Число ступеней коробки передач зависит от типа, удельной мощности и предполагаемых условий эксплуатации.
Для автомобилей-тягачей и полноприводных автомобилей распространены пяти- шести- ступенчатые коробки передач в сочетании с двух - трехступенчатой дополнительной коробкой.
Передаточное число iK1первой передачи определяется из условия обеспечения возможности движения по дороге с заданным коэффициентом сцепления
и отсутствием буксования

где:
–коэффициент нагрузки ведущих колес (для грузовых автомобилей –
, для полноприводных
);
– коэффициент сцепления ведущих колес с дорогой (проверку ведут на сухом шоссе в хорошем состоянии
;
Мкмах – максимальный крутящий момент двигателя, Н*м.

Нужно подобрать передаточные числа промежуточных передач.


Где n- число передач;
-передаточное число на высшей передаче.
=1,29
У большинства выпускаемых в настоящее время автомобилей передаточные числа высших передач сближены на 5... 15%, по сравнению со значениями, полученными по геометрической прогрессии, а соотношение между низшими передачами на 5... 15 % больше. У пятиступенчатых коробок перемены передач «сближены» четвертая и пятая передачи и «раздвинуты» вторая с первой и третья со второй.
У коробок передач, имеющих повышающую передачу, передаточное число последней из конструктивных соображений выбирается в пределах 0,6…0,8. Это передаточное число иногда не входит в геометрический ряд и в формуле высшей передачей следует считать следующую за повышающей. Обычно эта передача делается прямой
.




Таким образом, передаточные числа главной передачи и коробки передач имеют следующие значения: главная передача –6,59; первая передача –2,8; вторая передача –2,17; третья передача –1,68; четвертая передача – 1,3; пятая передача –1.
Определяем передаточные числа трансмиссии iтр = iк·i0, а затем и скорость движения автомобиля на разных передачах при заданной частоте вращения коленчатого вала двигателя по формуле (12).






Значения Vх заносим в таблицу (2), по данным которой строим характеристику двигателя и автомобиля.
Таблица 2 – Данные для построения скоростной характеристики автомобиля
| ne | V1 | V2 | V3 | V4 | V5 |
| 11,33 | 14,63 | 18,90 | 24,41 | 31,73 | |
| 12,95 | 16,72 | 21,60 | 27,90 | 36,26 | |
| 14,57 | 18,81 | 24,30 | 31,38 | 40,80 | |
| 16,19 | 20,90 | 27,00 | 34,87 | 45,33 | |
| 17,81 | 22,99 | 29,71 | 38,36 | 49,86 | |
| 19,43 | 25,08 | 32,41 | 41,84 | 54,40 | |
| 21,05 | 27,17 | 35,11 | 45,33 | 58,93 | |
| 22,66 | 29,26 | 37,81 | 48,82 | 63,46 | |
| 24,28 | 31,35 | 40,51 | 52,30 | 67,99 | |
| 25,90 | 33,44 | 43,21 | 55,79 | 72,53 | |
| 27,52 | 35,53 | 45,91 | 59,28 | 77,06 | |
| 29,14 | 37,62 | 48,61 | 62,76 | 81,59 | |
| 30,76 | 39,71 | 51,31 | 66,25 | 86,13 | |
| 32,38 | 41,80 | 54,01 | 69,74 | 90,66 | |
| 34,00 | 43,89 | 56,71 | 73,23 | 95,19 |
Рисунок 3.1 – Скоростная характеристика автомобиля