При наступлении стадии насыщения продажа товара идет в основном вследствие повторных закупок, следовательно на этой стадии рекламируются только те товары которые пользуются наибольшим спросом. Для них и составляются мероприятия по стимулированию сбыта.
Стадия спада характеризуется свертыванием деятельности службы стимулирования сбыта по данному товару.
Показатели эффективности маркетинга
Наряду с функциональными задачами, такими как выполнение планов по сбыту, анализ каналов связи, ассортимента, издержек производства, доли рынка, служба маркетинга ведет работу по оценке эффективности деятельности и ее подразделений.
Основными показателями, на величину которых оказывает влияние маркетинг, является следующие:
Доля валовой прибыли
ДВП = ВП * 100: ОП,
где, ДВП – доля валовой прибыли в объеме продаж, %;
ВП – валовая прибыль, тыс. у.д.е.; ОП – объем продаж за жизненный цикл или определенный период времени, тыс. у.д.е.
Пример1. Исходные данные: ВП = 25 тыс. у.д.е./ год; ОП = 60 тыс. У.Д.Е. / год. Определить ДВП.
|
|
Решение: ДВП = 25000 * 100: 60000 = 42%.
Доля чистой прибыли
ДЧП = ЧП * 100: ОП,
где ДЧП – доля чистой прибыли в объеме продаж, %; ЧП – чистая прибыль, тыс. у.д.е / год.
Пример 2. Исходные данные: ЧП = 5 тыс. у.д.е. / год; ОП = 60 тыс. у.д.е. / год. Определить ДЧП.
Решение: ДЧП = 5000 * 100: 60000 = 8%.
Доля эксплуатационных издержек
ДЭИ = ЭИ * 100: ОП
где ДЭИ – доля эксплуатационных издержек в объеме продаж, %; ЭИ – эксплуатационные издержки, тыс. у.д.е. / год.
Пример 3 Исходные данные: ЭИ = 20000 у.д.е / год; ОП = 60000 у.д.е. / год. Определить ДЭИ.
Решение: ДЭИ = 20000 * 100: 60000 = 33%.
Доля возмещений и скидок
ДВС = ВС * 100: ОП,
где ДВС – доля возмещений и скидок в объеме продаж, %; ВС – возмещения и скидки, тыс. у.д.е. / год.
Пример 4. Исходные данные: ВС = 5 тыс. у.д.е. / год; ОП = 60 тыс. у.д.е. / год. Определить ДВС.
Решение: ДВС = 5000 * 100: 60000 = 8 %.
Интенсивность оборачиваемости товарных запасов
Ко = СТ: СЗ,
где Ко – количество оборотов товарных знаков за анализируемый период времени оборотов / период; СТ - себестоимость реализованных товаров, тыс. у.д.е. / период; СЗ – себестоимость среднего товарного запаса (тыс. у.д.е.), определяемая по формуле
СЗ = (СЗн + СЗк): 2,
где СЗн и СЗк – себестоимость товарных запасов на начало и конец периода, тыс. у.д.е.
Пример 5. Исходные данные: СТ = 35000 у.д.е / год; СЗн = 12000 у.д.е. / год; СЗк = 9000 у.д.е./ год. Определить Ко.
Решение:
СЗ = (12000 + 9000): 2 = 10500 у.д.е. / год.
Ко = 35000: 10500 = 3,3 оборота / год.
Норма прибыли на вложенный капитал
НП = ЧП: КВ,
где НП – норма прибыли на вложенный капитал, 1/ год;
КВ – объем капитальных вложений, тыс. у.д.е.
Пример 6 Исходные данные: КВ = 30000 у.д.е.; ЧП = 5000 у.д.е. / год; ОП = 60000 у.д.е. / год. Определить НП.
|
|
Решение: НП = 5000: 30000 = 0,166 1 / год = 16,6 %.
Продажная цена
Ц = С + СРс: 100 = С * (1 + Рс: 100)
или
Ц = С + ЦРс: 100 = С * (1 – Рц: 100),
где Ц,С – соответственно продажная цена и себестоимость единицы товара, у.д.е. / ед.; Рс – наценка на себестоимость, %; Рц – торговая скидка с продажной цены, %.
Взаимосвязь между наценкой на себестоимость и торговой скидки может быть выражена соотношениями:
Рц = 100: (100: Рс + 1);
Рс = 100: (100: РЦ - 1).
Цена товара по мере его продолжения по каналам сбыта «производитель – оптовик – розничный торговец» определяется по приведенным выше формулам, приминая величину себестоимости на каждой последующей стадии равной покупной цене товара (продажной цене на предшествующем этапе).
Пример 7. Исходные данные: себестоимость товара у производителя Сп = 108 у.д.е., наценка к продажной цене Рц = 10%. Определить продажную цену у производителя.
Решение: Цп = Сп: (1 – Рц: 100) = 108: (1 – 0,1) = 120 у.д.е. / ед.
Пример 8. Исходные данные: себестоимость у оптовика (цена у производителя) Со = 120 у.д.е.; скидка к продажной цене РЦ = 20%. Определить продажную цену товара у оптовика.
Решение: Цо = Со: (1 – Рц: 100) = 120: (1 – 0,2) = 150 у.д.е. / ед.
Пример 9. Исходные данные: себестоимость у розничного торговца (продажная цена оптовика) Ср.т = 150 у.д.е.; скидка к продажной цене Рц = 25%. Определить розничную цену.
Решение: Цр = Ср.т: (1 – Рц: 100) = 150: (1 – 0,25) = 200 у.д.е. / ед.
Пример 10. Исходные данные: Рс = 20%. Определить торговую скидку к продажной цене.
Решение: Рц = 100: (100: РС + 1) = 100: (5 + 1) = 16,67 %.
Пример 11. Исходные данные: Рц = 16,67%. Определить наценку на себестоимость.
Решение: Рс = 100: (100: Рц - 1) = 100: (6 – 1) = 20%.