Теоретико-методологические положения теории подражания Г. Тарда

Краткая биографическая справка. Основные работы.

Ключевые категории: социальное взаимодействие, подражание, законы подражания, типы подражания, противоположение, приспособление, имитация, изобретение, социальный прогресс, толпа, публика, мода.

Методология исследования: психологический анализ общества на основе действия психологического механизма подражания, заложенного в природе человека. Методы исследования: позитивные методы, статистический метод, историко-архивный метод для анализа исторических документов с целью изучения периодов и сферы распространения открытий и образцов, причинно-следственный анализ; методы эмпирической социологии: эмпирические индикаторы, квантификация показателей, верификация сделанных обобщений.

Понятие социальности. Подражание – элементарный факт социальной жизни. Предмет социологии: психологические законы подражания. Многообразные виды подражания. Значение трех типов подражания: взаимное подражание, подражание обычаям и образцам, обдуманное подражание (идеалу) Законы подражания. Подражание (повторение). Противоположение. Приспособление (адаптация). Логические законы подражания. Условия распространения инноваций. Внелогические законы подражания. Индивид - источник социальности. Значение творческой личности. Общество – продукт взаимодействия индивидуальных сознаний на основе согласия умов и желаний, достигаемого внушением и подражанием. Социальный прогресс как результат взаимодействия изобретения (открытий) и подражания во всех социальных явлениях: в языке, религии, политике, праве, промышленности, искусстве. Изобретение как способ адаптации и приспособления человека к изменяющейся социальной среде. Условия для открытия и его внедрения. Творческая личность и новое знание – источник прогресса. Механизмы подражания: мода, обычаи. Процесс взаимодействия открытия и подражания: от дифференциации > к однородности > к дифференциации. Механизмы распространения социального сходства: торговые отношения, военные столкновения, врожденная леность. Объекты подражаний: образцы, личности, классы, общества. Преемственность традиций – основа прогресса, развития нации. Толпа и публика: отличительные признаки. Поведение личности в толпе и публике.

Задачи социологии: упорядочивание социальных фактов и приведение их в систему, выявление повторяемости социальных явлений и закономерностей, связей в хаосе общественных отношений. Изучение законов подражания. Изучение социального взаимодействия на основе субъективно-психологических свойств индивида, опираясь на статистические и историко-архивные данные. Значение творчества Г. Тарда для развития психологической парадигмы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: