Изменение в системе государственного управления

С 1958 года Н.С. Хрущев стал совмещать два поста первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. В середине 50 годов начинается период получивший название оттепели. В теоретических разработках этого времени, в выводах партийных съездов говорилось о том, что социализм в нашей стране одержал полную и окончательную победу. Начался период развернутого строительства коммунизма. В октябре 1961 года состоялся XXII съезд КПСС принявший новую программу партии по строительству коммунизма в нашей стране, рассчитанную на 20 лет, предполагалось к 1980 году построить в нашей стране новое коммунистическое общество. Наша страна стала характеризоваться как социалистическое общенародное государство. В программе партии говорилось о необходимости превращения нашего государства в бесклассовое общество, о ликвидации существенных сельскохозяйственным и промышленным трудом, интеллектуальным и физическим трудом, созданием единой общенародной собственности, развитии широкого самоуправления трудящихся, гуманизации общественных отношений. В принятом XXII съездом КПСС моральном кодексе строителя коммунизма большое место уделялось воспитанию высоких нравственных качеств советского человека, человека коммунистического будущего. В правосознании определенной части советского общества появилась вера в возможность воплощения в жизнь этой идеи. Однако постепенно эта убежденность стала угасать из целого ряда объективных и субъективных факторов. И по мере дальнейшего развития советского общества стала ясной утопичность этих задач.

В сфере организации судов повысилась роль Верховных судов союзных республик. Повысилась активность депутатов районных, городских, областных, краевых, республиканских советов. Их деятельность стала характеризоваться большей открытостью. Расширяются права местных советов, укрепляется их связь с населением. Происходят изменения и в правоохранительных органах. В октябре 1956 года управления МВД и управления милиции были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполкомов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. А органы милиции были преобразованы в отделы исполкомов районных, городских и поселковых советов депутатов трудящихся. Возникают и получают свое развитие добровольные народные дружины по охране общественного порядка, комсомольские оперативные отряды. В марте 1959 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимают постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Это постановление сыграло определенную роль в охране общественного порядка. В 1960 году было ликвидировано Министерство внутренних дел СССР, а в республиках созданы министерства охраны общественного порядка (МООП). В 1956 году были упразднены Министерства юстиции СССР, союзных республик. А функции упраздненных министерств были переданы Верховному суду СССР, Верховным судам союзных и автономных республик, краевым и областным судам. В мае 1955 года принимается Положение о прокурорском надзоре СССР. В соответствии с Положением высший надзор за исполнением законов в стране возлагался на Генерального прокурора СССР. В Положении подчеркивалось, что органы Прокуратуры СССР составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором при подчинении нижестоящих прокуроров вышестоящим. Были сокращены надзорные функции Верховного суда СССР, а полномочия Верховных судов союзных республик расширены. Анализируя полномочия Верховного суда СССР необходимо отметить, что ему принадлежало право законодательной инициативы, право входить в Президиум Верховного Совета СССР с представлениями по вопросам толкования законов СССР и вопросам подлежащим разрешению в законодательном порядке. В составе Верховного суда СССР были: Пленум Верховного суда СССР, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Военная коллегия. Состав Верховного суда был следующий: Председатель Верховного суда, его заместители, члены Верховного суда и народные заседатели, избиравшиеся Верховным Советом СССР, председатели Верховных судов союзных республик. В 1958 году система участковых судов была заменена единым народным судом города или района, а срок полномочий судей увеличился с 3 до 5 лет. Народные заседатели избирались на собраниях рабочих, служащих по месту их работы. Была предусмотрена подотчетность народных судей перед избирателями.

 

Развитие права

В декабре 1961 года Верховным Советом СССР были утверждены Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик. В них были сформулированы важнейшие положения отражающие систему имущественных отношений. В документе закреплялась государственная, колхозно-кооперативная собственность общественных организаций. Советское государство является собственником всего государственного имущества, а за государственными предприятиями закреплялась определенная часть имущества, находившееся в оперативном управлении. Новеллой советского законодательства являлась классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, форм защиты гражданских прав. Получило дальнейшее развитие обязательственное право. В нем ведущее место занимали нормы, регулирующие договоры между государственными и общественными организациями. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года регулировали имущественные отношения в социалистическом обществе. В 1964 году на базе этого законодательства принимаются гражданские кодексы союзных республик. Принимаются меры по улучшению материального положения населения страны. В 1964 году в среднем на 21 % повышается заработная плата работников ряда отраслей в том числе просвещения, здравоохранения, торговли, общественного питания. Продолжается работа по переходу на сокращенный рабочий день. Для несовершеннолетних 16-18 лет устанавливается 6-часовой рабочий день. Продолжительность отпуска по беременности и родам увеличена с 77 до 112 календарных дней. Начался перевод рабочих и служащих на 7 часовой рабочий день. Было утверждено в 1957 году Президиумом Верховного Совета СССР новое положение о порядке рассмотрения трудовых споров. Создавались специальные комиссии по трудовым спорам, являвшиеся первичным органом по рассмотрению трудовых споров между рабочими, служащими с одной стороны и администрацией с другой. 14 июля 1956 года был принят Закон о государственных пенсиях, в соответствии с которым право на пенсию получали граждане по старости, в случае потери кормильца. В том случае, если граждане имели право на различные пенсии, то по выбору получали одну пенсию. Пенсии не подлежали обложению налогами. Пенсии по старости назначались мужчинам при достижении возраста 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам – по достижению 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. В результате введения в действие этого закона средний размер пенсии увеличился на 50-60%, а пенсии по старости увеличились на 90%. Произошли изменения и в колхозном праве. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР в марте 1956 года колхозникам было предоставлено право дополнять и изменять определенные положения Примерного устава сельскохозяйственной артели 1935 года с учетом местных условий. Колхозы получили право определять размеры приусадебных участков, количество скота, находившегося в личной собственности, а также устанавливать обязательный минимум трудодней. Расширяются и права колхозов в области планирования. В марте 1956 года вводится ежемесячное авансирование колхозников, как правило в форме денежной оплаты. В марте 1958 года Верховный Совет СССР принимает закон о реорганизации МТС, так как сложилась точка зрения, что они свое назначение выполнили., колхозы экономически окрепли и имели свои квалифицированные кадры. В 1960 году был принят Закон «Об охране природы в РСФСР». В этом законе забота о природе объявлялась всенародным делом.

В 1958 году были приняты основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В новом законе определены какие деяния являются преступлениями и установлены соответствующие санкции. Анализируя закон необходимо отметить определенную демократизацию, смягчалась уголовная ответственность за деяния не представляющие большой опасности для общества и государства. В тоже время были усилены санкции за некоторые наиболее тяжкие преступления, а также предусматривалось усиление наказания для рецидивистов. Особое снимание уделялось индивидуализации наказания в зависимости от степени вины лица, совершившего преступление. Отменялся институт аналогии. Преступным признавалось общественно-опасное деяние, прямо предусмотренное уголовным законом, который действовал на момент совершения преступления. Обратную силу имел закон, устранявший или смягчавший наказуемость данного деяния. Закон же, который устанавливал наказуемость деяния или усиливающий наказание обратной силы не имел. Перечислялись виды наказания от общественного порицания и до лишения свободы и ссылки. Смертная казнь как исключительная мера наказания могла применяться лишь при совершении таких тягчайших преступлений, как измена Родине, шпионаж, диверсия, террористический акт, бандитизм. Была отменена такая мера наказания как лишение избирательных прав. Был повышен минимальный возраст наступления уголовной ответственности с 14 до 16 лет. Был установлен максимальный срок лишения свободы – 10 лет, а за особо тяжкие преступления – 15 лет. Условно – досрочное освобождение могло применяться к тем осужденным, которые примерным трудом и добросовестным отношением к труду доказали свое исправление и фактически отбыли не менее половины срока наказания. К осужденным за тяжкие преступления условно – досрочное освобождение могло применяться только, если они фактически отбыли не менее 2/3 срока наказания. По отношению к особо опасным рецидивистам эта мера не применялась вообще. Основы уголовного законодательства стали базой для разработки уголовных кодексов союзных республик. В октябре 1960 года был принят Уголовный кодекс РСФСР, а затем в других союзных республиках. В 1958 году были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР. Основы были построены на следующих принципах: недопустимость привлечения к уголовной ответственности иначе и на основаниях и в порядке предусмотренном Законом; равенства граждан перед судом и законом, коллегиальность рассмотрения дел в суде, независимость судей и подчинения их только Закону, гласность судебного разбирательства, ведения судопроизводства на языке союзной или автономной республики, обеспечение обвиняемому права на защиту. Основы определили полномочия суда и следствия в уголовном судопроизводстве. Производство предварительного расследования проводили следователи прокуратуры, а по некоторым тяжким государственным преступлениям его проводили следователи органов государственной безопасности. А в 1963 году это право было предоставлено органам внутренних дел, они также осуществляли дознание по некоторым видам преступлений. Был введен институт общественных обвинителей и общественных защитников.

В декабре 1961 года были утверждены Основы гражданского судопроизводства СССР и союзных республик. В этом документе была заложена юридическая база для единообразного решения коренных вопросов гражданского судопроизводства, закреплены основные права и обязанности участников гражданского процесса. Были определены задачи гражданского судопроизводства. В 1964 году были приняты новые гражданско-процессуальные кодексы союзных республик.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: