять» новые налоги и вмешивалось в ценообразование.

Многочисленные поборы разоряли население и привели к хозяйственной апатии. Пассивность народа вела к ослаблению династии, которая склонялась к «бессилию, протекающему от изнеженности», стремясь при этом заполучить средства существования любыми способами, в том числе насильственным изъятием имущества у зажиточных людей и порчей монеты. Чрезмерность налогов и разницы навязанных цен вели в итоге к упадку рынков и самого государства: средний срок его существования Ибн-Хальдун оценивал как сумму «возрастов» трех поколений (100—120 лет).

Ибн-Хальдун выдвинул концепцию «социальной физики», в которой обосновывал: 1) осознанное отношение к труду, 2) необходимость борьбы с расточительством и жадностью, 3) несбыточность имущественного и социального равенства в обществе.

В толковании современного экономического процесса, многих его сторон и их теоретического обобщения Ибн-Хальдун представил немало весьма зрелых суждений. Ссылкой на экономику он объяснял стремление людей к объединению, в основе которого лежит труд, производство материальных благ.

По словам Ибн-Хальдуна, состояние «общества, его богатство и процветание зависят только от труда и старания людей в приобретении благ». Значение частной собственности он видел в том, что она составляла основу современного ему общественного устройства. Значение труда и материального производства Ибн-Хальдун видел также и в том, что они составляли основу развития общества, его поступательного движения вперед.

В XX в. Ибн-Хальдун был признан предшественником чуть ли не всех основных версий классической политической экономии и современной макроэкономики:

· трудовой теории ценности Рикардо — Маркса, поскольку Ибн-Хальдун склонялся к мысли, что торговля основана на приравнивании в обмене количеств затраченного труда;

· теории экономического роста, так как Ибн-Хальдун указывал на взаимосвязь экономического развития и роста населения, подчеркивал значение совершенствования ремесленных умений и орудий («человеческого капитала и технологий»);

· кейнсианской «общей теории», поскольку Ибн-Хальдун указывал на кратность увеличения производства («мультипликатор») благодаря стимулам к дополнительному труду от спроса на предметы роскоши, а также на «недостаток побуждения к инвестированию» как ключевую проблему застойной экономики;

· экономики предложения, резюмированной в кривой Лаффера, которая показывает, что повышение налоговых ставок сначала увеличивает налоговые поступления, но в конечном счете приводит к их уменьшению ввиду снижения активности производителей. «Изобретатель» кривой А. Лаффер ссылался на Ибн-Хальдуна как на своего предшественника, указавшего, что в начале династии налогообложение дает высокие доходы при небольших поборах, а в конце династии — незначительные доходы при больших поборах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: