Естественное право и позитивное право

Понятия естественного права и позитивного права

 

Издавна существует научная позиция, в соответствии с которой в каждом политически организованном обществе наряду с правом в юридическом значении (объективным и субъективным) существует естественное право, которое охватывает такие, например, права, как право на жизнь, право на свободу, право на равный эквивалент при товарном обмене.

Права, относящиеся к естественным, по мнению сторонников этого подхода, существуют как таковые, независимо от того, закреплены они где-либо или нет; они непосредственно и императивно (независимо от чьей-то воли) вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе экономических, духовных и даже естественно-природных факторов. В силу этого естественные права, хотя в известной мере и зависят от условий общественной жизни, ее динамики, в своей основе являются “природными”, “прирожденными”, то есть абсолютными, неизменными.

Естественные права сами по себе не выражены в каких-либо особых нормах. Они находятся, как считают приверженцы этой концепции, за нормами, вне их. Существуя в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни, естественные права выступают в виде идей, представлений, а затем отражаются и в определенных нормах, особенно в наиболее близких к ним нормам - обычаях, а также моральных нормах и – что особенно существенно – юридических нормах.

Таким образом, естественное право – это совокупность прав людей, требований, идей, правил, обусловленных естественной природой человека, естественным порядком вещей.

В отличие от естественного права, право в юридическом значении (объективное и субъективное) предстает как позитивное право (от лат. “positivus» – положительный). Позитивное право – это право, выраженное в законах и других источниках.

Для позитивного права характерны следующие черты:

во-первых, оно создается людьми, общественными образованиями – законодателями, судами, самими субъектами права и т.д., является результатом их творчества, целенаправленной волевой деятельности;

во-вторых, существует в виде законов, иных источников, то есть особой, внешне выраженной реальности (а не просто в виде мысли, идеи, как это свойственно естественному праву).

Отграничивая позитивное право от естественного права, нужно учитывать и то, что юридические нормы могут быть одновременно воплощением естественного права, носителем естественно-правовых ценностей. И именно это придает позитивному праву с древнейших времен весьма высокий статус.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: