Виды систем местного самоуправления

 

Среди современных систем местного самоуправления выделяются в качестве основных следующие четыре: англосаксонская, романо-германская, иберийская и советская.

Англосаксонская система характеризуется наличием органов местного самоуправления на всех уровнях административно-территориального деления страны. В США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Канаде и др. странах, использующих эту систему, население графств, округов, избирают представительные органы в лице советов. Члены советов создают отраслевые комиссии, комитеты по управлению делами подведомственной территории.

Кроме советников население избирает различного рода должностных лиц, (шерифа, казначея, атторнея и др.).

В низовых единицах с небольшим числом жителей (приходы в Великобритании, тауны в США) советы не избираются. Основным органом управления здесь являются собрания жителей.

Городское самоуправление в этой системе представлено советом, избираемым населением, и мэром, избираемым либо населением, либо советом.

В англосаксонской системе, что составляет важную ее особенность, отсутствует институт назначаемых центром на места чиновников для контроля за деятельностью советов.

В отличие от англосаксонской системы, романо-германскую модель характеризует использование как местного самоуправления, так и местного управления. В странах, которым она присуща (Франция, Италия, Болгария, Польша, Турция, Сенегал) и те, и другие органы функционируют в различном сочетании. В одних административно-территориальных единицах используют только органы местного самоуправления, в других только органы местного управления, а в третьих одновременно и те, и другие.

Такое сочетание обусловливается двумя факторами. Во-первых, различением естественных и искусственных административных территорий, т.е. общинного и регионального уровня административно-территориального деления, и, во-вторых, признанием или непризнанием искусственной административно-территориальной единицы территориальным коллективом.

На общинном, т.е. коммунальном уровне (села, города) власть осуществляют органы местного самоуправления в лице избираемого жителями территории совета и мэра, избираемого либо советом, либо жителями.

Что касается регионального уровня (область, район, округ, воеводство и др.), то здесь существует в основном два варианта. Если административно-территориальная единица не признана территориальным коллективом, то в ней властные функции осуществляет назначенный центром чиновник, представляющий орган местного управления (губернатор в Турции, воевода в Польше, управитель в Болгарии, суперпрефект во Франции).

Если административно-территориальная единица признана законом территориальным коллективом, то в ней публичную власть осуществляют как выборный орган местного самоуправления, так и назначаемый из центра чиновник.

Классическим примером реализации романо-германской модели является Франция. Как уже отмечалось в этой стране административно-территориальное деление состоит из четырех звеньев – коммуна, округ, департамент и регион. Три последних являются искусственными, образованиями, из которых в соответствии с законом территориальными коллективами признаны департамент и регион.

В коммунах власть осуществляют органы местного самоуправления в лице советов и мэров.

В округах, которые не имеют статуса территориального коллектива, власть принадлежит органам местного управления в лице назначаемого суперпрефекта.

В департаментах и регионах властные полномочия реализуют как органы местного самоуправления (генеральные и региональные советы), так, и органы местного управления (префекты): префекты по уполномочию центра осуществляют на местах государственную власть и контроль за законностью действий муниципальных органов.

Иберийскаясистема местного самоуправления используется в странах Латинской Америки. Население административных единиц (муниципий) этих стран избирает совет и главное должностное лицо (алькальд, регидор, мэр, префект). Последний является председателем совета, его исполнительным органом и уполномочен центральной властью быть ее представителем в данной муниципии.

Соединения в одном лице главы муниципии полномочий местного самоуправления и местного управления составляет одну из особенностей иберийской системы местного самоуправления.

Советская система использовалась в бывших и используется в нынешних странах социализма (КНР, Вьетнам, Куба). При советской системе избираемые населением советы выступают в качестве полновластных органов государственной власти. Иначе говоря, по способу формирования советы являлись и являются органами местного самоуправления, а по своему правовому статусу органами государственной власти. Для выполнения управленческих функций советы избирают исполнительные комитеты, в качестве органов государственного управления в данной административно-территориальной единице.

По сути, система советов является системой огосударствления местного самоуправления.

 

К началу лекции

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: