Земельная реформа в условиях рыночных отношений

Законы России о земле. Главный вопрос при проведении аграрных реформ заключается в собственности на землю. Земельное законодательств Российской Федерации утверждает многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собствен­ности, а также поддержку всех форм хозяйствования. Земельная реформа в России началась в 1990-м году, когда были приняты ряд законов и постанов­лений правительства. Это, прежде всего законы «О земельной реформе», «О плате за землю», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также «Зе­мельный кодекс Российской Федерации».

В законе «О земельной реформе» предусмотрена передача земельных участков:

- колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприяти­ям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов;

- гражданам для ведения коллективного садоводства в коллективную
(совместную или долевую) собственность;

- для строительства дач, гаражей, а также индивидуальной предпринимательской деятельности в пожизненное наследуемое владение или пользо­вание, в том числе в аренду;

- в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства
(схема 12). Схема 12

 

 
 

 


На этих землях собственник вправе возвести жилой дом и хозяйственные по­стройки.

Порядок определения земельной доли. Постановлением правительства Российской Федерации № 208 от 4 сентября 1992 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» ус­тановлен порядок определения земельной доли.

Размер земельного пая устанавливается независимо от стажа работы и трудового вклада работника предприятия. Владелец земельного пая может использовать его следующим образом:

- получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского
(фермерского) хозяйства;

- внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное
общество;

- продать, сдать в аренду другим владельцам долей. Земельный пай передается в наследство.

При определении земельной доли учитываются все сельскохозяйствен­ные угодья в границах сельскохозяйственного предприятия.

Не включаются в состав земельной доли и не подлежат перераспределению:

- земли, переданные в ведение сельских, поселковых и городских советов (земли приусадебных участков, сенокосов и пастбищ общественного пользования);

-земли, включенные в фонд перераспределения;

- земли, используемые сортоучастками и опытными хозяйствами;

- земли переданные хозяйству в аренду.

Собственник земельной доли имеет право сдать ее в краткосрочную аренду для сельскохозяйственного производства другим собственникам зе­мельных долей, получивших их в натуре для создания крестьянского (фер­мерского) хозяйства. В этих целях между ними заключается договор в уста­новленной форме.

Каждый собственник земельной доли может продать ее для производст­ва сельскохозяйственной продукции. Собственники земельных долей могут произвести обмен на основании заключенного договора.

Задачами земельного законодательства в России является регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле.

Важная задача состоит в воспроизводстве почв, сохранении и улучшении природной среды и охране прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций.

В 1997 г. в России завершился первый этап земельной реформы, кото­рый в основном сводился к перераспределению государственной земельной собственности в пользу частного и кооперативного секторов и введению пла­ты за пользование землей. В основу государственной политики в области преобразования земельных отношений были положены следующие принципы:

- бесплатное наделение земельными долями в размере среднерайонной
нормы для работников сельскохозяйственных предприятий, социальной сфе­ры, пенсионеров и других лиц;

- формирование фонда перераспределения земель за счет изъятия част
земельных угодий у колхозов и совхозов;

- право изъятия из реорганизованного сельскохозяйственного предприятия земельной доли в натуре для создания крестьянского (фермерского) хозяйства;

- разрешение сделок по распоряжению земельными долями, включая
право их продажи.

Основные земельные преобразования в сельском хозяйстве России прошли в первые годы реформирования отрасли и перехода к рыночным отношениям. В последующие годы главная работа велась в направлении юридического оформления земельных участков.

В 2001 г. был принят ряд важнейших законодательных актов, определяющих формирование земельных отношений в России. Был принят Земельный Кодекс Российской Федерации, который призван регулировать отношения по использованию и охране земель. В 2002 г. завершена работа по принятию законодательных актов об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Принятый в июне 2001 г. Федеральный Закон «О землеустройстве» 78-ФЗ от 18.06.2001 г.) определяет государственные полномочия в системе землеустройства и устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель.

Закон «О разграничении государственной собственности на землю», ко­торый был принят в июле 2001 г. (№ 130-ФЗ от 17.07.2001 г.), определяет правовую основу разграничения земельной собственности на федеральную, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В целях более эффективного использования земельных угодий России важная роль отводится принятому в декабре 2001 г. Федеральному Закону «Об индексации ставок земельного налога» (№ 163-ФЗ от 14.12.2001 г.) в нем подчеркивается, что ставки земельного налога и арендной платы, действо­вавшие в 2001 г. применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффи­циентом 2.

Развитие земельных отношений в 2001 г. характеризовалось главным образом ростом количества сделок по аренде, продаже государственных и муниципальных земель, купле-продаже земельных участков их собственни­кам. В 2001 г. в России было заключено 5,3 млн. сделок с земельными участ­ками площадью 132,9 млн. га.

Реформирование земельных отношений в сельскохозяйственном произ­водстве России привело к возникновению новых форм хозяйствования и пе­рераспределения земель между различными землепользователями. На 1 янва­ря 2002г. распределение земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности сложилось следующим образом: в собственности граждан было – 29,3%, юридических лиц - 1,6%, государственной и муниципальной собственности – 69,1%. В распоряжении предприятий и организаций находилось 80% всех сельскохозяйственных угодий, а граждан и коллективов - 20% (табл.7).

Формирование земельных отношений в Российской Федерации сдерживается отсутствием достаточно эффективных правовых нормативов и в первую очередь Земельного кодекса. Это привело к тому, что обсчет земельных участков в основном ограничивается преимущественно сделками по поводу садовых участков и земель, занятых под личным подсобным хозяйством.

Отсутствие федерального законодательства по земельным отношениям привело к тому, что в ряде регионов принимаются свои законы и постановления о сделках с землей. Например, областной Закон о рынке земли введенный в действие в конце 1997 г. в Саратовской области. В начале 1998 г. здесь прошли первые торги по продаже земли. В ряде регионов приняты решения о недопустимости купли-продажи сельскохозяйственных угодий, находящихся у предприятий.

В Тюменской области принят Земельный кодекс, предусматривающий беспрепятственное развитие аренды земельных долей и формирование внутрихозяйственного земельного рынка. В этой области около 95% земельных долей арендуется коллективными хозяйствами у собственников таких долей.

Преобразование земельных отношений в сельском хозяйстве привело к расслоению коллективов на группы людей с несовпадающими интересами. Это негативно сказывается на взаимоотношениях в предприятиях, ведет к снижению мотивации к труду и усилению иждивенческих настроений у части сельского населения.

Формально реализуется принцип платности землепользования. Взимае­мые земельные платежи не отражают реальной цены земли. При этом многие участки земли в связи с неполнотой учета не попадают в состав облагаемых налогом. Значительные площади выходят из оборота в сельском хозяйстве. Однако, меры ответственности за это не предусмотрены или не применяются.

Существует три вида платы за землю: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Последняя применяется не для платы в бюджет за землю, а как стоимость участка определенного качества и местоположения для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей на единицу площади в расчете на год. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: