Административная ответственность за незаконные действия в области агитационной деятельности

Административная ответственность является основным видом ответственности, применяемой к нарушителям правил проведения предвыборной агитации в рамках избирательной кампании. Она предусмотрена в КоАП РФ. Особое внимание следует уделить ст. 5.12, предусматривающей ответственность за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах. Так, за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации об их тираже, дате выпуска, об оплате иных сведений, предусмотренных законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.[12] Небольшой размер этих взысканий зачастую на практике не останавливает лиц, проводящих агитацию, от перечисленных нарушений.

Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей[13]. Данное положение предусматривает еще более незначительные санкции за нарушения правил предвыборной агитации и, следовательно, не может гарантировать соблюдение этих правил. Необходимо уделить внимание статье 5.10 КоАП, устанавливающей ответственность за проведение предвыборной агитации с нарушением сроков агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо места, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах.

Правоохранительные и иные органы обязаны пресекать противоправную агитационную деятельность, предотвращать изготовление подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах. Но в качестве санкций в большинстве случаев предусматривается штраф без изъятия незаконных агитационных материалов.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на сегодняшний день предвыборная агитация в Российской Федерации — это деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).Российская Федерация — государство с демократической формой правления. Каждый волен выбирать модель своего поведения самостоятельно, главное, чтобы она не выходила за рамки, установленные законом. Добровольное участие в выборах, как и добровольный отказ, — в одинаковой степени правомерные формы поведения граждан на выборах. В Российской Федерации не запрещена, к примеру, пропаганда монархических и тому подобных идей, исключающих демократические формы волеизъявления. Отсутствуют также санкции за призывы не участвовать в выборах и не голосовать. Таким образом, ничто не препятствует введению в законодательное определение предвыборной агитации в качестве цели побуждения избирателей не участвовать в выборах. Совсем иначе стоит вопрос о применяемых в ходе агитации методах. Если граждане принуждаются к каким-либо действиям, чем ущемляется их право на свободу выбора, подразумеваемое Конституцией, то такие действия однозначно должны быть признаны противозаконными вне зависимости от того, побуждают ли они участвовать в выборах и голосовать или наоборот.

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является базовым законом российской избирательной системы. Он является наиболее общим и полным и дополняется другими правовыми актами.

Законодательное регулирование предвыборной агитации далеко не совершенно. На практике агитационная деятельность зачастую осуществляется совершенно не так, как установлено законодателем. Причем в разных регионах стадия предвыборной агитации может проходить совсем по-разному. Ее характер во многом зависит от правовой культуры населения данной местности, которая сильно различается в западных и восточных областях страны. Даже само понятие предвыборной агитациив разных местностях может толковаться различно, что показывает нечеткость его формулировки в законодательстве.

Сложившаяся широкая судебная практика по делам, связанным с выборами в органы власти всех уровней нуждается в обобщении в каком-либо одном судебном акте. Центральная избирательная комиссия также обладает на настоящий момент достаточным фактическим материалом для издания нормативного акта, обобщающего практику применения норм, связанных с понятием предвыборной агитации, для достижения единообразия в его понимании и применении.

Предвыборная агитация необходимая стадия избирательного процесса. Качественная агитационная работа, не противоречащая законодательству, может значительно повысить чьи-либо шансы на победу в избирательной кампании.

 

 


 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

2. Уголовный кодекс Российской Федерации

3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

4. Федеральный закон «О средствах массовой информации»

5. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

6. «Выборы в мире. Агитация в сети Интернет» И.Б. Борисов, А.Г. Головин, А.В. Игнатов

7. Авакьян С.А. «Конституционное право» 2 том

8. Справочно-правовая система Консультант Плюс

9. Справочно-правовая система Гарант

 


[1]Ст.48 федерального закона 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» -далее 67-ФЗ

[2]С.А. Авакьян «Конституционное право России» том2

[3] П.3 ст.49 67-ФЗ

[4] Ст.2 Федерального Закона «О средствах массовой информации»

[5] П.4 ст.51 67-ФЗ

[6]Авакьян «Конституционное право России»

[7]п.3.ст.54 67-ФЗ

[8]п.8 ст. 54 67-ФЗ

[9]п.4 ст. 49 67- ФЗ

[10] «Выборы в мире. Агитация в сети Интернет» И.Б. Борисов, А.Г. Головин, А.В. Игнатов

[11]Выборы в мире. Агитация в сети Интернет» И.Б. Борисов, А.Г. Головин, А.В. Игнатов

[12] Ч.1 ст.5.12 КоАП РФ

[13]ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: