Муниципальное право и право местного самоуправления.
Понятие муниципального права.
Муниципальное право в системе российского права.
Муниципальное право.
Гриценко Елена Владимировна.
10.09.11
Экзамен – 2 части: теоретический вопрос и коллизия.
Презентации на сайте.
Литература:
1) на презентации – книги;
2) УМК (устарел, но смотреть можно).
3) Конституция, закон «Об основах муниципального самоуправления»;
4) Комментарии (на презентации).
Муниципальное право (местное самоуправление).
Понятий «муниципалитета» достаточно много. Данное понятие было воспринято и в США (там – городское управление). В России термин «муниципальный» используется в более широком значении, обозначающий как местное самоуправление.
Лишь как специальная дисциплина выделялась советское строительство (вопросы организации деятельности местных советов и их исполкомов).
Сейчас местное самоуправление выделяется как самостоятельная отрасль права – необходимость выделить нормы муниципального права. Муниципальное право как самостоятельная отрасль права существует.
Муниципальное право:
1) институт КПРФ;
2) подотрасль;
3) отрасль права – помимо основных отраслей права выделяются производные отрасли (С.С. Алексеев – выделяются помимо первичных структур, еще и вторичные структуры). Вторичные (комплексные) отрасли выступают некой надстройкой над основными отраслями. Местное самоуправление – комплексная отрасль (вопросы организации местного бюджета – бюджетное финансовое право, вопросы местного значения – исполнение законов в конкретных сферах (административное законодательство – природопользование, здравоохранение), конституционные вопросы организации местного самоуправления – КПРФ, размещение заказов органами местного самоуправления – гражданское и коммерческое право). В основе этой классификации лежит предметный признак (предметом является местное самоуправление).
Термин возник в Англии, для обозначения сферы гражданской активности в отличие от деятельности государства. Но данное понятие в Англии не нашло глубокого изучения. Глубокий анализ и изучение данного понятия было осуществлено в Германии, и в первую очередь Рудольфом фон Гнейстом.
Подходы к анализу местного самоуправления:
1) институциональный – структурное, организационное начало, с точки зрения органов местного самоуправления (местное самоуправление как институт, которое представляет собой совокупность органов (ст. 12 К РФ – совокупность органов)
2) функциональным – не столько структура институциональных органов, сколько совокупность функциональных полномочий данных органов
3) субъективно-правовой – местное самоуправление как субъективное право. Субъектом являются (определение местного самоуправления по Европейской хартии местного самоуправления – перевод на русский язык хартии является не совсем адекватным – происходит сужение понятия) органы местного самоуправления (но в первоисточнике – местные власти – а местные власти понимаются в различных государствах по-разному). Более точным переводом было бы некое муниципальное сообщество (именно так и переведено в Германии). Местное самоуправление – это не только субъективное право, но еще и способность (хартия пытается создать гарантии для осуществления данных задач – представлен круг полномочий данным органам). Но если есть полномочие, то говоря о правах органов местного самоуправления, мы еще говорим и об их обязанностях. Никакой отказ от осуществления местного самоуправления не имеет правового значения.
Право граждан на осуществление местного самоуправления – является одним из способов реализации соответствующих задач публичной власти (местного самоуправления), но не охватывает всего его многообразия.
Местное самоуправление как форма выражение народовластия (ст. 3 К РФ), его самостоятельность признается как основа конституционного строя. Такое же понятие местного самоуправления указывается и в ст. 1 ФЗ № 131. Данная форма предполагает двойственный характер - институт гражданского общества – в этом смысле он и не входит в систему государственной власти (нельзя отождествлять гражданское общество и государство). Через этот институт граждане самоорганизуются.
Решения КС по вопросам местного самоуправления.
Управленческое начало в местном самоуправлении. Можно ли местное самоуправление считать 4 ветвью власти – так не продуктивно говорить, поскольку местное самоуправление в первую очередь исполняет законом (осуществляет управленческие задачи – исполнение законов, которые относятся к ведению местного самоуправления). Рассматривать местное самоуправление отдельной ветвью власти было бы натяжкой. Более правильно говорить об исполнительном характере деятельности местного самоуправления (по крайней мере, так говорят в континентальной системе права и относят к части административного права).
Понятие МСУ (представлено в таблице на слайде).
Внутренние признаки местного самоуправления (характеризуют сущность местного самоуправления):
1) сочетание публично-властных и общественных начал (дуализм: сочетание государственного и общественного начала - с одной стороны это форма реализации власти, с другой – выделено из системы государственной власти – деятельность населения, но в интересах населения);
2) самостоятельность местного самоуправления (организационная – не входит в систему гос. власти, финансовая – самостоятельная форма муниципальной собственности, собственный круг вопросов);
3) системный характер (сложная система, включает совокупность различных элементов – структура определяется население самостоятельно);
4) ответственность – два аспекта: перед самим населением, перед государством;
5) значительный удельный вес форм непосредственной демократии при сочетании форм непосредственной и представительной демократии (многие формы непосредственной демократии могут реализоваться только на небольшой территории – местном самоуправлении).
Внешние признаки местного самоуправления (характеризуют самого субъекта публичного образования – местного самоуправления):
1) территория – на определенной территории;
2) население – как субъект осуществления данной власти, но территориально организованный в определенных границах;
3) органы местного самоуправления – образуются из состава населения;
4) наличие своего круга вопросов (ст. 2 ФЗ № 131);
5) муниципальная собственность;
6) местный бюджет;
7) устав и муниципальные правовые акты;
8) символика местного самоуправления.