Тема 4. Психологический эволюционизм и инстинктивизм в психологической парадигме

Исторические условия появления в США на рубеже Х1Х – ХХ веков психологического эволюционизма. Его сущность. Основные представители: Лестер Уорд (1841-1913). Ключевые понятия. Психологический эволюционизм, коллективный телезис. Социальность как результат желаний и социокультурных потребностей человека. Методология психологического эволюционизма.

Общество развивается согласно законам эволюции: от простого к сложному, от хаоса к порядку. Закон социального развития – борьба за организацию. Роль государства в развитии общества. Значение всеобщего образования. Роль любви Гендерные отношения. Труд и обман как инструменты удовлетворения первичных желаний человека.

Предмет социологии - изучение генезиса и телезиса – осознанного, целенаправленного воздействия человека на общественное развитие.

Общество как результат стихийного развития сил, бессознательной эволюции (генезис), так и следствие осознанных целенаправленных действий человека (телезис). В основе развития общества лежат психологические законы. Отличие социальной жизни от природных процессов. Социальная эволюция и ее развитие под действием эволюционных и психических законов. Движущая сила эволюции - стремление (тоска) человека по счастью. Понятие счастья человека как свободного развития своей индивидуальности. Это должно быть также и наивысшим нравственным идеалом». Двойственная природа человека: социальная и биологическая.

Ф. Гиддингс (1855-1931).

Ключевые категории: социальность, социальный разум, сознание рода, социальная структура, классы (первичные), классы (вторичные), социальный класс, несоциальный класс, псевдосоциальный класс, антисоциальный класс. Методология психологического эволюционизма. Методы анализа. Предмет социологии - изучение объективных процессов эволюции общества и сознательной деятельности людей, коллективного сознания рода. Понятие социальности, имеющее естественное, психологическое происхождение. Сознание рода как психическое свойство человека. Микро- и макроидентичность как высшая ступень сознания рода. Сознание рода и его функции в обществе. Общество психическое по своей природе, создается сознательными усилиями индивидов. Человек – общественное существо благодаря сознанию рода. Взаимодействие человека и общества как проблема соотношения общественного и индивидуального сознания. Социальная структура общества. Жизненные классы. Классы личностей. Социальные классы и их функции. Социальный класс. Несоциальный класс. Псевдосоциальный класс. Антисоциальный класс.

А. Смолл (1854-1926).

Ключевые категории: интересы, конфликт интересов, социальные институты на основе интересов, группы по интересам, этноцентризм, Мы-группа, Они-группа. Методология исследования основана на принципах психологического эволюционизма. Предмет социологии– интересы, как необходимые элементы человеческого действия. Социальная жизнь - результат взаимодействия интересов людей. Классификация интересов по группам: здоровье, благосостояние, общение, познание, красота, справедливость. Интересы как основа образования социальных групп, институтов и социальных конфликтов. Социальный конфликт как конфликт интересов. Задача социологии - давать практические советы по совершенствованию социальных институтов, по гармонизации социальных структур и отношений в обществе.

У. Самнер (1840-1910).

Ключевые категории. Группы по интересам. Социальные институты на основе интересов. Институты самоподдержания общества. Институты брака и семьи. Институты самоутверждения. Институт религии связан с инстинктом страха. Концепция норм социального поведения. Понятия: «Мы-группа», «Они-группа». «Этноцентризм». Нравы и обычаи - первичный фактор развития общества. Общество состоит из конкурирующих групп. Конкуренция за выживание в социальном пространстве между группами и индивидами – это особенность социального организма. Законы противостояния групп МЫ – ОНИ. Задачи социологии охватывают две сферы анализа социальных процессов – эволюционных (биологических) и психологических, субъективных. Значение психологического эволюционизма в теоретической разработке проблемы социального взаимодействия, получившей затем развитие в рамках интерпретативной парадигмы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: