По мнению С. Мадди, конфликт, лежащий в основе функционирования личности, может быть психосоциальным (когда мотивационное ядро личности противостоит требованиям общества) или интрапсихическим (когда мотивы-антагонисты ведут борьбу внутри мотивационного ядра).
Хронологически первым автором, в теории которого присутствуют оба типа конфликта, является 3. Фрейд. Причем эта теория личности до сих пор не утратила своего влияния. Для 3. Фрейда основной мотивационной доминантой жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение.
Фрейд считал, что существует единый перечень врожденных влечений, которые являются общими для всех людей и не поддаются изменению. Влечения вынуждают действовать в направлении определенных объектов без участия сознательного размышления. Все влечения имеют четыре составных элемента: источник (определенная часть тела, где возникает напряжение), цель (действия, которые приводят к ослаблению напряжения), стимул (количество энергии, вызывающее реализацию влечения) и объект (предмет, с помощью которого напряжение переходит в разрядку). Объект удовлетворения влечения, по Фрейду, может быть основным или парциальным (частичным). Так, например, бутерброд — это основной объект для удовлетворения голода, а жевательная резинка — парциальный, так как она может облегчить напряжение голодного человека, но не удовлетворяет потребность организма в питательных веществах.
Фрейд описал три вида влечений: влечения жизни (биологические потребности выживания), сексуальные влечения (они тоже биологически обусловлены, но не связаны напрямую с выживанием субъекта) и деструктивные влечения. Деструктивные влечения, или влечение к смерти, были описаны Фрейдом достаточно поздно. В выделении влечения к смерти гомеостатический характер теории Фрейда достигает своего апогея, так как цель этого влечения — достижение окончательной разрядки любого напряжения, которой можно добиться, только прекратив свое существование. Деструктивные влечения находятся в оппозиции к влечениям жизни и сексуальным влечениям. Поэтому, обсуждая позицию Фрейда, мы говорим об интрапсихическом конфликте. В норме жизнеутверждающие влечения оказываются сильнее деструктивных. С возрастом или при неблагоприятных ситуациях развития влечение к смерти может возобладать и найти свое выражение в различных патологиях личности (фобиях, неврозах, агрессии).
Вместилищем влечений является Оно (id) — ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. Младенец, личность которого сводится к Оно, эгоистичен и враждебен всему, что может ограничить его влечения. По словам Фрейда, Оно существует согласно принципу удовольствия и не принимает в расчет интересы окружающих людей. Однако ребенок не может самостоятельно реализовать свои влечения, он нуждается в опеке и уходе взрослых. Поэтому ребенок вынужден приспосабливаться к своему социальному окружению.
По мере вступления в социальные отношения развивается следующая ядерная структура личности — Я (ego). Функция Эго заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений во внешнем мире. Становление Эго связано с сознанием. Эго функционирует по принципу реальности, т.е. старается примирить необузданность влечений с реальными условиями их удовлетворения.
Дальнейшее развитие личности предполагает возникновение новой структуры, вырастающей из Эго. Эта структура получила названия «Сверх-Я» (super-ego). Существование Суперэго воплощает психосоциальный конфликт. Человек по природе эгоистичен, а общество должно сдерживать людей, обеспечивая каждому примерно равные шансы на удовлетворение влечений. Родители — первые люди, которые начинают наказывать ребенка за неприемлемые в данном обществе проявления влечений. Так как родители сильнее ребенка, а общество в целом сильнее отдельного человека, Эго принимает путь подчинения социальным требованиям как единственно возможный способ сохранить себя. Таким образом, Суперэго — это вместилище социальных правил, норм и запретов (табу). Фрейд описал три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. В теории Фрейда совесть представляет собой память о прошлых наказаниях, так что, совершая асоциальный поступок, человек испытывает чувство вины, даже если объективно никто его не осуждает.
Как известно, в обыденном сознании имя Фрейда прочно ассоциируется с тематикой сексуальности. Действительно, Фрейд уделял большое внимание данной теме. Однако связано это, прежде всего с тем, что, по его мнению, сексуальное влечение сталкивается с наибольшим противостоянием общества. Отсюда именно сексуальное влечение оказывается максимально конфликтным.
Итак, основная функция Эго заключается в интеграции Оно и Сверх-Я для обеспечения необходимой связи с внешним миром. Однако Эго обладает еще одной важной функцией, реализующей механизм, посредством которого слишком «строгое» Сверх-Я может быть «обмануто», а удовлетворение влечения достигнуто без переживания вины. Этот механизм называется психологической защитой. Психологическая защита облегчает существование личности, так как ослабляет интенсивность конфликта. Защита позволяет осознавать только часть влечения (или вовсе перестать его осознавать) и найти для влечения такой парциальный объект, который является социально приемлемым. Конкретные виды психологических защит будут описаны ниже. Пока ограничимся примерами защитного поведения. Старшеклассник испытывает сексуальное влечение к учительнице. Понятно, что это влечение не может быть реализовано напрямую. Психологическая защита делает так, что подросток не осознает своих истинных желаний, вместо этого он ни на шутку увлекается предметом, который преподает эта учительница. Такое защитное поведение одобряется как окружающими, так и его Сверх-Я. С другой стороны, он получает частичное удовлетворение влечения, так как может проводить время с учительницей после уроков, общаться, участвовать в ее кружке и т.д. Другой пример связан с деструктивными влечениями. Человек, обуреваемый влечением к смерти, под влиянием психологической защиты не осознает своего желания погибнуть, однако выбирает определенные рискованные формы поведения. Он может заняться экстремальными видами спорта или начать употреблять наркотики. Интересно, что в концепции Фрейда проявление действия психологической защиты не редкость. Более того, все поведение носит защитный характер. Другое дело, что существуют защитные механизмы, которые «до неузнаваемости» искажают реальность влечения, и механизмы, которые делают это в меньшей степени. Эффективность функционирования личности зависит от того, насколько механизмы психологической защиты справляются со своей задачей «оградить Эго от конфликтных содержаний» и какими способами это достигается.
Теория личности Фрейда имеет одно важное последствие. Если все поведение носит защитный характер, значит, личность не осознает своих истинных влечений, чувств и целей. Она постоянно находится в заблуждении относительно своей сущности и причин поведения и, соответственно, из этой теории на вопрос о свободе личности, возможности её самодетерминации следует однозначно отрицательный ответ.
Влечения, составляющие мотивационное ядро личности в концепции 3. Фрейда, являются, безусловно, врожденными. Однако на протяжении жизни меняются их объекты и способы удовлетворения. В основу периодизации личностного развития Фрейд кладет изменение способа удовлетворения сексуального влечения. Каждая стадия развития личности характеризуется своим типом конфликта между присущей этому возрасту формой сексуального влечения и запретами общества. Соответственно сути конфликта вырабатывается определенная стратегия психологической защиты. Нормальный путь становления личности — пройти через все стадии психосексуального развития и достичь зрелости. Если по каким-то причинам человеку не удается преодолеть ту или иную стадию развития, происходит фиксация, т.е. задержка развития. Фиксация развивается по двум противоположным причинам: или из-за неудовлетворительного разрешения конфликта, или в связи с тем, что пребывание на той или иной стадии оказывается слишком приятным. Может случиться так, что взрослый человек, задержавшийся на одной из «детских» стадий развития, демонстрирует инфантильный способ жизни и психологической защиты. Уточним, что большой вклад в развитие концепции психологической защиты внесла дочь Зигмунда Фрейда, известный исследователь Анна Фрейд (1895-1979).
Оральная фаза развития начинается с момента рождения и продолжается в течение первого года жизни. Удовольствие, которое испытывает ребенок на этой стадии, связано с полостью рта. Складывается первый конфликт с социумом: ребёнок хочет постоянно сосать грудь, а мать ему этого не позволяет. Ребёнок тянет в рот различные предметы, а его за это наказывают. На оральной стадии формируются психологические защиты по типу отрицания, проекции и интроекции. Под отрицанием понимается отказ признавать события, которые вызывают дискомфорт. Так, мать, обвиненная в том, что избила своего ребёнка, может заявлять: «Во-первых, я его и пальцем не тронула, а, во-вторых, он сам напросился!». Как мы видим, психологическая защита по типу отрицания отрицает и саму логику описания ситуации, так что наблюдателю она часто кажется абсурдной (т.е. в этой фразе мать противоречит сама себе). Проекция заключается в том, что человек приписывает другому лицу или предмету качества и намерения, которые в реальности переживает сам. Например, беспричинно утверждая «Вы меня ненавидите!», человек на самом деле проецирует на партнёра свои истинные табуируемые (запрещаемые социумом) чувства, т.е. по существу он говорит: «Я ненавижу вас!». Интроекция — это психологическое слияние с другим человеком (включение его в свое Я) с целью избежать исходящей от него угрозы. Так, например, известно, что жертвы, захваченные в заложники с целью получения выкупа, часто впоследствии оправдывают своих мучителей и даже влюбляются в них. Показателен в этом плане сюжет известного фильма Л. Кавани «Ночной портье», в котором главная героиня — бывшая узница нацистского концлагеря — узнает в портье отеля своего тюремщика и не находит в себе сил расстаться с ним, бросает мужа и в конце концов погибает. Фиксация на оральной стадии развития приводит к преобладанию описанных механизмов защиты во взрослом возрасте, а также к закреплению орального способа получения удовольствия. Например, такие люди склонны к курению, болтливости, причмокиванию губами и т.д.
Анальная фаза развития продолжается на втором и третьем году жизни ребенка. По мысли Фрейда, в этом возрасте главное удовольствие в жизни ребенка связано с опорожнением кишечника. Суть конфликта на этой стадии в том, что родители требуют от ребенка соблюдения гигиенических правил и стараются приучить его к туалету. В зависимости от того, насколько жестко ведут себя родители, у ребенка развиваются те или иные черты личности. Если родители излишне потакают ему и не требуют соблюдения социальных правил, предполагающих самоконтроль над естественными импульсами дефекации (это приобрело широкое распространение в связи с использованием памперсов), то вырастает человек, характеризующийся щедростью, уступчивостью, нечистоплотностью, склонностью к нарушениям дисциплины, рассеянностью. И, наоборот, излишнее давление на ребёнка при приучении его пользоваться туалетом приводит к формированию «анального характера» — скупости, упрямства, аккуратности, пунктуальности и педантичности. Защитными механизмами, развивающимися на анальной стадии и сохраняющимися при фиксации на ней, являются рационализация, изоляция и образование реакции. При рационализации человек, не осознавая истинную причину своих действий, заменяет ее на другую, достаточно логичную и нетравмирующую, а потому более приемлемую для Эго. Ярким примером рационализации является известная басня Крылова «Лиса и виноград». Лиса, желающая полакомиться виноградом, наталкивается на непреодолимые препятствия — «висят они высоко: хоть видит око, да зуб неймет». Чтобы снять конфликт, Лиса прибегает к рационализации: «Ну что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен — ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь». Изоляция предполагает разделение ситуации на травмирующую и нейтральную составляющие; травмирующая часть, становясь «мишенью защиты», подавляется («вычеркивается» из сознания и в дальнейшем существует в бессознательном), а на сцене Эго присутствует только нейтральная часть. При действии этого типа защиты наблюдатель видит, что явно травмирующая ситуация описывается человеком безо всяких эмоций, как будто она происходит с кем-то другим. Образование реакции подразумевает замену неприемлемого для Сверх-Я чувства или поведения на прямо противоположное. Например, родитель, на самом деле бессознательно испытывающий ненависть к своему ребенку, будет проявлять подчеркнутый интерес к его делам и всячески демонстрировать силу своей любви. При этом именно навязчивость такой опеки и заботы, согласно психоаналитической трактовке, служит симптомом проявления вытесненной агрессии.
Фаллическая стадия разворачивается на 3—5 году жизни ребенка. Фрейд назвал данную стадию фаллической, так как с нее начинается развитие психологических различий между личностью мальчиков, испытывающих одновременно гордость оттого, что они обладают пенисом, и страх его лишиться, и девочек, естественно, не обладающих таким органом и поэтому, по мысли Фрейда, переживающих жгучую зависть к мальчикам. Согласно Фрейду, единственно продуктивный путь преодоления зависти к мужчинам для женщины — это выйти замуж и родить сына, отказавшись от собственных профессиональных амбиций.
Позиция Фрейда по отношению к женской личности была подвергнута жёсткой критике со стороны выдающейся представительницы неортодоксального психоанализа Карен Хорни (1885—1952). Она упрекала Фрейда в том, что он рассматривает женщину как неполноценную личность, страдающую от биологической ущербности по сравнению с мужчиной (идеология зависти к пенису). Основываясь на концепции психологической защиты, она предположила, что, поскольку мужчины испытывают желание принизить женщин, именно они демонстрируют защитное поведение, за которым кроется зависть к потенции материнства. Мужчине требуется постоянно подтверждать свою мужественность, в то время как у женщины нет необходимости подтверждать свою женственность (принцип дополнительности мужчины). Социальная активность мужчин, по мысли Хорни, также является защитным ответом на страх природного женского превосходства. Впоследствии Хорни стала уделять всё большее внимание культурным факторам, которые заставляют девочку чувствовать себя существом второго сорта и отводить мужчинам слишком большое место в своей жизни. «Мы должны перестать интересоваться тем, что же на самом деле является женственным. Стандарты мужественности и женственности — искусственны. Различия между двумя полами, разумеется, существуют, но мы не сможем определить, в чем именно они заключаются, если сначала не разовьем нашего потенциала, как просто человеческие существа», — пишет К. Хорни.
На фаллической стадии разворачивается центральный для фрейдистской интерпретации личности конфликт, названный Фрейдом «эдипов комплекс». Суть «эдипова комплекса» заключается в том, что мальчик желает обладать своей матерью и испытывает ненависть к отцу, как к сопернику. Таким образом, его влечение принимает форму стремления к инцесту (вступлению в половые отношения с кровными родственниками), который пресекается во всех человеческих культурах. На фаллической стадии происходит формирование Сверх-Я. Позитивный путь разрешения данного конфликта состоит в идентификации с родителем противоположного пола, что ведет к желанию стать взрослым и начать половую жизнь. Основной механизм психологической защиты на фаллической стадии — вытеснение, т.е. процесс удаления из сознания влечений, вызывающих тревогу.
Латентный период продолжается с 5—6 лет до начала подросткового возраста. В этот период сексуальность не развивается, и энергия «либидо» направлена на овладение различными навыками, необходимыми для взрослой жизни.
Генитальная стадия начинается в подростковом возрасте и продолжается до смерти. Человеку, находящемуся на генитальной стадии развития, общество предлагает приемлемый способ удовлетворения сексуального влечения (брак), поэтому интенсивность психосоциального конфликта снижается. Конфликт генитальной стадии может быть смягчен за счет самой продуктивной, по мнению Фрейда, психологической защиты - сублимации. Сублимация — это процесс замещения объекта сексуального влечения на другой, социально поощряемый, что позволяет канализировать «запретную энергию» в другое русло. Часто, по мнению психоаналитиков, такими объектами становятся профессиональные достижения и творчество. «Силы, которые можно использовать в культурной деятельности, высвобождаются благодаря подавлению того, что называют «нездоровыми» элементами сексуального возбуждения», — пишет Фрейд. Человек, которому удалось успешно достигнуть генитальной стадии развития, хорошо адаптирован и полезен обществу.
Современный читатель может прийти к выводу, что в концепции развития личности Фрейда делается избыточный акцент на становление сексуальности в ущерб реализации других влечений, выделенных самим Фрейдом, – влечений жизни и деструктивных влечений. Этот упрёк кажется вполне справедливым. Однако следует учитывать социальный контекст создания данной теории. Пуританская мораль начала XX в. действительно жестоко подавляла и строго регламентировала сексуальную сферу жизни человека. Любые проявления интереса к сексу до достижения половой зрелости, равно как и нетрадиционные формы сексуальных отношений в зрелом возрасте, признавались патологией. Возможно, в том, что у современных людей, принявших сексуальность как естественную сторону жизни, периодизация развития личности, предложенная Фрейдом, вызывает удивление, и есть основная заслуга данного автора.
Генри Мюррей внёс ряд дополнений в теорию 3. Фрейда. Во-первых, он считал, что Оно включает в себя не только перечисленные Фрейдом влечения, но и базовую потребность в любви. Во-вторых, он предположил, что Сверх-Я формируется не только в раннем детстве под воздействием родительских наказаний, а продолжает развиваться в течение всей жизни, интегрируя опыт взаимодействия со многими людьми и ситуациями. В-третьих, Мюррей считал, что далеко не все поведение носит защитный характер, и в отсутствие конфликта функцией Эго становится рациональное мышление и точное восприятие. Таким образом, он зафиксировал когнитивный характер Эго, что, по существу, вводит в систему мотивационного ядра личности еще одну потребность — потребность в бескорыстном познании. Концепция Мюррея отчасти перекликается с когнитивным направлением в исследовании личности и с идеями Э. Эриксона.
Разделяя представления Фрейда о сущности ядра личности, Э. Эриксон (1902—1994) обращает внимание на один из явных недостатков его теории — ограничение периода развития личности детством и подростковым возрастом. Очевидно, что личность развивается и дальше и может претерпевать изменения на протяжении всего жизненного цикла. Если модель Фрейда предполагает допущение о природе человека первого типа из указанных выше четырёх (человек сам по себе «плох»), то Эриксон склоняется скорее к допущению третьего типа (человек и «плох», и «хорош»). Кроме того, он заимствует у Мюррея предположение о познавательной мотивации как одном из дополнительных содержаний Оно.
Эриксон предложил другую периодизацию личностного развития в рамках психоаналитической традиции. Основной принцип периодизации развития личности Эриксона хорошо поясняет понятие кризиса, которым он активно пользуется. «В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, обозначающих опасность и возможность», — замечает Эриксон. Таким образом, каждая стадия развития заключает в себе кризис, который, с одной стороны, таит в себе опасность психопатологии, а с другой — содержит возможность дальнейшего продуктивного развития. «Кризисы — это особые моменты человеческой жизни, моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и отставанием», — пишет он далее. Каждая стадия в концепции Эриксона характеризуется особым психологическим кризисом и задачей развития. Эта задача заключается в достижении баланса между полюсами.
Если Фрейд говорит о психосексуальном развитии, то Эриксон — о психосоциальном развитии. Изменение термина подчеркивает не только внутреннюю конфликтность, но и необходимость взаимодействия личности и социального окружения.
Первые три стадии Эриксона совпадают со стадиями Фрейда. Это — оральная, анальная и фаллическая стадии. Суть конфликта первой оральной стадии — это базисное доверие к миру против базисного недоверия. Здесь главную роль играют взаимоотношения с матерью. Если мать довольна своим собственным детством и хорошо относится к ребенку, то конфликт данной стадии решается позитивно. Позитивное решение конфликта оральной стадии заключается в возникновении надежды или способности с оптимизмом смотреть на жизнь. Негативным полюсом разрешения конфликта является замкнутость, изоляция от мира. Анальная стадия характеризуется конфликтом между автономией и стыдом. Ребенок учится произвольно удерживать и отдавать значимые для него объекты, т.е. формируется сила воли. Недаром на этой стадии ребёнок очень часто произносит слово «нет!». Негативный исход конфликта анальной стадии — это развитие стыда и сомнения, когда ребенок переживает неуверенность в своих силах и страх действовать самостоятельно. На фаллической стадии складывается конфликт между инициативой и чувством вины. Ребёнок способен делать то, что «нельзя», и поэтому должен научиться сдерживать свои импульсы, одновременно оставаясь субъективно «хозяином ситуации».
Четвёртая стадии развития личности, по Эриксону, суть конфликта которой составляет противоборство компетентности и неполноценности, соответствует латентному периоду в классификации Фрейда. Ребёнок покидает семью и попадает в школьную среду. На этой стадии школьник должен показать, на что он способен. Важной становится оценка результатов его обучения. Если ребёнок плохо учится или становится объектом насмешек сверстников, может закрепиться чувство неполноценности. В дальнейшем человек не станет браться за решение трудных задач и не будет эффективен в жизни.
Пятая стадия совпадает с подростковым возрастом (началом генитальной стадии у Фрейда) и заключает в себе центральный конфликт всего жизненного цикла. Это конфликт между достижением идентичности и смешением идентичности. Термин «идентичность» является крайне важным для понимания модели Э. Эриксона. Эриксон выделяет несколько аспектов идентичности:
• индивидуальность — сознательное ощущение собственной неповторимости и собственного отдельного существования;
• тождественность — переживание внутренней непрерывности на протяжении жизни, преемственности жизненных этапов;
• единство — ощущение целостности личности;
• социальная солидарность — переживание внутренней солидарности с идеалами своей социальной группы и общества в целом.
Достижение идентичности — функция Эго. В этот период должно произойти согласование уникальных свойств личности с имеющимися возможностями их реализации. Современный автор Дж. Марча (1980) предложил рассматривать два пути формирования идентичности, основываясь на характеристиках преданности (commitment) и исследовательской активности (exploration). Различные способы реализации идентичности были названы им статусами идентичности (табл. 1). Сначала подросток не обладает определённой идентичностью (диффузная идентичность). Затем перед ним открываются две возможности: или некритично принять идентичность членов своей семьи (блокировка идентичности), или вступить в фазу психосоциального моратория, во время которой происходит экспериментирование с социальными ролями и поиск своей уникальной идентичности. С первой стратегией можно столкнуться тогда, когда подросток без специального обдумывания выбирает профессию только потому, что она принята в семье (трудовые династии). Важность психосоциального моратория имплицитно подразумевается во многих культурах. В европейской культуре для молодого человека выделяется особый жизненный период, так называемые «годы странствий», когда ему позволено в широком диапазоне экспериментировать с социальными ролями. «Годы странствий» помогают обрести истинную оригинальную идентичность.
Таблица 1 Различные статусы идентичности, по Дж. Марча, 1980
Статусы идентичности | Исследовательская активность | Преданность |
Диффузная идентичность Блокировка идентичности Психосоциальный мораторий Достижение идентичности | - - + + | - + - + |
Шестая стадия развития личности в модели Э. Эриксона наступает в ранней зрелости (22—30 лет) и характеризуется конфликтом между интимностью и изоляцией. В этом возрасте происходит выбор партнера и создание семьи. По мнению Эриксона, только на данной стадии возникает способность по-настоящему любить другого человека, признавая его ценность и в то же время, не сливаясь с ним. Негативным исходом стадии интимности — изоляции — может стать психологическое одиночество, которое в современной литературе получило название «интимофобии» (страха близости с другими людьми).
На седьмой стадии развития личности перед человеком стоит задача разрешения конфликта между продуктивностью и стагнацией. На этой стадии человек должен проявить свое творческое начало, которое может воплощаться в «дело жизни», а также в заботе о подрастающем поколении. При негативном ходе событий человек может впасть в «застой», прекратить свое развитие и полностью сосредоточиться на воспроизводстве достигнутого, на предшествующих стадиях. Главная опасность стадии продуктивности — стагнации — это психологическое ощущение «потолка» жизни, когда кажется, что все самое значительное уже в прошлом и созидательные ресурсы исчерпаны. Седьмая стадия продолжается всю социально активную часть жизни человека.
Восьмая, заключительная, стадия жизненного цикла названа Эриксоном «интеграция против отчаяния». Это период старения человека, когда он встает перед лицом смерти и конца жизни. Благополучие на данной стадии предполагает переживание значительности совершенного в прошлом, чувство гордости прожитой жизнью, переосмысление событий в русле целостности жизненного пути. Исследования Л.В. Бороздиной людей пожилого возраста показали, что на данной стадии функционирования личности наблюдается преобладание ориентации на прошлое. Прожитое приобретает для пожилого человека абсолютную значимость, «функциональную автономность». Реальностью становится понятие, режущее слух молодому человеку, ожидающему свершения своей судьбы в будущем, — «жизнь в прошлом». При этом должна сохраниться перспектива, связанная с выходом за пределы личного существования. Позитивным качеством, которое приобретает человек на данной стадии, является мудрость. Если человек не испытывает удовлетворения прожитой жизнью, его может охватить отчаяние. Стадии развития личности, по Э. Эриксону, представлены в табл. 2.
Таблица 2 Восемь стадий развития личности по Э. Эриксону | ||||
Стадии развития личности | Содержание конфликта | Значимые отношения | Позитивный исход | Негативный исход |
Оральная | Базовое доверие | Мать | Надежда | Замкнутость |
против базового | ||||
недоверия | ||||
Анальная | Автономия против | Родители | Воля | Стыд |
стыда и сомнения | ||||
Фаллическая | Инициативность | Семья | Активность | Пассивность |
против чувства | ||||
вины | ||||
Латентная | Компетентность | Школа | Мастерство | Инерция |
против | ||||
неполноценности | ||||
Юность | Идентичность | Группа сверстников | Осознанный | Конформизм |
против смешения | выбор судьбы | |||
идентичности | ||||
Первая | Интимность против | Партнер | Любовь | Одиночество |
зрелость | изоляции | |||
Вторая зрелость | Продуктивность против стагнации | Широкий круг людей | Забота и развитие | Застой и неприятие нового Страх смерти |
Старость | Интеграция против отчаяния | Человечество | Мудрость |
Гомеостатические теории личности: ориентация на согласие
Гомеостатические теории личности, ориентированные на согласие, предполагают, что основной задачей человека является достижение равновесия со средой, причем исходно природа человека нейтральна (человек не плох и не хорош). Лучшее для человека — это познать мир, освоить социальный опыт человечества и существовать в соответствии с ним. Принцип гомеостаза, лежащий в основе данного типа теорий, так же как и в случае классического психоанализа, не допускает свободы личности. В качестве примеров теорий личности данного типа, построенных на образе «человека, познающего окружающее и адаптирующегося к нему», мы рассмотрим теорию личностных конструктов Дж. Келли и социально-когнитивную теорию А. Бандуры.
Основной мотивационной доминантой жизни личности как в концепции А. Бандуры, так и в концепции Дж. Келли является стремление максимально приспособиться к требованиям социального мира и минимизировать вероятность конфликта с ним. Однако авторы значительно расходятся в том, каким образом происходит приспособление человека к окружающей среде.
Дж. Келли (1905—1966) предполагал, что человек пытается предсказывать и контролировать те события, которые происходят в его жизни, за счет создания все более адекватной психической модели внешнего мира, и таким образом адаптируется к нему. По его мнению, на протяжении жизни человек действует как ученый, который выдвигает гипотезы относительно мира, проверяет и уточняет их.
Единицами объяснения мира и одновременно структурными элементами личности являются конструкты — абстракции, сделанные человеком на основе личного опыта. Процесс создания конструкта начинается с того, что человек объединяет сходные по какому-то параметру события и противопоставляет их тем, которые по этому параметру отличаются. Например, чтобы создать конструкт «твердый — мягкий», человеку требуется заметить, что, допустим, дерево и металл сходны по твердости и противостоят чему-то мягкому, допустим, тополиному пуху. Конструкт по определению включает в себя два полюса и представляет собой категории мышления. Разные люди пользуются разными конструктами при описании одних и тех же объектов. Содержание конструктов определяет, что человек ожидает от различных сфер жизни. Например, ребенок замечает, что Маша и Катя обычно мирно играют в свои куклы, а Петя частенько ломает игрушки и дергает Машу за косички. Основываясь на данном наблюдении, ребенок может создать конструкт «миролюбивый - агрессивный», который впоследствии он будет использовать для оценки различия между мужчинами и женщинами. В конечном итоге человек будет думать, что агрессивные существа — это мужчины, а миролюбивые — женщины. Соответственно, с мужчинами надо держать ухо востро, а женщинам можно доверять. Или, например, у ребенка, растущего в моноэтнической среде, отсутствует опыт различения людей по цвету кожи. Тогда конструкт, связанный с полюсами, допустим, «эмоциональный — сдержанный» не будет у него формироваться применительно к различению представителей этнических групп. В будущем он, скорее всего, попадет в ситуацию неопределенности, когда попытается предсказать, какого поведения ожидать от русских или от кавказцев. С одной стороны, это, конечно, приведет к определенному дискомфорту, но, с другой стороны, он не будет делать слишком обобщенных предположений относительно людей другой национальности. Правда, человек может некритично использовать внешний конструкт, полученный, например, из средств массовой информации, и сделать предсказание на основе такого ненадежного конструкта. В данном случае велика вероятность ошибки.
Личность в концепции Келли характеризуется и содержанием, и структурой конструктов. Например, человек, различающий людей по параметру богатства — бедности, иной, нежели тот, для кого важен параметр красоты — уродства. Любой конструкт соотносит воспринимаемое явление с какой-либо потребностью личности, и поэтому по используемым человеком конструктам можно определить, что для него важно в окружающем мире и в самом себе. Поскольку основной тенденцией личности в теории Келли является стремление наиболее полно приспособиться к окружающему миру за счет создания адекватной системы его описания, то путь нормального развития личности состоит в возрастании степени дифференцированное и точности системы личностных конструктов в их отношении к реально происходящему вокруг (теория Келли вводит специальное измерение для сравнения людей – «психологическая сложность личности»). Если оказывается, что тот или иной конструкт плохо описывает ситуацию, человек испытывает тревогу и старается создать новый, более адекватный конструкт. Тревога — это «осознание того, что события, с которыми человек столкнулся, находятся за пределами возможностей применения его конструктной системы». Человек стремится редуцировать тревожное напряжение за счет совершенствования системы конструктов, т.е. действует гомеостатически.
Важным в концепции Келли является понятие центральной роли. Центральная роль (центральная структура) представляет собой конструкт, выражающий основополагающий взгляд человека на жизнь. Обычно центральная роль формируется в раннем детстве на доречевом уровне (человеку трудно сказать, что на самом деле для него самое главное), и поэтому данный базовый конструкт с трудом поддается коррекции.
Процедура определения содержания конструктов была названа ролевым репертуарным тестом (или репертуарными решетками Келли). Суть процедуры заключается в том, что человеку предъявляют список значимых для него людей (например, мать, отец, брат, любимый учитель, злейший враг и т.д.) и просят оценить, в чем каждая из возможных пар схожа и отличается от каждого из оставшихся персонажей. Например, требуется указать, в чем мать и отец похожи между собой и одновременно отличаются от брата; в чем брат и мать похожи, но отличаются от бабушки; в чем бабушка и учитель похожи между собой, но отличаются от лучшего друга и т.п. Например, в первом случае человек дает ответ «возраст», а во втором — «громкий голос». Значит, в системе личных конструктов данного человека присутствуют конструкты «молодой — старый» и «обладатели громкого голоса — обладатели тихого голоса». Согласно Келли, следует предположить, что в каждодневной жизни человек оценивает людей по данным параметрам. Очевидно, что в репертуаре человека может быть много или мало конструктов, они могут отражать действительно значимые или более или менее случайные аспекты действительности. В нашем примере конструкт «молодой — старый», скорее всего, действительно схватывает нечто важное в мире, а конструкт «тихий — громкий голос» не слишком информативен. Стратегии функционирования личности могут заключаться в расширении системы конструктов, т.е. развитии психологической сложности личности, или в защитном ограничении, когда человек цепляется за простоту и иллюзорную предсказуемость своего мирка, игнорируя то, что выходит за его рамки. В результате второй стратегии возникает враждебность к миру.
Главный упрек, справедливо адресованный взглядам Дж. Келли, — это неоправданное ограничение исследований личности только рациональной составляющей человеческого существования.
Социально-когнитивная теория А. Бандуры (род. 1925) предполагает в качестве мотивационного ядра личности стремление максимально приспособиться к требованиям социального мира и минимизировать вероятность конфликта с ним путём заимствования социально эффективных моделей поведения.
По мнению Бандуры, человек — это продукт научения. Так как при викарном научении субъекты осознают последствия действий, которым они подражают, можно утверждать, что ядро личности в понимании Бандуры имеет когнитивный характер. Основную роль в нем играют процессы восприятия, оценки и саморегуляции поведения. Саморегуляция поведения включает действие трех факторов: самонаблюдения, процесса вынесения суждений и активной реакции на себя. Самонаблюдение представляет собой постоянный внутренний мониторинг жизненных ситуаций и наших реакций на них. Процесс вынесения суждений происходит как на основе социальных, так и на основе личных стандартов. Например, преподаватель может оценить себя, сравнивая, насколько его действия совпадают с тем, что делают «хорошие» преподаватели (социальный стандарт). При использовании личного стандарта сравнивается уровень выполнения какого-либо действия с уровнем, обычным для человека. Активная реакция на себя заключается в эмоциональном переживании расхождения требований личного стандарта с реальным поведением. Например, если студент, который обычно получает пятерки на экзамене, ответит на четыре, он будет огорчен. Если же закоренелый троечник получит четверку, он будет вне себя от радости.
Важным для теории Бандуры является предположение о том, что разрядка напряжения доставляет личности настолько интенсивное удовольствие, что при определенных условиях личность стремится к временному нарастанию напряжения. «Люди побуждают себя к действию, ставя перед собой цели, которые создают положение неравновесия, а затем мобилизуют свои способности, чтобы достичь цели», — пишет он. Введение понятий викарного научения, саморегуляции поведения и временного наращивания напряжения позволяют Д. Бандуре преодолеть радикальный бихевиоризм: значение «движущих сил» приобретают не только внешние воздействия, но и представления человека о самом себе.
Периферию личности в модели А. Бандуры составляют конкретная реализация принципа реципрокного (взаимного) детерминизма, процесс выборочной активации и отключения внутреннего контроля, отражающих уровень самоэффективности личности.
Согласно принципу реципрокного детерминизма бытие человека в мире определяется действием трех переменных: окружающей среды (О), поведения (П) и личностных особенностей (Л). Рассмотрим действие этого принципа на примере взаимодействия студента и преподавателя. Преподаватель слушает ответ студента на экзамене. Естественно, студент старается вызвать у преподавателя желательную для себя поведенческую реакцию — изображение цифры «5» в зачетке. Этот сегмент взаимодействия можно описать формулой О => П, так как для преподавателя студент - это агент окружающей среды. Однако преподаватель, хотя и осознает намерения студента, не торопится ставить пятерку, он думает: «Если я поставлю ту оценку, которую хочет студент, он решит, что хорошо знает предмет, а ведь это не так». Данный момент взаимодействия можно выразить формулой О => Л. Поразмыслив, преподаватель ставит «4» (Л => П; II => О). Так как данный поступок кажется преподавателю справедливым, он оказывает влияние на его представление о себе, подтверждая мнение о себе как о принципиальном преподавателе (П => Л). В описанной цепочке не хватает взаимодействия типа Л => О, так как, на первый взгляд, преподаватель воздействует на студента посредством оценки. Однако на самом деле это влияние также имеет место, поскольку сам вид решительного преподавателя воздействует на студента еще до того, как он поставил оценку (Л => О). Реципрокные триады, в которые включается человек на протяжении своей жизни, определяют привычные для него паттерны поведения и формируют личностные особенности. Бандура употребляет в своей модели термин «детерминизм». Однако оговоримся, что он придавал большое значение случайности. Случайное событие может изменить любой из элементов реципрокной триады, что определит и весь характер взаимодействия.
Выборочная активация и отключение внутреннего контроля отражает процесс действия более общего механизма саморегуляции. Данный механизм объясняет, почему люди не всегда поступают в соответствии со своими личными стандартами. В том случае, когда ситуация воспринимается однозначно и отсутствует внешнее давление, саморегуляция в формах самонаблюдения, вынесения суждения и активной реакции на себя включена. Человек ведет себя в соответствии с требованиями личного стандарта. Если же ситуация содержит двусмысленность или оказывается внешнее давление, потенциальный конфликт снимается с помощью отключения внутреннего контроля. Отключение внутреннего контроля может осуществляться разными способами. Во-первых, отключение внутреннего контроля происходит при помощи переопределения поведения. Переопределение поведения осуществляется путём морального оправдания («вообще-то стрелять в человека нельзя, но в целях самообороны это допустимо»), оправдывающих сравнений («конечно, я не подготовился к семинару, но другие-то вообще на него не пришли») или созданием обезличенных словесных ярлыков – заменителей живых субъектов («киллер» договаривается не об убийстве живого человека, а об «исполнении условий контракта»). Во-вторых, отключение внутреннего контроля достигается смещением или распылением ответственности, когда ответственность за негативные результаты поступка атрибутируется другому лицу или разделяется между несколькими лицами. В-третьих, конфликт может быть снят за счет дегуманизации жертвы или возложения на нее вины за случившееся. Например, многие американские колонисты, которые вели себя в отношениях с европейцами на уровне самых высоких личных стандартов, но при этом совершали преступления против индейского населения, оправдывая свое поведение тем, что «индейцы — не люди».
Важнейшей личностной характеристикой А. Бандура считает «самоэффективность». «Убеждения человека относительно его способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь (самоэффективность) влияют на то, какой способ действия он выберет, как много будет прилагать усилий, как долго он устоит, встречаясь с препятствиями и неудачами, насколько большую пластичность он проявит по отношению к этим трудностям», — пишет А. Бандура. Понятие самоэффективности близко понятиям локуса контроля и самооценки. По концепции А. Бандуры, самоэффективность — это главная детерминанта выбора человеком той или иной деятельности.
На уровень самоэффективности оказывают влияние несколько факторов.
• Достигнутые результаты. Успех в аналогичной деятельности в прошлом повышает самоэффективность относительно данной сферы деятельности в будущем.
• Косвенные переживания. Наблюдение за деятельностью людей в сходных условиях могут понижать или повышать самоэффективность. Например, когда вы видите, что другой человек с легкостью взобрался на вершину холма, вы, скорее, решите, что также способны это сделать.
• Словесное убеждение. Самоэффективность повышается, когда авторитетное для вас лицо выражает уверенность в том, что вы способны справиться с задачей.
• Стресс. Стрессогенная ситуация снижает уровень самоэффективности.
Имеются экспериментальные доказательства того, что высокий уровень самоэффективности оказывает реальное влияние на успех деятельности. Например, в группе лиц, желающих бросить курить, максимального результата добивались те, кто обладал высокой самоэффективностью.
* * *
Классификация многообразия «образов» («моделей») психологического облика человека по гомеостатическому основанию предполагает следующую альтернативу: ориентация на конфликт и ориентация на согласие. Гомеостатические теории, ориентированные на конфликт, предполагают, что наличие конфликта является «бременем» человека, в течение всей своей жизни безуспешно пытающегося разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в безмятежное состояние равновесия. Типичным примером такой трактовки личности является классическая психоаналитическая теория 3. Фрейда. Конфликт здесь неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности. Другими представителями данного направления являются неофрейдисты.
Гомеостатические теории, ориентированные на согласие,придерживаются нейтральной трактовки человеческой природы. Примером являются теории, рассматривающие личность как систему, моделирующую изменяющийся внешний мир с целью адаптации к нему (бихевиоральный и когнитивный подходы).