Законы России о земле. Главный вопрос при проведении аграрных реформ заключается в собственности на землю. Земельное законодательств Российской Федерации утверждает многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно-долевой форм собственности, а также поддержку всех форм хозяйствования. Земельная реформа в России началась в 1990-м году, когда были приняты ряд законов и постановлений правительства. Это, прежде всего законы «О земельной реформе», «О плате за землю», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», а также «Земельный кодекс Российской Федерации».
В законе «О земельной реформе» предусмотрена передача земельных участков:
- колхозам, другим кооперативным сельскохозяйственным предприятиям, акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов;
- гражданам для ведения коллективного садоводства в коллективную
(совместную или долевую) собственность;
- для строительства дач, гаражей, а также индивидуальной предпринимательской деятельности в пожизненное наследуемое владение или пользование, в том числе в аренду;
|
|
- в собственность граждан для ведения личного подсобного хозяйства
(схема 12). Схема 12
На этих землях собственник вправе возвести жилой дом и хозяйственные постройки.
Порядок определения земельной доли. Постановлением правительства Российской Федерации № 208 от 4 сентября 1992 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» установлен порядок определения земельной доли.
Размер земельного пая устанавливается независимо от стажа работы и трудового вклада работника предприятия. Владелец земельного пая может использовать его следующим образом:
- получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского
(фермерского) хозяйства;
- внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное
общество;
- продать, сдать в аренду другим владельцам долей. Земельный пай передается в наследство.
При определении земельной доли учитываются все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственного предприятия.
Не включаются в состав земельной доли и не подлежат перераспределению:
- земли, переданные в ведение сельских, поселковых и городских советов (земли приусадебных участков, сенокосов и пастбищ общественного пользования);
-земли, включенные в фонд перераспределения;
- земли, используемые сортоучастками и опытными хозяйствами;
- земли переданные хозяйству в аренду.
Собственник земельной доли имеет право сдать ее в краткосрочную аренду для сельскохозяйственного производства другим собственникам земельных долей, получивших их в натуре для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. В этих целях между ними заключается договор в установленной форме.
|
|
Каждый собственник земельной доли может продать ее для производства сельскохозяйственной продукции. Собственники земельных долей могут произвести обмен на основании заключенного договора.
Задачами земельного законодательства в России является регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле.
Важная задача состоит в воспроизводстве почв, сохранении и улучшении природной среды и охране прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций.
В 1997 г. в России завершился первый этап земельной реформы, который в основном сводился к перераспределению государственной земельной собственности в пользу частного и кооперативного секторов и введению платы за пользование землей. В основу государственной политики в области преобразования земельных отношений были положены следующие принципы:
- бесплатное наделение земельными долями в размере среднерайонной
нормы для работников сельскохозяйственных предприятий, социальной сферы, пенсионеров и других лиц;
- формирование фонда перераспределения земель за счет изъятия част
земельных угодий у колхозов и совхозов;
- право изъятия из реорганизованного сельскохозяйственного предприятия земельной доли в натуре для создания крестьянского (фермерского) хозяйства;
- разрешение сделок по распоряжению земельными долями, включая
право их продажи.
Основные земельные преобразования в сельском хозяйстве России прошли в первые годы реформирования отрасли и перехода к рыночным отношениям. В последующие годы главная работа велась в направлении юридического оформления земельных участков.
В 2001 г. был принят ряд важнейших законодательных актов, определяющих формирование земельных отношений в России. Был принят Земельный Кодекс Российской Федерации, который призван регулировать отношения по использованию и охране земель. В 2002 г. завершена работа по принятию законодательных актов об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Принятый в июне 2001 г. Федеральный Закон «О землеустройстве» 78-ФЗ от 18.06.2001 г.) определяет государственные полномочия в системе землеустройства и устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель.
Закон «О разграничении государственной собственности на землю», который был принят в июле 2001 г. (№ 130-ФЗ от 17.07.2001 г.), определяет правовую основу разграничения земельной собственности на федеральную, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В целях более эффективного использования земельных угодий России важная роль отводится принятому в декабре 2001 г. Федеральному Закону «Об индексации ставок земельного налога» (№ 163-ФЗ от 14.12.2001 г.) в нем подчеркивается, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 г. применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Развитие земельных отношений в 2001 г. характеризовалось главным образом ростом количества сделок по аренде, продаже государственных и муниципальных земель, купле-продаже земельных участков их собственникам. В 2001 г. в России было заключено 5,3 млн. сделок с земельными участками площадью 132,9 млн. га.
Реформирование земельных отношений в сельскохозяйственном производстве России привело к возникновению новых форм хозяйствования и перераспределения земель между различными землепользователями. На 1 января 2002г. распределение земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности сложилось следующим образом: в собственности граждан было – 29,3%, юридических лиц - 1,6%, государственной и муниципальной собственности – 69,1%. В распоряжении предприятий и организаций находилось 80% всех сельскохозяйственных угодий, а граждан и коллективов - 20% (табл.7).
|
|
Формирование земельных отношений в Российской Федерации сдерживается отсутствием достаточно эффективных правовых нормативов и в первую очередь Земельного кодекса. Это привело к тому, что обсчет земельных участков в основном ограничивается преимущественно сделками по поводу садовых участков и земель, занятых под личным подсобным хозяйством.
Отсутствие федерального законодательства по земельным отношениям привело к тому, что в ряде регионов принимаются свои законы и постановления о сделках с землей. Например, областной Закон о рынке земли введенный в действие в конце 1997 г. в Саратовской области. В начале 1998 г. здесь прошли первые торги по продаже земли. В ряде регионов приняты решения о недопустимости купли-продажи сельскохозяйственных угодий, находящихся у предприятий.
В Тюменской области принят Земельный кодекс, предусматривающий беспрепятственное развитие аренды земельных долей и формирование внутрихозяйственного земельного рынка. В этой области около 95% земельных долей арендуется коллективными хозяйствами у собственников таких долей.
Преобразование земельных отношений в сельском хозяйстве привело к расслоению коллективов на группы людей с несовпадающими интересами. Это негативно сказывается на взаимоотношениях в предприятиях, ведет к снижению мотивации к труду и усилению иждивенческих настроений у части сельского населения.
Формально реализуется принцип платности землепользования. Взимаемые земельные платежи не отражают реальной цены земли. При этом многие участки земли в связи с неполнотой учета не попадают в состав облагаемых налогом. Значительные площади выходят из оборота в сельском хозяйстве. Однако, меры ответственности за это не предусмотрены или не применяются.
|
|
Существует три вида платы за землю: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Последняя применяется не для платы в бюджет за землю, а как стоимость участка определенного качества и местоположения для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей на единицу площади в расчете на год. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли.