Представление о диалектике, её исторические формы. Основные категории и законы диалектики

Лекция 5. Учение о диалектике.

Диалектика – учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания, основанный на этом учении универсальный, всеобщий метод мышления и действия. Она является противоположной другому всеобщему методу познания – метафизике. Метафизикой называют метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внутренне неизменные) и изолированные друг от друга. Другими словами, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от друга и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает динамическую, развивающуюся картину мира, все составные части которого взаимообусловлены, взаимосвязаны.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в тече­ние длительного развития философии. Принято выделять 3 исторические формы диалектики.

I. Стихийная (наивная) античная диалектика. Диалектические идеи занимали значительное место у многих античных мыслителей, однако они, развивая различные стороны диалектики, не называли учение о связи и развитии диалектикой, не приводили его в систему. Именно поэтому мы говорим, что их диалектика была стихийной. Гераклит Эфесский является основоположником диалектики как учения о развитии. Ему принадлежат такие изречения, как: «Все течет, все изменяется», «Нельзя дважды войти в одну реку». Он пытался найти источник развития и видел его в борьбе противоположностей.

Считается, что первым в философский лексикон термин «диалектика» ввел Сократ, начальное значение которого (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) предполагало метод аргументации в философии, искусство выяснения истины в столкновении противоположных мнений. Именно этот мыслитель в процессе познания прибегал к искусству вести спор, при котором достижение истины происходит путем столкновения противоположных мнений.

Античная диалектика явилась первой исторической формой диалектики. Несмотря на ее ограниченность, она послужила отправной базой для дальнейших разработок диалектического учения.

II. В рамках немецкой классической идеалистической философии создается вторая форма диалектики. Для этой формы присуще использование уже не стихийных наблюдений, догадок и озарений, характеризующих различные проявления, а оперирование диалектическим методом, овладение диалектикой как системой.

Высшей ступени развития идеали­стическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. Для Гегеля диалектика – это теория развития всего сущего (развития Абсолютного Духа) и метод философского мышления. В духе диалектических идей им было детально раскрыто шествие Абсолютного Духа в мире, проанализированы все важнейшие категории, которые выражают этот процесс. Гегель сформулировал и раскрыл сущность основных законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, закона отрицания отрицания.

III. Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксист­ская модель – материалистическая диалектика. Ис­следуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диа­лектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов ми­стики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Именно на этом этапе диалектика окончательно оформилась и получила свою современную трактовку. В настоящее время под диалектикой понимается учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Материалистическая диалектика не ограничивается областью мышления. В материалистической диалектике природа и общество объективны, а мышление субъективно. Поэтому в материалистической диалектике различают объективную и субъективную диалектики, которые совпадают в своем содержании и различаются формой своего бытия. Объективная диалектика имеет место вне нашего сознания, она материалистична по своей форме, а субъективная диалектика протекает в мышлении, она идеальна. Обе они отражают одну действительность.

Исходными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи и принцип развития. Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универсальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира. Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие носит объективный, универсальный и активный характер. Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончательно завершенного, все находится в процессе становления и изменения Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.

Как же в диалектике понимается сам про­цесс развития? Оно рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты - революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, прису­щих предметам и явлениям.

Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия - категории и законы.

Законы диалектики. Закон есть внутренняя повторяющееся, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения. Законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон - ядро диалектики, ибо он указывает причину, источник изменения, развития каким является противоречие. Противоречие — взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений.Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутрен­них противоположностей служит источником самодвижения, самора­звития явлений материального мира, движущей силой их измене­ний. Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы противоположностей проявляется в следующем:

- если речь идет о единстве противоположностей и борьбе между ними, то имеются в виду только такие противоположности, которые внутренне присущи данной конкретной системе;

- противоположности не могут существовать друг без друга, однако их единство условно, временно, преходяще, относительно;

- борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результа­те борьбы, а не благодаря единству противоположностей - это закон;

- в процессе борьбы противоположности могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, которое бы не могло при известных условиях превратиться в свою противоположность;

- борьба противоположностей и их единство обусловливают в определенных ситуациях возможность временного равнодействия противоположностей, устойчивости предметов, равновесия сил.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определенный момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям, к возникновению нового качества, которое в свою очередь оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений. Например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое.

Закон отрицания отрицания выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития и его формулу, спи­ралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, за­рождающегося нового. Отрицание отрицания прежде всего предполагает: а) повторя­емость в процессе развития; б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную завершен­ность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона.

Основными категориями современной диалектики являются: сущность и явление; содержание и форма; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность; свобода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и качество и др.

В процессе познания категорий, отражающих многообразие связей реального мира, можно выделить два категориальных ряда:

а) первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность" бытия ("единичное и общее", "сходство-различие", "качество-количество", "простое-сложное", "часть-целое", "конечное-бесконечное", "форма-содержание" и т.д.);

б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации ("явление-сущность", "причина-следствие", "случайность-необходимость", "возможность-действительность" и д.р.).

Раскроем смысл некоторых категорий. Сущность и явление— важнейшие диалектические категории, в которых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Эти категории позволяют осмыслить всеобщие связи бытия путем соотнесения поверхностных и глубинных уровней действительности. Внешние, наблюдаемые означаемые, более подвижные, изменчивые характеристики предмета называется явлением. Внутренние, глубинные, скрытые, относительно устойчивые характеристики предметов, определяющие их природу, называются сущностью. Эти явления выступают комплексно, как совокупность.

Содержание— это то, из чего состоит предмет или явление. Форма— это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На определенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тормозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке категория «форма» близка к категории «структура». Система(от греч. systema — составленное из частей, соединенное) — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент — это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы. Структура — это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура — ее форму.

Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъектом как нечто единичное. Единичное(частное) — это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного.Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Необходимость и случайность— это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями. Необходимость— это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами. Случайность— это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Причина— это явление, обусловливающее, порождающее другое явление. Следствие— явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании причинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) производит другое явление (следствие).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: