МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт права и управления
Кафедра гражданского и земельного права
Утверждаю: Зав. кафедрой ГиЗП _________________ М.А. Берестнев «___»____________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины (модуля)
«ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»
Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат
Направление (специальность) подготовки: 43.03.01Юриспруденция
Профиль (специализация) подготовки: общий
Квалификация выпускника: академический бакалавр
Форма обучения: очная
Тула 2015
ЛИСТ
согласования рабочей программы дисциплины (модуля)
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Гражданское право» разработана к.ю.н., доцентом каф. Пустомолотовым И.И. и обсуждена на заседании кафедры ГиЗП Института права и управления (протокол заседания кафедры (протокол заседания кафедры №__1__ от «__31__» августа 2015 г.)
|
|
Разработчик(и) рабочей программы дисциплины (модуля) ____________________________.
личная подпись(и)
СОДЕРЖАНИЕ
1 Цели и задачи освоения учебной дисциплины (модуля) 4
2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП ВО.. 4
3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) 5
4 Содержание и структура учебной дисциплины (модуля) 6
4.1 Содержание разделов учебной дисциплины (модуля) 6
4.2 Распределение часов по семестрам и видам занятий. 9
4.3 Темы, выносимые на лекционные занятия. 9
4.4 Лабораторные работы.. 10
4.5 Практические занятия (семинары) 10
4.6 Самостоятельная работа студента. 11
5 Образовательные технологии. 11
6 Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 12
6.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий. 12
6.2 Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся. 12
6.3 Требования к специализированному оборудованию.. 12
6.4 Требования к программному обеспечению учебного процесса. 12
7 Порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок. 13
7.1 Шкала академических оценок освоения дисциплины (модуля) 13
7.2 Система оценки достижений обучающегося по дисциплине (модулю) 14
7.3 Система оценки компетенций или их элементов, сформированных у обучающихся в ходе освоения дисциплины (модуля) 15
8 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся 18
9 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) 20
9.1 Основная литература. 20
9.2 Дополнительная литература. 20
|
|
9.3 Периодические издания. 20
9.4 Интернет ресурсы.. 20
9.5 Методические указания к лабораторным занятиям.. 20
9.6 Методические указания к практическим занятиям.. 20
9.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы 20
1 Цели и задачи освоения учебной дисциплины (модуля)
Целью освоения дисциплины "Гражданское право" является обеспечение комплексной и качественной подготовки квалифицированных, конкурентоспособных специалистов в сфере регулирования имущественных и личных неимущественных общественных отношений на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта Высшего Профессионального Образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция для развития у студентов личностных качеств, а также формирования общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Задачами рабочей программы являются подготовка нового поколения выпускников в области Юриспруденции:
Задачами дисциплины являются:
- обеспечение формирования у студентов системы знаний по дисциплине «Гражданское право»;
- выработка у студентов умения анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие имущественные и неимущественные правоотношения;
- помощь студентам в усвоении основных правовых понятий и терминов теории гражданского права;
- обучение навыкам анализа судебной практики;
- требования к уровню освоения содержания дисциплины.
2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ООП ВО
2.1 Дисциплина Гражданское право относится к базовой части учебного цикла – Б 02 Профессионального цикла.
Гражданское право занимает особое место в профессиональной подготовке юристов. Его связь с другими юридическими дисциплинами обусловлена особенностями российского гражданского права как одной из ведущих отраслей российского права.
Гражданское право, как самостоятельная дисциплина, непосредственно соприкасается и взаимодействует одновременно со всеми отраслями российского права. Одна из функций гражданского права – определение экономических и хозяйственно-значимых целей для граждан, государства и общества в целом.
Для изучения данной дисциплины студентам достаточно среднего образования, а также изучения следующих дисциплин профессионального цикла: Теория государства и права, Конституционное право, История отечественного государства и права, Формирование и деятельность институтов непосредственной и представительной демократии. Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины Гражданское право необходимы обучаемым для последующего усвоения учебного материала дисциплины «Право интеллектуальной собственности»,»Предпринимательское право», «Жилищное право», Гражданский процесс», «Арбитражный процесс».
3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки:
- общекультурных компетенций (ОК):
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- профессиональных компетенций (ПК):
в правоприменительной деятельности:
- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
|
|
- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
в экспертно-консультационной деятельности:
- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);
- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
1. сущность и содержание:
- основных понятий и категорий – имущество, имущественные и личные неимущественные отношения, предпринимательская деятельность, гражданин, юридическое лицо, принципы гражданского права, источники гражданского права, метод диспозитивности, сделка, договор, собственность, обязательство, наследование, результаты интеллектуальной деятельности;
- институтов в гражданском праве – лица (физические, юридические), объекты гражданского права, сделки, собственность и иные вещные права, гражданско-правовые обязательства, Гражданско-правовые договоры, имущественные договоры по передаче вещей, договоры по выполнению работ, договоры по оказанию услуг, односторонние обязательства, обязательства из возмещения вреда, наследственное право, право на результаты интеллектуальной деятельности;
- элементов гражданских правоотношения: субъектов гражданских правоотношений, объектов гражданских правоотношений, содержания гражданских правоотношений; оснований возникновения гражданских правоотношения;
- признаков субъектов гражданских правоотношений (ПК-2)
|
|
2. юридическое отражение и обеспечение в российском гражданском законодательстве основных положений экономической науки по вопросу о роли государства в экономике, а также вопросам функционирования рыночной экономики (ПК-6);
3. принципы и методы деятельности государства в рыночных экономических отношениях, средства правового регулирования и реализации права в сфере предпринимательской и иной имущественной и неимущественной деятельности (ПК-5);
4. роль государства и права в согласовании имущественных и неимущественных интересов общества (ПК-6);
5. закономерности взаимосвязей между ролью государства и права в экономике и политической системой общества (ПК-5);
6. основные исторические этапы, закономерности и особенности становления гражданского права России, а также зарубежных стран (ОК-8);
7. особенности конституционного строя и правового положения граждан и юридических лиц (ОК-9);
8. особенности правового обеспечения российских рынков – товарного, валютного, фондового (ОК-9).
Уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями в сфере регулирования гражданско-правовой деятельности (ОК-4);
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними гражданские правоотношения (ПК-6);
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы гражданского законодательства (ПК-15);
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов в сфере гражданско-правовой деятельности (ПК-14);
- предоставлять юридические заключения и консультации по вопросам гражданско-правовой деятельности (ПК-16);
- правильно составлять и оформлять юридические документы в сфере осуществления гражданско-правовой деятельности (ПК-7);
8. осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений в сфере осуществления гражданско-правовой деятельности (ПК-11).
Владеть:
1. юридической терминологией в сфере осуществления гражданско-правовой деятельности (ОК-4);
2. навыками работы с правовыми актами в сфере гражданско-правовой деятельности (ПК-2);
3. анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм гражданского права и гражданских правоотношений, являющихся объектами профессиональной деятельности (ПК-6);
4. анализа хозяйственной практики в области гражданско-правовой деятельности (ПК-15).
4 Содержание и структура учебной дисциплины (модуля)
Содержание разделов учебной дисциплины (модуля)
Третий семестр: