Защитная и экономическая функции социального обеспечения

Социальное обеспечение, обладая характерными признаками реализуется посредством основных функций социального обеспечения.

Под функциями обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта.

В правовой литературе выделяют экономическую, политическую, производственную, реабилитационную, демографическую, защитную функции социального обеспечения. Рассмотри краткую характеристику данных функций социального обеспечения.

9) Экономическая функция. Замещение заработка или дохода, связанного с трудом, тем лицам, которые его утратили в силу жизненных различных обстоятельств (возраст, инвалидность, потеря кормильца, болезнь, безработица и другие социальные риски).

Частичное возмещение дополнительных расходов, вызванных объективными причинами (рождение и содержание ребенка, уход за детьми и престарелыми гражданами, инвалидами). Оказание помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (бедность, сиротство).

Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения финансовых средств, предназначенных для социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации, выплаты).

10) Производственная функция. Право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения часто зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд.

Политическая функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики.

11) Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы, а именно – на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости. 15

12) Социально-реабилитационная функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса гражданина при наступлении различных социальных рисков путем предоставления пенсий, пособий, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. Экономическая функция социального обеспечения заключается в его положительном воздействии на экономику, на интересы и потребности людей как участников процесса производства. Она имеет сложную внутреннюю структуру и состоит из ряда взаимосвязанных подфункций: распределительной, обеспечительной и производственной.

С помощью распределительной подфункции происходит доведение до потребителей специфических материальных благ и услуг особым экономическим способом. Данная подфункция заключает в себе способы аккумуляции средств в особых фондах и их распределения на различные цели -это действия органов государства, органов местного самоуправления, организаций по отчислению денежных средств в фонды, предназначенные для социального обеспечения, по направлению указанных средств для выплаты пенсий, пособий, обслуживания пенсионеров.ность обеспечительной подфункции состоит в поддержании достаточного уровня материального благосостояния лиц, для которых средства социального обеспечения (пенсии, пособия и другие выплаты) являются источником существования, в предупреждении обнищания народа.

13) Производственная подфункция включает в себя стимулирование граждан к труду, а также повышение производительности труда, воспроизводства рабочей силы путем создания благоприятных условий для формирования способности к труду у несовершеннолетних и освобождения трудовых ресурсов от пожилых и нетрудоспособных работников. Тем самым социальное обеспечение способствует созданию рыночных отношений, проведению экономических реформ. 16

15) Социальная функция отражает взаимосвязь социального обеспечения и социальной подсистемы общества.

Социальное обеспечение направлено прежде всего на предупреждение, смягчение или устранение последствий наступления различных жизненных ситуаций. В зависимости от конкретной ситуации в социальной функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационную подфункции.

17) Защитная подфункция заключается в защите граждан от неблагоприятных последствий наступления жизненных ситуаций (болезнь, инвалидность, старость), а также от последствий перехода к рыночной экономике (безработица). Это происходит путем выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, предоставления услуг.

18) Реабилитационная подфункция состоит в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, приспособлении их к труду. Она осуществляется с помощью таких видов обеспечения, которые помогают восстановлению трудоспособности граждан и вовлечению их в трудовую деятельность (пенсии по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, снабжение их протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения).

19) Компенсационная подфункция - это возмещение утраченного заработка или дохода, а также повышенных расходов в случае утраты заработка или дохода, снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом на пенсию по старости, инвалидности, при потере кормильца, в случае рождения ребенка, при повышении розничных цен на предметы потребления, безработице.

2.2. Политическая функция 16

В политическую функцию входит связь между социальным обеспечением и политикой, прежде всего социальной политикой. Социальное обеспечение служит средством, с помощью которого реализуются цели социальной политики. Его институты и учреждения способствуют практическому осуществлению социально-политических мероприятий, намеченных государством. Социальное обеспечение играет важную роль в решении ряда общих задач социальной политики в современный период: предотвращении дальнейшего снижения жизненного уровня населения, улучшении материального положения его различных групп и слоев, снижении роста социальной напряженности в обществе. 17

20) Духовно-идеологическая функция социального обеспечения обусловлена связью между социальным обеспечением и духовно-идеологической сферой общества. Социальное обеспечение взаимодействует как с социальной сферой в целом, так и с ее компонентами — различными формами и уровнями общественного сознания, прежде всего с идеологией, моралью, социальной психологией. Поэтому в составе данной функции можно условно выделить идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

21) Идеологическая подфункция составляет отношения между социальным обеспечением и идеологией. Идеология отражает воззрения классов и слоев общества на различные стороны жизни, в том числе и на социальное обеспечение, активно влияет на его характер и сущность. В свою очередь, эффективное социальное обеспечение положительно воздействует на сознание людей, укрепляет их доверие
к государству.

22) Моральная подфункция охватывает связь между социальным обеспечением и этическими воззрениями, существующими в данном обществе. Существенное значение здесь имеют этические взгляды общества на отношение к малообеспеченным, детям, старикам, инвалидам. Социальное обеспечение включает предоставление материальной помощи экономически неактивным гражданам, обеспечение семей, потерявших кормильца, помощь в воспитании детей. Кроме того, благодаря моральной подфункции социальное обеспечение способствует укреплению нравственных начал в обществе.

23) Социально-психологическая подфункция основана на взаимосвязи социального обеспечения и социальной психологии. Для человека особое значение имеет уверенность в завтрашнем дне. Социальное обеспечение способствует реализации уверенности людей в будущем, их социальной защищенности, тем самым оказывая положительное воздействие на развитие социальной психологии.

2.3. Демографическая функция 18

Демографическая функция подразумевает воздействие социального обеспечения на демографические процессы, происходящие в обществе. Состояние социального обеспечения зависит от демографической структуры населения, характера демографических процессов. В свою очередь, социальное обеспечение оказывает активное положительное влияние на демографические процессы. В содержание демографической функции входит материальное стимулирование создания, развития и укрепления семьи, повышения рождаемости и др.

Занимая первое место в мире по площади территории, Россия стремительно теряет свои позиции на демографическом поле. Если в 1991 г. по численности населения РФ была на 6 месте, то в 2012 г. – 10 место, к 2050 г. Россия займет 14 место [1]. Сокращение численности населения при такой огромной территории создает угрозы в первую очередь территориальной целостности государства. Ситуация очевидна: страна переживает демографический кризис. Но открытым остается вопрос: какими факторами и причинами он обусловлен и затрагивает ли он все население или носит избирательный характер?

Анализу этой проблемы посвящено данное исследование.

Демографическая проблема в России обсуждается давно. С середины 90-ых в стране наблюдалась убыль населения. В 2010 г. был остановлен процесс сокращения численности населения. По данным Росстата в 2012 году численность населения России впервые увеличилась и на первое полугодие 2013 г. составила 143,3 млн. человек. (Рис.1).

Увеличение численности населения при сохраняющейся естественной убыли было обеспечено миграционным сальдо. В 2013 году по данным Росстата Россия впервые преодолела естественную убыль населения. Однако динамика изменения естественного прироста демонстрирует превышение рождаемости над смертностью только в нескольких федеральных округах России. Остается открытым вопрос – за счет кого произошло это «демографическое чудо»? Имеет ли оно этнические и конфессиональные корни или обусловлено материальными факторами (экономическим благополучием регионов)?

До 2009 г. единственным федеральным округом с положительным сальдо рождаемости оставался Северо-Кавказский. В 2012 г. число таких федеральных округов увеличилось до четырех: Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Прирост в Дальневосточном федеральном округе обусловлен увеличением прироста в республике Саха (этнический состав: якуты – 49%, русские - 30%). В Сибирском федеральном округе прирост на 44% обеспечен приростом населения в республиках Бурятия, Тыва, Хакасия, Алтай, на 56 % за счет областей с долей русского населения 83-88%. В Уральском федеральном округе положительное сальдо достигнуто преимущественно за счет Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов (доля русского населения - 63,5% и 59,7% соответственно). (Рис.2). В I полугодии 2013 года динамика сохранилась. 19

Рис.2. Динамика естественного прироста населения по Федеральным округам, в чел. (по данным Росстата)

В ближайшие два года ожидается естественный прирост населения в Приволжском и Южном федеральном округе. На данный момент в Приволжском федеральном округе положительное сальдо - в пяти национальных республиках (Татарстан, Чувашия, Марий Эл, Башкортостан и Удмуртия), а также в Оренбургской области (75% русских) и Пермском крае (83 % русских). В Южном федеральном округе положительное сальдо в Калмыкии и Астраханской области (61% русских). Прирост по округу будет достигнут за счет превышения рождаемости над смертностью в Краснодарском крае (приблизительно в 2013 г.) и республике Адыгея (ориентировочно в 2014 г.).

Самый демографически неблагополучный Центральный федеральный округ выйдет на положительную динамику не ранее 2017 г. По данным за первое полугодие 2013 г. во всех областях Центрального региона сохранилась естественная убыль населения, в то время как Москва лидирует по показателям положительного сальдо естественного движения населения.

Современное состояние естественного прироста населения характеризуется устойчивым ростом рождаемости и более медленным снижением смертности. Этоскорее всего объясняется переносом повышенной рождаемости поколением раньше (годы перестройки) в СССР. 20

Коэффициент увеличения рождаемости, показывающий во сколько раз выросла рождаемость по округам, свидетельствует об ускоренном росте в Северо-Кавказском (в 1.7 раза), Уральском и Центральном федеральных округах. (Рис.3).

Рис.3. Отношение уровня рождаемости и смертности 2012 г. к уровню рождаемости и смертности 2000 г.

В отношении темпов роста смертности наблюдается их замедление во всех округах, кроме Северо-Кавказского.

По абсолютным показателям рождаемость в Северо-Кавказском федеральном округе значительно уступает рождаемости в других округах. Однако по относительным показателям (рождаемость и смертность на 1000 человек) Северо-Кавказский регион демонстрирует лучшие показатели - высокую рождаемость и низкую смертность. В среднем показатели рождаемости в данном округе выше среднероссийских показателей рождаемости на 4,1 ед., по смертности ниже на 5 ед. Наиболее неблагополучный в сфере демографии регион – Центральный округ - по показателям рождаемости в 1,5 раза и по показателям смертности в 1,7 раз хуже показателей Северо-Кавказского федерального округа. (Рис.4).

Рис.4. Показатели рождаемости и смертности на 1000 человек по федеральным округам

Отношение рождаемости к смертности в данном округе превысило 2, в то время как в Уральском, Сибирском и Дальневосточном лишь в последние годы удалось достигнуть тольько 1. И хотя каждый федеральный округ в динамике демонстрирует увеличение разрыва между рождаемостью и смертностью, наибольшие темпы – в Северо-Кавказском регионе. (Рис.5).

Рис.5. Отношение рождаемости к смертности по округам

В последние годы не менялась десятка лидеров по естественному приросту населения. Так, прирост в республике Дагестан опережает данный показатель во всех федеральных округах с положительной динамикой (кроме Северо-Кавказского), а прирост в Тюменской области и Чеченской республике в 2012 г. опережает положительное сальдо в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

Наибольшая убыль населения отмечена в ряде областей Центрального федерального округа. Абсолютным лидером по данному показателю является Московская область, в то время как Москва входит в десятку лидеров по естественному приросту. Санкт-Петербург и Ленинградская область имеют ту же динамику. 21

Таблица 2. Лидеры по приросту населения в 2012 г.

Субъект РФ Доля русского населения
Московская область 87%
Нижегородская область 94%
Тульская область 94%
Воронежская область 91%
Ленинградская область 87%
Ростовская область 89%
Тверская область 87%
Владимирская область 89%
Саратовская область 85%
Тамбовская область 95%

Таблица 3. Лидеры по убыли населения в 2012 г.

Субъект РФ Доля русского населения
Республика Дагестан 4%
Тюменская область 69%
Чеченская Республика 2%
г. Москва 86%
Республика Татарстан 40%
Республика Саха (Якутия) 37%
Республика Ингушетия 1%
Кабардино-Балкарская Республика 22%
Республика Башкортостан 35%
Республика Бурятия 65%

Традиционно убыль населения наблюдается в регионах с преимущественно русским населением. Это важнейший эффект. Среди демографических лидеров – национальные республики с низкой долей русского населения, а также Тюменская область и г. Москва, в которых прирост достигнут за счет иммиграции и высокого уровня жизни граждан.

Исходя из гипотезы, что естественная убыль напрямую зависит от доли русского населения, рассмотрим динамику естественного движения населения в 20 регионах с долей русского населения выше 90% и 9 регионах с долей от 1 до 31 %.

Регионы с максимальным процентом русского народа в этническом составе демонстрируют уменьшающуюся естественную убыль населения, однако перспектива достижения превышения рождаемости над смертностью в ближайшие годы недостижима. (Рис.6). 22

Рис.6. Сальдо естественного прироста в 20 субъектах РФ с долей русского населения свыше 90%, в чел.

В то же время в 9 субъектах с долей русского населения от 0,7% до 31% рождаемость значительно превышает смертность, при этом лидерами выступают исламские республики Северного Кавказа. (Рис.7).23

Рис.7. Сальдо естественного прироста в 9 субъектах РФ, в чел.

В 20 регионах в 1,5-1,8 раза хуже показатели смертности от новообразований, болезней органов пищеварения, болезней органов дыхания, инфекционных и паразитарных болезней, выше заболеваемость онкологией. В предстоящие годы в этих регионах не следует ожидать резкого увеличения рождаемости, так как число детей на 1000 человек (будущие потенциальные родители) ниже среднего по стране.

В 2020, 2025 и 2030 г. так называемый «бэби-бум» затронет исключительно национальные республики. В Чеченской республике, Ингушетии, Тыве, Дагестане, Республике Алтай, Якутия и Ненецком автономном округе демографический взрыв будет наблюдаться в каждые годы. 24

Таблица 4. Регионы с ожидаемой наибольшей рождаемостью

     
Чеченская Республика Чеченская Республика Чеченская Республика
Республика Ингушетия Республика Ингушетия Республика Ингушетия
Республика Тыва Республика Тыва Республика Тыва
Республика Дагестан Республика Дагестан Республика Дагестан
Республика Алтай Республика Саха (Якутия) Республика Алтай
Республика Саха (Якутия) Республика Алтай Республика Саха (Якутия)
Ненецкий автономный округ Кабардино-Балкарская республика Ненецкий автономный округ
Карачаево-Черкесская республика Ненецкий автономный округ Республика Бурятия
Кабардино-Балкарская республика Республика Северная Осетия -Алания Чукотский автономный округ
Республика Калмыкия Республика Калмыкия Карачаево-Черкесская республика

Худшие показатели рождаемости в эти годы продемонстрируют регионы с русским населением. В 2030 г. еще один православный народ – мордва также будет далек от бэби-бума. В десятку регионов с самыми низкими показателями рождаемости в 2020-2030 г. входят преимущественно области Центрального федерального округа.

Таблица 5. Регионы с ожидаемой наименьшей рождаемостью

     
г. Москва г. Москва г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург г. Санкт-Петербург г. Москва
Московская область Ленинградская область Ленинградская область
Тульская область Московская область Тульская область
Мурманская область Тульская область Смоленская область
Ленинградская область Смоленская область Воронежская область
Ярославская область Ярославская область Московская область
Ивановская область Мурманская область Рязанская область
Камчатский край Владимирская область Республика Мордовия
Магаданская область Ивановская область Тамбовская область

Таким образом, демографический кризис опосредован этнической избирательностью. Убыль русского населения продолжается и уже привела к его сокращению более чем на 8 млн. человек с 1989 г. С 2002 г. увеличилась численность этносов, исповедующих ислам. В 2 раза выросла численность узбеков, в 1,6 раз - таджиков, что объясняется миграционными потоками. Увеличилась численность российского исламского населения, при этом большие темпы роста продемонстрировали народы, проживающие на территории Северо-Кавказского федерального округа. Из православных народов увеличилась численность армян и осетин. Произошло сокращение таких православных этносов [2], как русские, удмурты, мордва, чуваши, марийцы. Численность населения Удмуртии с 2009 г. стала расти за счет естественного прироста, в республиках Марий Эл и Чувашия - с 2012 г., в Мордовии пока сохраняется убыль, численность русского населения продолжает сокращаться за счет естественной убыли населения.

Таблица 6. Этнический состав России по данным переписи, в млн. человек

  1989 г. 2002 г. 2010 г.
Все население 147,02 145,16 142,8565
Русские 119,87 115,87 111,0169
Татары 5,52 5,56 5,310649
Украинцы 4,36 2,94 1,927988
Башкиры 1,35 1,67 1,584554
Чуваши 1,77 1,64 1,435872
Чеченцы 0,9 1,36 1,43136
Армяне 0,53 1,13 1,182388

На основе данных переписи 2010 г. о доле русского населения в численности населения субъектов можно говорить о сокращении русского населения в 2012 г. на 88 000 человек, в то время как численность населения других национальностей возросла на 108 000 человек. 25

Стремительное сокращение доли русского населения в национальных республиках создает угрозы национальной безопасности страны: утрачивается связующая роль русского народа, появляются регионы, не отождествляющие себя с Россией, происходит разрыв связей между народами на пространственном поле российской цивилизации. Демографическая ситуация в регионе становится индикатором сепаратистских настроений. Самыми неустойчивыми в этом отношении являются такие регионы, как Дагестан, Ингушетия, Чечня, с долей титульных народов более 90%, а также республика Тыва. В этих республиках наблюдается и самая низкая доля людей, говорящих по-русски. Потенциальными очагами напряжения могут стать те регионы, в которых доля титульных народов превышает 50% и за счет естественного прироста эта доля увеличивается. 26

Таблица 7. Регионы с наибольшей потенциальной угрозой националистической розни с русским народом и сепаратизма

Субъект федерации Доля титульного народа Доля русских Доля владеющих русским языком
Республика Дагестан 96% 4% 91%
Республика Ингушетия 93% 1% 88%
Чеченская Республика 91% 2% 92%
Республика Тыва 81% 16% 85%
Республика Кабардино-Балкарская 70% 22% 96%
Чувашская Республика 65% 26% 95%
Республика Северная Осетия 64% 21% 97%
Республика Калмыкия 56% 30% 98%
Республика Татарстан 53% 40% 97%
Республика Карачаево-Черкесская 52% 31% 96%

Введем для дальнейшего анализа понятие коэффициента «демографической устойчивости», позволяющего провести кластерный анализ.

ду , где

N(t) - численность народа за соответствующий год (выбраны годы переписи), Р/С - отношение общего коэффициента рождаемости к общему коэффициенту смертности. Введенный коэффициент индицирует рост населения за счет текущего естественного прироста и демографического результата продолжительного предыдущего прироста.

Пороговое значение в случае гармоничного сочетания положительных признаков демографической устойчивости (предыдущий рост и текущий прирост) составляет 2. Если коэффициент меньше двух, то следует вывод, что что-то не в порядке. Либо раньше, либо в текущий момент. Именно отсюда вытекает возможность полуколичественной оценки «устойчивости». В расчете учтены те народы, которые не имеют государственности за пределами России (для исключения погрешности, связанной с миграционными потоками). (Рис.8). 27

Рис.8. Коэффициенты демографической устойчивости народов России

На этом рисунке видно, что существует и конфессиональный признак, «ответственный» за демографический успех. Коэффициент демографической устойчивости имеет ярко выраженный конфессиональный характер: для народов, исповедующих ислам он равен 3,85; для буддистов и шаманистов – 2,86, для православных народов – 1,83. Единственным православным народом с коэффициентом выше 2 являются осетины. Народы исламского ареала, буддийского и иных верований демографически возрождаются более активно. Православие по какой-то причине пока сочетается с худшими показателями демографического развития. Вероятно, мировоззренческая миссия православия еще не стала эффективным фактором, влияющим на репродуктивную традицию. Худшие показатели у мордвы и русских, которые еще не вышли на уровень самовоспроизводства населения.

Таким образом, проблема демографического кризиса в России опосредована не только этничностью, но и ментальным фактором, в частности, ролью и значением мировоззренческой функции вероисповедания. Проблема возрождения православия наиболее остро отражается на русском народе. Поэтому, действительно, можно говорить об этно- и конфессионально избирательном демографическом кризисе.

В работе «Государственная политика вывода России из демографического кризиса»[3] приводится четырехфакторная модель, объясняющая демографическую ситуацию в стране. Она включает материальный фактор, идейно-духовное состояние общества, цивилизационную идентичность Российского государства и роль государственной политики в управлении демографическими процессами.

Обычно чрезмерно преувеличенное значение материального фактора на самом деле лишь в некоторой степени влияет на итоги естественного движения населения. Акцент правительственной демографической политики на материнском капитале не особенно влияет на демографию и не объясняет наблюдаемых положительных явлений в текущем росте рождаемости. Важнее психологическое состояние населения. Так, стресс дефолта 1998 г. привел к возрастанию убыли населения в 1999 г., а кризис 2009 г. затормозил процесс уменьшения убыли населения.

Улучшение показателей рождаемости зависит от числа вступивших в детородный возраст. Корреляционная связь между родившимися и вступившими в детородный возраст наибольшая, когда детородный возраст равен 30 годам, а также 25 и 29 (сравнивались уровень рождаемости одного года с уровнем рождаемости года, равного разнице сравниваемого года и детородного возраста). Эта корреляция совпадает с фактическими данными о распределении родившихся по возрасту матери. (Рис.9).28

Рис.9. Корреляционная связь между количеством вступивших в детородный возраст и уровнем рождаемости и распределение родившихся по возрасту матери, в чел. (по данным 2012 г.)

Отсюда следует, что текущее улучшение показателей рождаемости в России связано с высоким ростом рождаемости в 80-ые годы. Это был недолгий психологический эффект перестройки. В будущем темпы рождаемости должны замедлиться, так как новое поколение людей детородного возраста – это дети 90-ых, когда наблюдалось резкое падение рождаемости. Если за средний детородный возраст принять 25 лет, то начиная с 2013 г. темпы роста замедлятся, однако если детородный возраст равен 30 годам, то в течении последующих пяти лет еще можно некоторое время ожидать рост рождаемости, но с 2017 года она начнет неуклонно снижаться. (Рис.10).

Рис.10. Естественный прирост населения и рождаемость, в тыс. человек, 1990-2012 г.

Материальный фактор совсем ничего не объясняет в части успешного естественного движения в национальных регионах, где уровень жизни низок. На рис.11 отражено замедление снижения убыли в 2010 г. как последствия кризиса 2009 г. для субъектов с наибольшей долей русского населения. (Рис.11).

Рис.11. Среднее значение естественной убыли населения по 20 регионам с долей русского населения свыше 90%, в чел.

 

Таким образом, демографическая проблема лишь в малой степени определена материальным фактором, значительное влияние оказывает идейно-духовное состояние общества.

Проявлениями упадочного идейно-духовного состояния русского и других православных народов являются следующие:

- ценностный кризис;

- поздняя брачность: снижение числа вступивших в брак в возрасте 18-24 года и рост в диапазоне 25-34 года (рис.12);

Рис.12. Распределение по возрасту вступления в брак для мужчин и женщин (доля от общей численности вступивших в брак), 1980-2010 гг.

- разводы. Число разводов на 1000 человек в регионах с наибольшей убылью населения составляет 3,9-4,8, в республиках Северного Кавказа 0,9 -3;

- сексуализация молодежи;

- внебрачная репродуктивность;

- нуклеаризация семьи;

- проблема одиноких людей;

- аборты. С 2000 г. наметилась тенденция снижения количества абортов, что во многом связано с практикой широкого применения средств контрацепции. Но в России по-прежнему самый высокий в Европе показатель абортов. В абсолютном выражении число абортов в 2012 г. составило 1,06 млн. (для сравнения в 2000 г. – 2,13 млн.ч.);

- алкоголизация, наркомания, токсикомания; 29

- суицид; 30

- гендерный разрыв и специфика семейных отношений;

- конфессиональная основа демографической вариативности.

Правительство отказывается замечать тот факт, что низкая рождаемость и высокая смертность в нашей стране сопряжены в первую очередь с духовным состоянием общества. Так, в Указе Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» написано, что «современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке».

Главными причинами низкой рождаемости названы: «низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов)». Однако если взглянуть на данные статистики, то можно увидеть, что именно в национальных республиках, особенно Северо-Кавказского федерального округа, проживает население с самыми низкими доходами, на рождаемость которых не влияют ни уровень доходов, ни кризис 2009 г.

Новая проблема, усугубляющая демографический кризис в стране – это иммиграционный вызов национальной идентичности. В настоящее время стабилизация численности населения в России была достигнута за счет миграционного сальдо (в 2012 году число оставшихся мигрантов составило 294 930 человек).

Первые годы после распада СССР характеризовались двумя потоками миграции: русского населения из бывших союзных республик в Россию и русского населения из России в страны Европы, США и Израиль. На первом этапе происходил приток и отток высококвалифицированных кадров.(Рис.13).

Рис 13. Международная миграция населения, в чел., 1990-2012 гг.

Заметно снижение оттока населения к концу 1990-ых г. В 2000-ые годы уменьшается отток квалифицированной рабочей силы, но наблюдается прирост трудовых иммигрантов из ряда республик СНГ. Совпадение динамики миграционных притоков населения из республик СНГ (Украина, Молдавия, Армения, Азербайджан, республики Средней Азии) свидетельствует об их трудовом качестве. Исключение составляют мигранты из Казахстана, которые, скорее всего, являются русским населением или ассимилированными казахами, переехавшими в Россию не на трудовые заработки, а на ПМЖ. (Рис.14).

Рис.14. Миграционное сальдо 2005-2011 г., в чел. 31

В 2012 г. 91% всего миграционного прироста приходился на страны СНГ, из них 50 % - это представители республик, исповедующих ислам (Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан), вместе с Казахстаном - 63,5%. Приток с одной стороны низкоквалифицированной рабочей силы, с другой стороны увеличение представителей других религиозных конфессий поднимает вопрос об иммиграционном вызове национальной идентичности.

В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года одна из задач в области демографической политики звучит как «привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции». Значит сложившаяся миграционная обстановка в стране является следствием реализации конкретно поставленной задачи, явно не соответствующей национальной безопасности страны.

Далее в концепции изложено, что мерами в области миграционной политики будут: содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом; привлечение квалифицированных иностранных специалистов, привлечение молодежи из иностранных государств (прежде всего из государств - участников Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики) для обучения и стажировки в Российской Федерации с возможным предоставлением преимуществ в получении российского гражданства по окончании учебы, создание условий для интеграции иммигрантов в российское общество и развития терпимости в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов. Квалифицированных иностранных специалистов привлечь не удалось, незначительное число соотечественников из-за рубежа вернулось, но вместо декларированного привлечения квалифицированной рабочей силы в страну направились трудовые мигранты, которые и оказались призваны решать демографическую проблему.

В итоге, при решении демографической проблемы был задействован инструмент миграционной политики, что в свою очередь привело только к видимым улучшениям демографической обстановки и создало более серьезные проблемы, связанные с иммиграционным вызовом российской идентичности и интеграцией нового этнического сообщества в многонациональный российский народ.

Решение проблем демографической политики через привлечение мигрантов и повышение уровня жизни населения не является эффективным, поскольку полностью игнорирует тот факт, что современная демографическая ситуация обусловлена духовным кризисом, в особенности, русского народа. Кризис, что уже очевидно, носит этноизбирательный характер, однако данный факт замалчивается, либо не замечается, во всяком случае адекватной государственной политической реакции на него не происходит.

Таблица 8. Народы России. Ранжирование по численности населения (от большего к меньшему) 32

Примечание:
* Данные по рождаемости, смертности и естественному приросту оценочные или отсутствуют.
** Народы республики Дагестан
Цветовое обозначение (столбец народы) по конфессиональным признакам.

В таблице 8 представлены данные по демографическому состоянию народов России с численностью более 100 000 человек в 2010 г. На основе этих данных можно сделать следующие выводы.

В дополнительных мерах по стимулированию рождаемости в целом не нуждаются такие народы, как: чеченцы, армяне, аварцы, осетины, даргинцы, буряты, якуты, кумыки, ингуши, лезгинцы, тувинцы, карачаевцы, калмыки, лакцы, казаки, табасараны, узбеки, таджики, балкарцы. Их численность и доля в населении страны увеличилась, уровень рождаемости выше среднего по стране, уровень смертности ниже среднего по стране показателя, число родившихся превышает число умерших. Эти народы сохранили духовную самобытность, не приняли губительные ценности общества потребителей и демонстрируют высокий потенциал дальнейшего демографического роста.

Эффективная государственная политика стимулирования рождаемости проводится в отношении татар, башкир, чувашей, удмуртов, кабардинцев и коми. Хотя их численность и доля в населении страны сократилась, народы смогли добиться естественного прироста, потенциалом их дальнейшего демографического восстановления являются высокая рождаемость и низкая смертность. Эти народы демонстрируют сплоченность, национальную самоидентификацию, что во многом связано с наличием собственного государственного образования в составе России. Они также в большей степени сохранили традиционные нравственные и духовные ценности.

Необходимо предпринять дополнительные меры стимулирования рождаемости для русских, мордвы и адыгейцев. Анализ положения русского народа говорит об избирательной политике сокращения его численности: это единственный народ в России, который не имеет своей собственной государственности – она есть российская государственность, рождаемость остается ниже средней по России, показатели смертности превышают средние, численность и доля населения продолжает неуклонно сокращаться. Заимствованные ценности потребительского общества, разлагающие духовную основу русского народа, отсутствие сплоченности, объединяющей национальной идеи и чувства гордости за свою страну приводят к утрате исконных духовных ориентиров, что находит свое физическое выражение в естественной убыли русского населения и сокращении его численности.

Ноименно русский народ является скрепой всех российских народов, православие той духовной базой, которая сможет объединить разные конфессии на принципе мирного сосуществования и гармоничного развития. Требуется осознание описанной угрозы и адекватная государственная политика.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 33

1 Захаров М.Л,Тучкова Э.Г.: Право социального обеспечения России: учебник М. 2011. – 32c.

2 Право социального обеспечения России: учебник / отв. ред. К. Н. Гусев,M,2011 -10c.

3 Пронина Л.И.: Проблемы развития социального обеспечения:автореф. Дис. …д.экон.наук. М., 2012.21с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: