История психологии личности

Личностные психологи особенно чутко реагируют на появление новых направлений философского мышления. Они постоянно участвуют в фундаментальных методологических и теоретических спорах. Как отмечают Капрара и ван Хек, источниками основных предпосылок современной психологии личности послужили три области научных исследований, а именно: таксономизация психических заболеваний в психиатрии, развитие тестирования умственных способностей и изучение роли инстинктов в развитии личности.

Первые книги по теории личности были написаны в 30-е годы. В настоящее время в продаже имеется не менее ста учебников по психологии личности (только на английском языке). До начала 40-х годов психологией личности занимались главным образом европейские ученые, а затем ведущую роль стали играть американские исследователи. В этой области психологии были периоды оживления и подъема (1950-е и 1980-е годы) и периоды упадка (1960-е и 1970-е годы). Она прошла через кризисы и этапы обновления, вышла из «предсмертного» состояния и вступила в эпоху научного ренессанса. В ней создано огромное количество микротеорий, специализированных методологий и измерительных инструментов, мода на которые быстро меняется, однако психометрическая традиция, по-видимому, остается неизменной.

Если опустить философские рассуждения древнегреческих и средневековых ученых и рассматривать развитие научного исследования личности, начиная с середины прошлого века, то можно выделить несколько различных направлений. Первыми заметными направлениями были френология и анатомическая психология, занимавшие­ся поиском четких анатомических маркеров личности. Такого рода подход используется до сих пор, как в мире псевдонауки (например, хиромантия), так и в социобиологической литературе, где можно найти сведения о связи между такими факторами, как размер головы (объем или окружность черепа) и уровень интеллекта. Однако наиболее заметное оживление исследовательской активности наблюдается не в физиологии, а в нейроанатомии. Действительно, многие современные теоретики надеются, что именно исследование анатомической структуры и функционирования головного мозга (вместе с генетическими исследованиями) позволит совершить революцию в современных научных представлениях о нормальном и, особенно о патологическом функционировании личности.

В начале ХХ века повысился научный интерес к интеллекту и его потенциальным генетическим детерминантам. Структуралистские и биодетерминистские взгляды проникли в область тестирования личности. За последние несколько лет появились мощные новые технологии генетической идентификации личности и расшифровки ДНК, благодаря которым эта область стала наиболее многообещающей и значимой для понимания индивидуальных различий.

С конца Первой мировой войны и до середины 1960-х годов большим влиянием пользовались принципы классического и оперантного обусловливания, из которых следует, что личность и индивидуальные различия формируются в результате научения. Бихевиористы полагали, что изменение личности человека происходит в результате научения и «перенаучения» посредством наблюдения, подражания, идентификации и под влиянием поощрений и наказаний. Хотя это направление в течение относительно длительного периода вызывало неослабевающий интерес исследователей, в последнее время оно теряет свою популярность.

С 20-х по 60-е годы англоязычные теоретики психологии личности постоянно черпали (и до сих пор черпают) идеи из психоанализа. Это был наиболее плодотворный период в истории психоанализа. В последнее время интерес к некоторым фрейдистским идеям возрождается. В период с 1950-х по 1980-е годы многие ученые были убеждены в научной несостоятельности психоанализа, поэтому психоаналитическая школа обособилась в своем узком мирке, однако сейчас различные фрейдистские концепции (реактивное образование и подавление постепенно реанимируются, и совершенно различные области психологии (такие, как психоанализ и когнитивная психология) сближаются друг с другом.

Феноменологические и гуманистические теории и теории третьей силы, в которых подчеркивается значение Я-концепции, пользовались наибольшим авторитетом в 1960-е и 1970-е годы, но в настоящее время перестали оказывать значимое влияние.

«Физиологический», или биологический, подход к исследованию личности исторически прошел через два этапа развития и сравнительно недавно вступил в третий этап. На первом этапе, который имеет долгую историю, исследователи фокусировали внимание на строении и структуре тела. Некоторые из них (френологи) изучали строение головы, в то время как другие сосредоточивались на руках, но наиболее широкой известностью пользуется работа Шелдона. Некоторые генетики предполагали, что телосложение и личность детерминируются генетическими факторами, которые не связаны между собой, в то время как другие исследователи указывали на потенциальную возможность значимого влияния телосложения на развитие личности. Социобиологи аргументировали такую точку зрения, предложив следующую теорию: худощавые люди (эктоморфы) хуже приспособлены для физической работы, а также наследуют склонность к уединению и интенсивной умственной работе.

В психологии вообще и в психологии личности в частности по-прежнему играют центральную роль два совершенно различных подхода, которые более 40 лет назад впервые описал Кронбах.

Экспериментальные психологи. Психологи этого направления изучают влияние экспериментальных манипуляций на специфические реакции испытуемых, помещенных в определенные ситуации. Они фокусируют внимание на одной или двух вполне конкретных, но значимых детерминантах поведения. Они не учитывают особенности личностей испытуемых и индивидуальные различия, не занимаются систематическим варьированием этих переменных и не контролируют их. Эти неучтенные факторы рассматриваются как дисперсия ошибки. Они исследуют в основном поведение, зависящее от (кратковременных) лабораторных манипуляций и (изменяемых) ситуативных переменных.

Личностные психологи. Психологи этого направления занимаются поиском устойчивых закономерностей поведения, которые позволяют судить о личностных чертах, динамике и последствиях поведения. Они стремятся выявить психологические характеристики, за счет которых люди отличаются друг от друга, и определить, каким образом черты объединяются в личность. Они часто пренебрегают влиянием экспериментальных манипуляций и стоящих за ними процессов, желая понять результат или содержание этих процессов.

За последние 50 лет психология личности привлекала внимание множества хороших исследователей, ученых и авторов. Глава, посвященная психологии личности, впервые появилась в «Ежегодном психологическом обозрении» в 1950 году и с тех пор обновляется примерно каждые пять лет. Кроме того, продано почти 750 тысяч экземпляров наиболее удачных учебников по психологии личности, таких как книга Холла и Линдсея.

В последнее время теоретики личности заинтересовались такими темами, как связь между эмоциями, когнитивными процессами, мотивацией и поведением, влияние генетических факторов на личность и поведение, и связь между личностью человека и состоянием его здоровья.

* * *

Итак, в современной психологии насчитываются десятки теорий личности. Как правило, конкретные теории основываются не толь­ко (и не всегда) на эмпирическом знании, но с необходимостью включают в себя аксиоматическое допущение о том, «что есть чело­век». Эти допущения едва ли могут быть строго доказаны (часто они заимствованы из различных направлений философии, например, прагматизм, экзистенционализм, марксизм и др.), и только взятые в совокупности они способны объяснить (и лишь изредка предска­зать!) внутренний мир и поступки конкретного человека. При этом одна и та же личность в одной ситуации или на одном из жизненных этапов может быть успешно проинтерпретирована исходя из обра­за «человека нуждающегося», созданного психоанализом, в другой ситуации более адекватным будет привлечение образа «человека самореализующегося» и положений гуманистической психологии, в третьей — окажется необходимым использовать представления о «человеке активном».

Но все тео­рии личности сходятся в том, что, во-первых, всех людей объединя­ет нечто общее, то, что можно назвать «сущностью человека», во-вторых, каждый человек по-своему, более или менее удачно, реали­зует свою «сущность» на протяжении жизненного пути и, в-третьих, можно описать наиболее типичные способы функционирования личности. Ещё одной важной чертой психологического взгляда на проблему личности, в отличие от трактовки личности в других дис­циплинах, является постулат о динамическом характере личности: хотя в каждый момент времени мы имеем дело с некоторой устой­чивой системой, которую можно назвать личностью, всё-таки более уместно говорить о личности как о процессе, а не результате.

Полипарадигмальный характер современной психологии не по­зволяет нам с уверенностью сказать, какая из теорий личности «вер­ная». Скорее следует считать, что каждая из теорий задаёт свой воп­рос к неисчерпаемому богатству бытия человеческой личности и таким образом схватывает интересующий её аспект.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: