Законодательное регулирование агитационной деятельности в информационной сети

В Федеральном Законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитация в сети Интернет рассматривается как один из «иных, не запрещенных законом» методов предвыборной агитации, что не учитывает особенности создания и распространения данного типа информации. Российскому законодателю, с учетом уже имеющегося в ряде стран опыта правового регулирования отношений в Сети, важно предпринять своевременные и продуманные шаги в этом направлении на уровне национального законодательства.

Предвыборная агитация в сети Интернет может рассматриваться также как размещение агитационных материалов в сетевых изданиях, либо как способ выпуска и распространения аудиовизуальных и других агитационных материалов.

В Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав были закреплены также некоторые иные нормы, которые можно отнести к правовым основам в сфере Интернет-агитации. А именно, устанавливается, что в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается размещениев информационно-телекоммуникационных сетях, в которые входит Интернет, результатов каких-либо исследований, связанных с проводимыми выборами. Однако на практике это положение часто нарушается и из-за недостаточного контроля за информационными ресурсами некоторые сведения, имеющие агитационный характер, просачиваются в сеть и оказывают влияние на избирателей, оставаясь при этом незафиксированными в качестве нарушений.

Впервые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере предвыборной агитации с использованием сети Интернет, появились в Федеральном законе от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Хотя этот закон имеет специальный характер федеральных выборов[11], его принятие сыграло важную роль в избирательном праве. Вплоть до 2016 года подобные нормы не были включены в Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав.

Также некоторые положения по рассматриваемой теме были приняты на уровне Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Например, на заседании ЦИК России 29 июля 2015 г был одобрен «Справочно-методический материал по некоторым вопросам использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для информационного обеспечения выборов». Текст проекта, размещенного на Интернет-сайте ЦИК России, содержал ряд норм, связанных с порядком контроля со стороны избирательных органов за распространением предвыборной агитации в сети «Интернет». Например, зафиксировать нарушения правил агитационной деятельности в сети «Интернет» можно с помощью распечатки скриншота и ее заверения или путем изготовления электронной копии сайта, содержащего нарушение. Этот проект был подвергнут серьезной критике, в том числе и со стороны занимавшего в то время пост председателя ЦИК В. Е. Чурова. Однако несмотря на это, он был одобрен, но не в первоначальном варианте. Справочно-методический материал ЦИК в любом случае имеет лишь рекомендательный характер.

Наконец, с принятием Федерального закона от 9 марта 2016 г. № 66-ФЗ нормы избирательного права в сфере предвыборной агитации, касающиеся сети Интернет, были внесены в Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и были распространены на все виды выборов.


 

Глава 4. Ответственность за нарушение правил агитационной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: