Гомеостатические теории личности: ориентация на конфликт

По мнению С. Мадди, конфликт, лежащий в основе функциони­рования личности, может быть психосоциальным (когда мотивационное ядро личности противостоит требованиям общества) или интрапсихическим (когда мотивы-антагонисты ведут борьбу внутри мотивационного ядра).

Хронологически первым автором, в теории которого присутству­ют оба типа конфликта, является 3. Фрейд. Причем эта теория лич­ности до сих пор не утратила своего влияния. Для 3. Фрейда основ­ной мотивационной доминантой жизни личности является стрем­ление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение.

Фрейд считал, что суще­ствует единый перечень врож­денных влечений, кото­рые являются общими для всех людей и не поддаются изме­нению. Влечения вынуждают действовать в направлении оп­ределенных объектов без учас­тия сознательного размыш­ления. Все влечения имеют четыре составных элемента: источник (определенная часть тела, где возникает напряже­ние), цель (действия, которые приводят к ослаблению напря­жения), стимул (количество энергии, вызывающее реализа­цию влечения) и объект (пред­мет, с помощью которого на­пряжение переходит в разряд­ку). Объект удовлетворения влечения, по Фрейду, может быть основным или парциаль­ным (частичным). Так, напри­мер, бутерброд — это основной объект для удовлетворения голода, а жевательная резинка — парци­альный, так как она может облегчить напряжение голодного чело­века, но не удовлетворяет потребность организма в питательных веществах.

Фрейд описал три вида влечений: влечения жизни (биологиче­ские потребности выживания), сексуальные влечения (они тоже био­логически обусловлены, но не связаны напрямую с выживанием субъекта) и деструктивные влечения. Деструктивные влечения, или влечение к смерти, были описаны Фрейдом достаточно поздно. В выделении влечения к смерти гомеостатический характер теории Фрейда достигает своего апогея, так как цель этого влечения — до­стижение окончательной разрядки любого напряжения, которой можно добиться, только прекратив свое существование. Деструктив­ные влечения находятся в оппозиции к влечениям жизни и сексу­альным влечениям. Поэтому, обсуждая позицию Фрейда, мы гово­рим об интрапсихическом конфликте. В норме жизнеутверждающие влечения оказываются сильнее деструктивных. С возрастом или при неблагоприятных ситуациях развития влечение к смерти может во­зобладать и найти свое выражение в различных патологиях лично­сти (фобиях, неврозах, агрессии).

Вместилищем влечений является Оно (id) — ядерная и онтоге­нетически наиболее ранняя структура личности. Младенец, лич­ность которого сводится к Оно, эгоистичен и враждебен всему, что может ограничить его влечения. По словам Фрейда, Оно существу­ет согласно принципу удовольствия и не принимает в расчет инте­ресы окружающих людей. Однако ребенок не может самостоятель­но реализовать свои влечения, он нуждается в опеке и уходе взрос­лых. Поэтому ребенок вынужден приспосабливаться к своему социальному окружению.

По мере вступления в социальные отношения развивается следу­ющая ядерная структура личности — Я (ego). Функция Эго заклю­чается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворе­ния своих влечений во внешнем мире. Становление Эго связано с сознанием. Эго функционирует по принципу реальности, т.е. старается примирить необузданность влечений с реальными усло­виями их удовлетворения.

Дальнейшее развитие личности предполагает возникновение но­вой структуры, вырастающей из Эго. Эта структура получила назва­ния «Сверх-Я» (super-ego). Существование Суперэго воплощает психосоциальный конфликт. Человек по природе эгоистичен, а об­щество должно сдерживать людей, обеспечивая каждому примерно равные шансы на удовлетворение влечений. Родители — первые люди, которые начинают наказывать ребенка за неприемлемые в данном обществе проявления влечений. Так как родители сильнее ребенка, а общество в целом сильнее отдельного человека, Эго при­нимает путь подчинения социальным требованиям как единствен­но возможный способ сохранить себя. Таким образом, Суперэгоэто вместилище социальных правил, норм и запретов (табу). Фрейд описал три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формиро­вание идеалов. В теории Фрейда совесть представляет собой память о прошлых наказаниях, так что, совершая асоциальный поступок, человек испытывает чувство вины, даже если объективно никто его не осуждает.

Как известно, в обыденном сознании имя Фрейда прочно ассо­циируется с тематикой сексуальности. Действительно, Фрейд уде­лял большое внимание данной теме. Однако связано это, прежде все­го с тем, что, по его мнению, сексуальное влечение сталкивается с наибольшим противостоянием общества. Отсюда именно сексуаль­ное влечение оказывается максимально конфликтным.

Итак, основная функция Эго заключается в интеграции Оно и Сверх-Я для обеспечения необходимой связи с внешним миром. Однако Эго обладает еще одной важной функцией, реализующей механизм, посредством которого слишком «строгое» Сверх-Я мо­жет быть «обмануто», а удовлетворение влечения достигнуто без переживания вины. Этот механизм называется психологической за­щитой. Психологическая защита облегчает существование лично­сти, так как ослабляет интенсивность конфликта. Защита позволя­ет осознавать только часть влечения (или вовсе перестать его осоз­навать) и найти для влечения такой парциальный объект, который является социально приемлемым. Конкретные виды психологи­ческих защит будут описаны ниже. Пока ограничимся примерами защитного поведения. Старшеклассник испытывает сексуальное влечение к учительнице. Понятно, что это влечение не может быть реализовано напрямую. Психологическая защита делает так, что подросток не осознает своих истинных желаний, вместо этого он ни на шутку увлекается предметом, который преподает эта учи­тельница. Такое защитное поведение одобряется как окружающи­ми, так и его Сверх-Я. С другой стороны, он получает частичное удовлетворение влечения, так как может проводить время с учи­тельницей после уроков, общаться, участвовать в ее кружке и т.д. Другой пример связан с деструктивными влечениями. Человек, обуреваемый влечением к смерти, под влиянием психологической защиты не осознает своего желания погибнуть, однако выбирает определенные рискованные формы поведения. Он может занять­ся экстремальными видами спорта или начать употреблять нарко­тики. Интересно, что в концепции Фрейда проявление действия психологической защиты не редкость. Более того, все поведение носит защитный характер. Другое дело, что существуют защитные механизмы, которые «до неузнаваемости» искажают реальность влечения, и механизмы, которые делают это в меньшей степени. Эффективность функционирования личности зависит от того, на­сколько механизмы психологической защиты справляются со сво­ей задачей «оградить Эго от конфликтных содержаний» и какими способами это достигается.

Теория личности Фрейда имеет одно важное последствие. Если все поведение носит защитный характер, значит, личность не осоз­нает своих истинных влечений, чувств и целей. Она постоянно на­ходится в заблуждении относительно своей сущности и причин по­ведения и, соответственно, из этой теории на вопрос о свободе личности, возможности её самодетерминации следует однозначно от­рицательный ответ.

Влечения, составляющие мотивационное ядро личности в кон­цепции 3. Фрейда, являются, безусловно, врожденными. Однако на протяжении жизни меняются их объекты и способы удовлетворе­ния. В основу периодизации личностного развития Фрейд кладет изменение способа удовлетворения сексуального влечения. Каждая стадия развития личности характеризуется своим типом конфлик­та между присущей этому возрасту формой сексуального влечения и запретами общества. Соответственно сути конфликта вырабаты­вается определенная стратегия психологической защиты. Нормаль­ный путь становления личности — пройти через все стадии психо­сексуального развития и достичь зрелости. Если по каким-то при­чинам человеку не удается преодолеть ту или иную стадию развития, происходит фиксация, т.е. задержка развития. Фиксация развивается по двум противоположным причинам: или из-за не­удовлетворительного разрешения конфликта, или в связи с тем, что пребывание на той или иной стадии оказывается слишком прият­ным. Может случиться так, что взрослый человек, задержавшийся на одной из «детских» стадий развития, демонстрирует инфантиль­ный способ жизни и психологической защиты. Уточним, что боль­шой вклад в развитие концепции психологической защиты внесла дочь Зигмунда Фрейда, известный исследователь Анна Фрейд (1895-1979).

Оральная фаза развития начинается с момента рождения и про­должается в течение первого года жизни. Удовольствие, которое испытывает ребенок на этой стадии, связано с полостью рта. Скла­дывается первый конфликт с социумом: ребёнок хочет постоянно сосать грудь, а мать ему этого не позволяет. Ребёнок тянет в рот раз­личные предметы, а его за это наказывают. На оральной стадии фор­мируются психологические защиты по типу отрицания, проекции и интроекции. Под отрицанием понимается отказ признавать собы­тия, которые вызывают дискомфорт. Так, мать, обвиненная в том, что избила своего ребёнка, может заявлять: «Во-первых, я его и паль­цем не тронула, а, во-вторых, он сам напросился!». Как мы видим, психологическая защита по типу отрицания отрицает и саму логи­ку описания ситуации, так что наблюдателю она часто кажется абсурдной (т.е. в этой фразе мать противоречит сама себе). Проекция заключается в том, что человек приписывает другому лицу или предмету качества и намерения, которые в реальности переживает сам. Например, беспричинно утверждая «Вы меня ненавидите!», человек на самом деле проецирует на партнёра свои истинные табуируемые (запрещаемые социумом) чувства, т.е. по существу он говорит: «Я ненавижу вас!». Интроекция — это психологическое слияние с другим человеком (включение его в свое Я) с целью из­бежать исходящей от него угрозы. Так, например, известно, что жер­твы, захваченные в заложники с целью получения выкупа, часто впоследствии оправдывают своих мучителей и даже влюбляются в них. Показателен в этом плане сюжет известного фильма Л. Кавани «Ночной портье», в котором главная героиня — бывшая узница нацистского концлагеря — узнает в портье отеля своего тюремщи­ка и не находит в себе сил расстаться с ним, бросает мужа и в конце концов погибает. Фиксация на оральной стадии развития приводит к преобладанию описанных механизмов защиты во взрослом возра­сте, а также к закреплению орального способа получения удоволь­ствия. Например, такие люди склонны к курению, болтливости, причмокиванию губами и т.д.

Анальная фаза развития продолжается на втором и третьем году жизни ребенка. По мысли Фрейда, в этом возрасте главное удоволь­ствие в жизни ребенка связано с опорожнением кишечника. Суть конфликта на этой стадии в том, что родители требуют от ребенка соблюдения гигиенических правил и стараются приучить его к ту­алету. В зависимости от того, насколько жестко ведут себя родите­ли, у ребенка развиваются те или иные черты личности. Если роди­тели излишне потакают ему и не требуют соблюдения социальных правил, предполагающих самоконтроль над естественными импуль­сами дефекации (это приобрело широкое распространение в связи с использованием памперсов), то вырастает человек, характеризу­ющийся щедростью, уступчивостью, нечистоплотностью, склонно­стью к нарушениям дисциплины, рассеянностью. И, наоборот, из­лишнее давление на ребёнка при приучении его пользоваться туалетом приводит к формированию «анального характера» — скупости, упрямства, аккуратности, пунктуальности и педантично­сти. Защитными механизмами, развивающимися на анальной ста­дии и сохраняющимися при фиксации на ней, являются рационали­зация, изоляция и образование реакции. При ра­ционализации человек, не осознавая истинную причину своих действий, заменяет ее на другую, достаточно логичную и нетравмирующую, а потому более приемлемую для Эго. Ярким примером ра­ционализации является известная басня Крылова «Лиса и виног­рад». Лиса, желающая полакомиться виноградом, наталкивается на непреодолимые препятствия — «висят они высоко: хоть видит око, да зуб неймет». Чтобы снять конфликт, Лиса прибегает к рациона­лизации: «Ну что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен — ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь». Изоляция предполагает разделение ситуации на травмирующую и нейтральную составляющие; травмирующая часть, становясь «мишенью защиты», подавляется («вычеркивается» из сознания и в дальнейшем существует в бессоз­нательном), а на сцене Эго присутствует только нейтральная часть. При действии этого типа защиты наблюдатель видит, что явно трав­мирующая ситуация описывается человеком безо всяких эмоций, как будто она происходит с кем-то другим. Образование реакции подразумевает замену неприемлемого для Сверх-Я чувства или по­ведения на прямо противоположное. Например, родитель, на самом деле бессознательно испытывающий ненависть к своему ребенку, будет проявлять подчеркнутый интерес к его делам и всячески де­монстрировать силу своей любви. При этом именно навязчивость такой опеки и заботы, согласно психоаналитической трактовке, слу­жит симптомом проявления вытесненной агрессии.

Фаллическая стадия разворачивается на 3—5 году жизни ребен­ка. Фрейд назвал данную стадию фаллической, так как с нее начи­нается развитие психологических различий между личностью маль­чиков, испытывающих одновременно гордость оттого, что они обла­дают пенисом, и страх его лишиться, и девочек, естественно, не обладающих таким органом и поэтому, по мысли Фрейда, пережи­вающих жгучую зависть к мальчикам. Согласно Фрейду, единствен­но продуктивный путь преодоления зависти к мужчинам для жен­щины — это выйти замуж и родить сына, отказавшись от собствен­ных профессиональных амбиций.

Позиция Фрейда по отношению к женской личности была под­вергнута жёсткой критике со стороны выдающейся представитель­ницы неортодоксального психоанализа Карен Хорни (1885—1952). Она упрекала Фрейда в том, что он рассматривает женщину как неполноценную личность, страдающую от биологической ущербно­сти по сравнению с мужчиной (идеология зависти к пенису). Осно­вываясь на концепции психологической защиты, она предположи­ла, что, поскольку мужчины испытывают желание принизить жен­щин, именно они демонстрируют защитное поведение, за которым кроется зависть к потенции материнства. Мужчине требуется посто­янно подтверждать свою мужественность, в то время как у женщи­ны нет необходимости подтверждать свою женственность (принцип дополнительности мужчины). Социальная активность мужчин, по мысли Хорни, также является защитным ответом на страх природ­ного женского превосходства. Впоследствии Хорни стала уделять всё большее внимание культурным факторам, которые заставляют девочку чувствовать себя существом второго сорта и отводить муж­чинам слишком большое место в своей жизни. «Мы должны перестать интересоваться тем, что же на самом деле является женствен­ным. Стандарты мужественности и женственности — искусственны. Различия между двумя полами, разумеется, существуют, но мы не сможем определить, в чем именно они заключаются, если сначала не разовьем нашего потенциала, как просто человеческие существа», — пишет К. Хорни.

На фаллической стадии разворачивается центральный для фрей­дистской интерпретации личности конфликт, названный Фрейдом «эдипов комплекс». Суть «эдипова комплекса» заключается в том, что мальчик желает обладать своей матерью и испытывает нена­висть к отцу, как к сопернику. Таким образом, его влечение прини­мает форму стремления к инцесту (вступлению в половые отноше­ния с кровными родственниками), который пресекается во всех человеческих культурах. На фаллической стадии происходит фор­мирование Сверх-Я. Позитивный путь разрешения данного конф­ликта состоит в идентификации с родителем противоположного пола, что ведет к желанию стать взрослым и начать половую жизнь. Основной механизм психологической защиты на фаллической ста­дии — вытеснение, т.е. процесс удаления из сознания влечений, вызывающих тревогу.

Латентный период продолжается с 5—6 лет до начала подрост­кового возраста. В этот период сексуальность не развивается, и энер­гия «либидо» направлена на овладение различными навыками, не­обходимыми для взрослой жизни.

Генитальная стадия начинается в подростковом возрасте и про­должается до смерти. Человеку, находящемуся на генитальной ста­дии развития, общество предлагает приемлемый способ удовлетво­рения сексуального влечения (брак), поэтому интенсивность психо­социального конфликта снижается. Конфликт генитальной стадии может быть смягчен за счет самой продуктивной, по мнению Фрей­да, психологической защиты - сублимации. Сублимация — это про­цесс замещения объекта сексуального влечения на другой, социаль­но поощряемый, что позволяет канализировать «запретную энер­гию» в другое русло. Часто, по мнению психоаналитиков, такими объектами становятся профессиональные достижения и творчество. «Силы, которые можно использовать в культурной деятельности, высвобождаются благодаря подавлению того, что называют «нездо­ровыми» элементами сексуального возбуждения», — пишет Фрейд. Человек, которому удалось успешно достигнуть генитальной стадии развития, хорошо адаптирован и полезен обществу.

Современный читатель может прийти к выводу, что в концеп­ции развития личности Фрейда делается избыточный акцент на становление сексуальности в ущерб реализации других влечений, выделен­ных самим Фрейдом, – влечений жизни и деструктив­ных влечений. Этот упрёк кажется вполне справедливым. Однако следует учитывать социальный контекст создания данной теории. Пуританская мораль начала XX в. действительно жестоко подав­ляла и строго регламентировала сексуальную сферу жизни чело­века. Любые проявления интереса к сексу до достижения половой зрелости, равно как и нетрадиционные формы сексуальных отно­шений в зрелом возрасте, признавались патологией. Возможно, в том, что у современных людей, принявших сексуальность как ес­тественную сторону жизни, периодизация развития личности, предложенная Фрейдом, вызывает удивление, и есть основная за­слуга данного автора.

Генри Мюррей внёс ряд дополнений в теорию 3. Фрейда. Во-пер­вых, он считал, что Оно включает в себя не только перечисленные Фрейдом влечения, но и базовую потребность в любви. Во-вторых, он предположил, что Сверх-Я формируется не только в раннем детстве под воздействием родительских наказаний, а продолжает развиваться в течение всей жизни, интегрируя опыт взаимодей­ствия со многими людьми и ситуациями. В-третьих, Мюррей счи­тал, что далеко не все поведение носит защитный характер, и в от­сутствие конфликта функцией Эго становится рациональное мыш­ление и точное восприятие. Таким образом, он зафиксировал когнитивный характер Эго, что, по существу, вводит в систему мотивационного ядра личности еще одну потребность — потреб­ность в бескорыстном познании. Концепция Мюррея отчасти пе­рекликается с когнитивным направлением в исследовании лично­сти и с идеями Э. Эриксона.

Разделяя представления Фрейда о сущности ядра личности, Э. Эриксон (1902—1994) обращает внимание на один из явных не­достатков его теории — ограничение периода развития личности детством и подростковым возрастом. Очевидно, что личность раз­вивается и дальше и может претерпевать изменения на протяжении всего жизненного цикла. Если модель Фрейда предполагает допу­щение о природе человека первого типа из указанных выше четы­рёх (человек сам по себе «плох»), то Эриксон склоняется скорее к допущению третьего типа (человек и «плох», и «хорош»). Кроме того, он заимствует у Мюррея предположение о познавательной мотивации как одном из дополнительных содержаний Оно.

Эриксон предложил другую периодизацию личностного раз­вития в рамках психоаналитической традиции. Основной прин­цип периодизации развития личности Эриксона хорошо поясняет понятие кризиса, которым он активно пользуется. «В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, обозначающих опасность и возможность», — замечает Эриксон. Таким образом, каждая стадия развития заключает в себе кризис, который, с од­ной стороны, таит в себе опасность психопатологии, а с другой — содержит возможность дальнейшего продуктивного развития. «Кризисы — это особые моменты человеческой жизни, моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и отставани­ем», — пишет он далее. Каждая стадия в концепции Эриксона ха­рактеризуется особым психологическим кризисом и задачей раз­вития. Эта задача заключается в достижении баланса между по­люсами.

Если Фрейд говорит о психосексуальном развитии, то Эрик­сон — о психосоциальном развитии. Изменение термина подчерки­вает не только внутреннюю конфликтность, но и необходимость взаимодействия личности и социального окружения.

Первые три стадии Эриксона совпадают со стадиями Фрейда. Это — оральная, анальная и фаллическая стадии. Суть конфлик­та первой оральной стадии — это базисное доверие к миру против базисного недоверия. Здесь главную роль играют взаимоотноше­ния с матерью. Если мать довольна своим собственным детством и хорошо относится к ребенку, то конфликт данной стадии реша­ется позитивно. Позитивное решение конфликта оральной стадии заключается в возникновении надежды или способности с опти­мизмом смотреть на жизнь. Негативным полюсом разрешения кон­фликта является замкнутость, изоляция от мира. Анальная стадия характеризуется конфликтом между автономией и стыдом. Ребе­нок учится произвольно удерживать и отдавать значимые для него объекты, т.е. формируется сила воли. Недаром на этой стадии ре­бёнок очень часто произносит слово «нет!». Негативный исход конфликта анальной стадии — это развитие стыда и сомнения, ког­да ребенок переживает неуверенность в своих силах и страх дей­ствовать самостоятельно. На фаллической стадии складывается конфликт между инициативой и чувством вины. Ребёнок способен делать то, что «нельзя», и поэтому должен научиться сдерживать свои импульсы, одновременно оставаясь субъективно «хозяином ситуации».

Четвёртая стадии развития личности, по Эриксону, суть конф­ликта которой составляет противоборство компетентности и не­полноценности, соответствует латентному периоду в классифика­ции Фрейда. Ребёнок покидает семью и попадает в школьную сре­ду. На этой стадии школьник должен показать, на что он способен. Важной становится оценка результатов его обучения. Если ребё­нок плохо учится или становится объектом насмешек сверстников, может закрепиться чувство неполноценности. В дальнейшем чело­век не станет браться за решение трудных задач и не будет эффек­тивен в жизни.

Пятая стадия совпадает с подростковым возрастом (началом генитальной стадии у Фрейда) и заключает в себе центральный кон­фликт всего жизненного цикла. Это конфликт между достижением идентичности и смешением идентичности. Термин «идентичность» является крайне важным для понимания модели Э. Эриксона. Эрик­сон выделяет несколько аспектов идентичности:

• индивидуальность — сознательное ощущение собственной не­повторимости и собственного отдельного существования;

• тождественность — переживание внутренней непрерывности на протяжении жизни, преемственности жизненных этапов;

• единство — ощущение целостности личности;

• социальная солидарность — переживание внутренней солидар­ности с идеалами своей социальной группы и общества в целом.

Достижение идентичности — функция Эго. В этот период долж­но произойти согласование уникальных свойств личности с име­ющимися возможностями их реализации. Современный автор Дж. Марча (1980) предложил рассматривать два пути формирования идентичности, основываясь на характеристиках преданности (commitment) и исследовательской активности (exploration). Различные способы реализации идентичности были названы им статусами идентичности (табл. 1). Сначала подросток не обладает определённой идентичностью (диффузная идентич­ность). Затем перед ним открываются две возможности: или некри­тично принять идентичность членов своей семьи (блокировка иден­тичности), или вступить в фазу психосоциального моратория, во время которой происходит экспериментирование с социальными ролями и поиск своей уникальной идентичности. С первой страте­гией можно столкнуться тогда, когда подросток без специального обдумывания выбирает профессию только потому, что она приня­та в семье (трудовые династии). Важность психосоциального мора­тория имплицитно подразумевается во многих культурах. В евро­пейской культуре для молодого человека выделяется особый жиз­ненный период, так называемые «годы странствий», когда ему позволено в широком диапазоне экспериментировать с социальными ролями. «Годы странствий» помогают обрести истинную оригинальную идентичность.

Таблица 1 Различные статусы идентичности, по Дж. Марча, 1980

Статусы идентичности Исследовательская активность Преданность
Диффузная идентичность Блокировка идентичности Психосоциальный мораторий Достижение идентичности - - + + - + - +

 

Шестая стадия развития личности в модели Э. Эриксона насту­пает в ранней зрелости (22—30 лет) и характеризуется конфликтом между интимностью и изоляцией. В этом возрасте происходит вы­бор партнера и создание семьи. По мнению Эриксона, только на дан­ной стадии возникает способность по-настоящему любить другого человека, признавая его ценность и в то же время, не сливаясь с ним. Негативным исходом стадии интимности — изоляции — может стать психологическое одиночество, которое в современной литера­туре получило название «интимофобии» (страха близости с други­ми людьми).

На седьмой стадии развития личности перед человеком стоит задача разрешения конфликта между продуктивностью и стагна­цией. На этой стадии человек должен проявить свое творческое на­чало, которое может воплощаться в «дело жизни», а также в заботе о подрастающем поколении. При негативном ходе событий человек может впасть в «застой», прекратить свое развитие и полностью сосредоточиться на воспроизводстве достигнутого, на предшеству­ющих стадиях. Главная опасность стадии продуктивности — стагна­ции — это психологическое ощущение «потолка» жизни, когда ка­жется, что все самое значительное уже в прошлом и созидательные ресурсы исчерпаны. Седьмая стадия продолжается всю социально активную часть жизни человека.

Восьмая, заключительная, стадия жизненного цикла названа Эриксоном «интеграция против отчаяния». Это период старения человека, когда он встает перед лицом смерти и конца жизни. Бла­гополучие на данной стадии предполагает переживание значитель­ности совершенного в прошлом, чувство гордости прожитой жиз­нью, переосмысление событий в русле целостности жизненного пути. Исследования Л.В. Бороздиной людей пожилого возраста показали, что на данной стадии функционирования личности на­блюдается преобладание ориентации на прошлое. Прожитое приоб­ретает для пожилого человека абсолютную значимость, «функцио­нальную автономность». Реальностью становится понятие, режущее слух молодому человеку, ожидающему свершения своей судьбы в будущем, — «жизнь в прошлом». При этом должна сохранить­ся перспектива, связанная с выходом за пределы личного существо­вания. Позитивным качеством, которое приобретает человек на данной стадии, является мудрость. Если человек не испытывает удовлетворения прожитой жизнью, его может охватить отчаяние. Стадии развития личности, по Э. Эриксону, представлены в табл. 2.

 

Таблица 2 Восемь стадий развития личности по Э. Эриксону
Стадии развития личности Содержание конфликта Значимые отношения Позитивный исход Негативный исход
Оральная Базовое доверие Мать Надежда Замкнутость
  против базового      
  недоверия      
Анальная Автономия против Родители Воля Стыд
  стыда и сомнения      
Фаллическая Инициативность Семья Активность Пассивность
  против чувства      
  вины      
Латентная Компетентность Школа Мастерство Инерция
  против      
  неполноценности      
Юность Идентичность Группа сверстников Осознанный Конформизм
против смешения выбор судьбы
  идентичности    
Первая Интимность против Партнер Любовь Одиночество
зрелость изоляции    
Вторая зрелость Продуктивность против стагнации Широкий круг людей Забота и развитие Застой и неприятие нового Страх смерти
Старость Интеграция против отчаяния Человечество Мудрость

Гомеостатические теории личности: ориентация на согласие

Гомеостатические теории личности, ориентированные на согла­сие, предполагают, что основной задачей человека является дости­жение равновесия со средой, причем исходно природа человека ней­тральна (человек не плох и не хорош). Лучшее для человека — это познать мир, освоить социальный опыт человечества и существо­вать в соответствии с ним. Принцип гомеостаза, лежащий в основе данного типа теорий, так же как и в случае классического психоана­лиза, не допускает свободы личности. В качестве примеров теорий личности данного типа, построенных на образе «человека, позна­ющего окружающее и адаптирующегося к нему», мы рассмотрим теорию личностных конструктов Дж. Келли и социально-когнитив­ную теорию А. Бандуры.

Основной мотивационной доминантой жизни личности как в концепции А. Бандуры, так и в концепции Дж. Келли является стремление максимально приспособиться к требованиям социально­го мира и минимизировать вероятность конфликта с ним. Однако авторы значительно расходятся в том, каким образом происходит приспособление человека к окружающей среде.

Дж. Келли (1905—1966) предполагал, что человек пытается пред­сказывать и контролировать те события, которые происходят в его жизни, за счет создания все более адекватной психической модели внешнего мира, и таким образом адаптируется к нему. По его мнению, на протяжении жизни человек действует как ученый, который выд­вигает гипотезы относительно мира, проверяет и уточняет их.

Единицами объяснения мира и одновременно структурными элементами личности являются конструктыабстракции, сделан­ные человеком на основе личного опыта. Процесс создания конструк­та начинается с того, что человек объединяет сходные по какому-то параметру события и противопоставляет их тем, которые по этому параметру отличаются. Например, чтобы создать конструкт «твер­дый — мягкий», человеку требуется заметить, что, допустим, дере­во и металл сходны по твердости и противостоят чему-то мягкому, допустим, тополиному пуху. Конструкт по определению включает в себя два полюса и представляет собой категории мышления. Раз­ные люди пользуются разными конструктами при описании одних и тех же объектов. Содержание конструктов определяет, что чело­век ожидает от различных сфер жизни. Например, ребенок замеча­ет, что Маша и Катя обычно мирно играют в свои куклы, а Петя ча­стенько ломает игрушки и дергает Машу за косички. Основываясь на данном наблюдении, ребенок может создать конструкт «миролю­бивый - агрессивный», который впоследствии он будет использо­вать для оценки различия между мужчинами и женщинами. В ко­нечном итоге человек будет думать, что агрессивные существа — это мужчины, а миролюбивые — женщины. Соответственно, с мужчи­нами надо держать ухо востро, а женщинам можно доверять. Или, например, у ребенка, растущего в моноэтнической среде, отсутству­ет опыт различения людей по цвету кожи. Тогда конструкт, связанный с полюсами, допустим, «эмоциональный — сдержанный» не будет у него формироваться применительно к различению предста­вителей этнических групп. В будущем он, скорее всего, попадет в ситуацию неопределенности, когда попытается предсказать, како­го поведения ожидать от русских или от кавказцев. С одной сторо­ны, это, конечно, приведет к определенному дискомфорту, но, с дру­гой стороны, он не будет делать слишком обобщенных предположе­ний относительно людей другой национальности. Правда, человек может некритично использовать внешний конструкт, полученный, например, из средств массовой информации, и сделать предсказа­ние на основе такого ненадежного конструкта. В данном случае ве­лика вероятность ошибки.

Личность в концепции Келли характеризуется и содержанием, и структурой конструктов. Например, человек, различающий людей по параметру богатства — бедности, иной, нежели тот, для кого ва­жен параметр красоты — уродства. Любой конструкт соотносит вос­принимаемое явление с какой-либо потребностью личности, и по­этому по используемым человеком конструктам можно определить, что для него важно в окружающем мире и в самом себе. Поскольку основной тенденцией личности в теории Келли является стремле­ние наиболее полно приспособиться к окружающему миру за счет создания адекватной системы его описания, то путь нормального развития личности состоит в возрастании степени дифференциро­ванное и точности системы личностных конструктов в их отноше­нии к реально происходящему вокруг (теория Келли вводит специ­альное измерение для сравнения людей – «психологическая слож­ность личности»). Если оказывается, что тот или иной конструкт плохо описывает ситуацию, человек испытывает тревогу и старает­ся создать новый, более адекватный конструкт. Тревога — это «осо­знание того, что события, с которыми человек столкнулся, находят­ся за пределами возможностей применения его конструктной сис­темы». Человек стремится редуцировать тревожное напряжение за счет совершенствования системы конструктов, т.е. действует гомеостатически.

Важным в концепции Келли является понятие центральной роли. Центральная роль (центральная структура) представляет со­бой конструкт, выражающий основополагающий взгляд человека на жизнь. Обычно центральная роль формируется в раннем детстве на доречевом уровне (человеку трудно сказать, что на самом деле для него самое главное), и поэтому данный базовый конструкт с трудом поддается коррекции.

Процедура определения содержания конструктов была названа ролевым репертуарным тестом (или репертуарными решетками Келли). Суть процедуры заключается в том, что человеку предъяв­ляют список значимых для него людей (например, мать, отец, брат, любимый учитель, злейший враг и т.д.) и просят оценить, в чем каж­дая из возможных пар схожа и отличается от каждого из оставших­ся персонажей. Например, требуется указать, в чем мать и отец по­хожи между собой и одновременно отличаются от брата; в чем брат и мать похожи, но отличаются от бабушки; в чем бабушка и учитель похожи между собой, но отличаются от лучшего друга и т.п. Напри­мер, в первом случае человек дает ответ «возраст», а во втором — «громкий голос». Значит, в системе личных конструктов данного человека присутствуют конструкты «молодой — старый» и «облада­тели громкого голоса — обладатели тихого голоса». Согласно Кел­ли, следует предположить, что в каждодневной жизни человек оце­нивает людей по данным параметрам. Очевидно, что в репертуаре человека может быть много или мало конструктов, они могут отра­жать действительно значимые или более или менее случайные ас­пекты действительности. В нашем примере конструкт «молодой — старый», скорее всего, действительно схватывает нечто важное в мире, а конструкт «тихий — громкий голос» не слишком информа­тивен. Стратегии функционирования личности могут заключаться в расширении системы конструктов, т.е. развитии психологической сложности личности, или в защитном ограничении, когда человек цепляется за простоту и иллю­зорную предсказуемость своего мирка, игнорируя то, что выхо­дит за его рамки. В результате второй стратегии возникает враждебность к миру.

Главный упрек, справедливо адресованный взглядам Дж. Кел­ли, — это неоправданное ограни­чение исследований личности только рациональной составля­ющей человеческого существова­ния.

Социально-когнитивная тео­рия А. Бандуры (род. 1925) пред­полагает в качестве мотивационного ядра личности стремление максимально приспособиться к требованиям социального мира и минимизировать вероятность конфликта с ним путём заимствования социально эффективных моделей поведения.

По мнению Бандуры, человек — это продукт научения. Так как при викарном научении субъекты осознают последствия действий, которым они подражают, можно утверждать, что ядро личности в понимании Бандуры имеет когнитивный характер. Ос­новную роль в нем играют процессы восприятия, оценки и саморегу­ляции поведения. Саморегуляция поведения включает действие трех факторов: самонаблюдения, процесса вынесения суждений и актив­ной реакции на себя. Самонаблюдение представляет собой постоян­ный внутренний мониторинг жизненных ситуаций и наших реакций на них. Процесс вынесения суждений происходит как на основе со­циальных, так и на основе личных стандартов. Например, препода­ватель может оценить себя, сравнивая, насколько его действия со­впадают с тем, что делают «хорошие» преподаватели (социальный стандарт). При использовании личного стандарта сравнивается уро­вень выполнения какого-либо действия с уровнем, обычным для че­ловека. Активная реакция на себя заключается в эмоциональном пе­реживании расхождения требований личного стандарта с реальным поведением. Например, если студент, который обычно получает пятерки на экзамене, ответит на четыре, он будет огорчен. Если же закоренелый троечник получит четверку, он будет вне себя от радо­сти.

Важным для теории Бандуры является предположение о том, что разрядка напряжения доставляет личности настолько интенсив­ное удовольствие, что при определенных условиях личность стре­мится к временному нарастанию напряжения. «Люди побуждают себя к действию, ставя перед собой цели, которые создают положе­ние неравновесия, а затем мобилизуют свои способности, чтобы до­стичь цели», — пишет он. Введение понятий викарного научения, саморегуляции поведения и временного наращивания напряжения позволяют Д. Бандуре преодолеть радикальный бихевиоризм: значение «движущих сил» приобретают не только внешние воздей­ствия, но и представления человека о самом себе.

Периферию личности в модели А. Бандуры составляют конкрет­ная реализация принципа реципрокного (взаимного) детерминизма, процесс выборочной активации и отключения внутреннего контро­ля, отражающих уровень самоэффективности личности.

Согласно принципу реципрокного детерминизма бытие челове­ка в мире определяется действием трех переменных: окружающей среды (О), поведения (П) и личностных особенностей (Л). Рассмот­рим действие этого принципа на примере взаимодействия студента и преподавателя. Преподаватель слушает ответ студента на эк­замене. Естественно, студент старается вызвать у преподавателя желательную для себя поведенческую реакцию — изображение цифры «5» в зачетке. Этот сегмент взаимодействия можно описать формулой О => П, так как для преподавателя студент - это агент окружающей среды. Однако преподаватель, хотя и осознает наме­рения студента, не торопится ставить пятерку, он думает: «Если я поставлю ту оценку, которую хочет студент, он решит, что хорошо знает предмет, а ведь это не так». Данный момент взаимодействия можно выразить формулой О => Л. Поразмыслив, преподаватель ставит «4» (Л => П; II => О). Так как данный поступок кажется пре­подавателю справедливым, он оказывает влияние на его представ­ление о себе, подтверждая мнение о себе как о принципиальном преподавателе (П => Л). В описанной цепочке не хватает взаимо­действия типа Л => О, так как, на первый взгляд, преподаватель воздействует на студента посредством оценки. Однако на самом деле это влияние также имеет место, поскольку сам вид решитель­ного преподавателя воздействует на студента еще до того, как он поставил оценку (Л => О). Реципрокные триады, в которые вклю­чается человек на протяжении своей жизни, определяют привыч­ные для него паттерны поведения и формируют личностные осо­бенности. Бандура употребляет в своей модели термин «детер­минизм». Однако оговоримся, что он придавал большое значение случайности. Случайное событие может изменить любой из эле­ментов реципрокной триады, что определит и весь характер взаи­модействия.

Выборочная активация и отключение внутреннего контроля от­ражает процесс действия более общего механизма саморегуляции. Данный механизм объясняет, почему люди не всегда поступают в соответствии со своими личными стандартами. В том случае, когда ситуация воспринимается однозначно и отсутствует внешнее дав­ление, саморегуляция в формах самонаблюдения, вынесения суж­дения и активной реакции на себя включена. Человек ведет себя в соответствии с требованиями личного стандарта. Если же ситуация содержит двусмысленность или оказывается внешнее давление, потенциальный конфликт снимается с помощью отключения внут­реннего контроля. Отключение внутреннего контроля может осу­ществляться разными способами. Во-первых, отключение внутренне­го контроля происходит при помощи переопределения поведения. Переопределение поведения осуществляется путём морального оп­равдания («вообще-то стрелять в человека нельзя, но в целях само­обороны это допустимо»), оправдывающих сравнений («конечно, я не подготовился к семинару, но другие-то вообще на него не при­шли») или созданием обезличенных словесных ярлыков – заменителей живых субъектов («киллер» договаривается не об убийстве живого человека, а об «исполнении условий контракта»). Во-вторых, отключение внутреннего контроля достигается смещением или рас­пылением ответственности, когда ответственность за негативные результаты поступка атрибутируется другому лицу или разделяет­ся между несколькими лицами. В-третьих, конфликт может быть снят за счет дегуманизации жертвы или возложения на нее вины за случившееся. Например, многие американские колонисты, которые вели себя в отношениях с европейцами на уровне самых высоких личных стандартов, но при этом совершали преступления против индейского населения, оправдывая свое поведение тем, что «индей­цы — не люди».

Важнейшей личностной характеристикой А. Бандура считает «самоэффективность». «Убеждения человека относительно его спо­собности управлять событиями, воздействующими на его жизнь (самоэффективность) влияют на то, какой способ действия он вы­берет, как много будет прилагать усилий, как долго он устоит, встре­чаясь с препятствиями и неудачами, насколько большую пластич­ность он проявит по отношению к этим трудностям», — пишет А. Бандура. Понятие самоэффективности близко понятиям локуса контроля и самооценки. По концепции А. Бандуры, самоэффектив­ность — это главная детерминанта выбора человеком той или иной деятельности.

На уровень самоэффективности оказывают влияние несколько факторов.

• Достигнутые результаты. Успех в аналогичной деятельности в прошлом повышает самоэффективность относительно данной сфе­ры деятельности в будущем.

• Косвенные переживания. Наблюдение за деятельностью лю­дей в сходных условиях могут понижать или повышать самоэффек­тивность. Например, когда вы видите, что другой человек с легкос­тью взобрался на вершину холма, вы, скорее, решите, что также спо­собны это сделать.

• Словесное убеждение. Самоэффективность повышается, ког­да авторитетное для вас лицо выражает уверенность в том, что вы способны справиться с задачей.

• Стресс. Стрессогенная ситуация снижает уровень самоэффек­тивности.

Имеются экспериментальные доказательства того, что высокий уровень самоэффективности оказывает реальное влияние на успех деятельности. Например, в группе лиц, желающих бросить курить, максимального результата добивались те, кто обладал высокой са­моэффективностью.

* * *

Классификация многообразия «образов» («моделей») психологического облика человека по гомеостатическому основанию предполагает следующую альтернативу: ориентация на конфликт и ориентация на согласие. Гомеостатические теории, ориентированные на конфликт, пред­полагают, что наличие конфликта является «бременем» человека, в течение всей своей жизни безуспешно пытающегося разрешить за­данный ему собственной природой конфликт и вернуться в безмя­тежное состояние равновесия. Типичным примером такой трактов­ки личности является классическая психоаналитическая теория 3. Фрейда. Конфликт здесь неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии кон­фликта исчезает источник динамики личности. Другими представителями данного направления являются неофрейдисты.

Гомеостатические теории, ориентированные на согласие,при­держиваются нейтральной трактовки человеческой природы. При­мером являются теории, рассматривающие личность как систему, моделирующую изменяющийся внешний мир с целью адаптации к нему (бихевиоральный и когнитивный подходы).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: