Раздел 3. Психологическая парадигма (ПП)

 

Тема 1. Понятие психологической парадигмы. Общая характеристика.

Исторические условия появления психологического направления в социологии на рубеже двух веков XIX и XX. Гносеологические причины. Достижения в психиатрии и в психологической науке. Методологический кризис в социологии. Неспособность натуралистической методологии учитывать роль человека и его воздействие на общественные процессы. Психологический редукционизм в социологии. Суть психологического подхода в социологии. Основные направления и теории психологической парадигмы.. Теория нелогического действия Вильфредо Парето (1848-1923). Теория подражания Габриеля Тарда (1843-1904).Теория психологии масс (толпы) Гюстава Лебона (1841-1931). Психологический эволюционизм. Лестера Уорда (1841-1913), Франклина Гиддингса (1855-1931). Групповая психология. Уильямаа Грэм Самнера (1840-1910). Психологическая теория Зигмунда Фрейда (1856-1939). Гуманистический психоанализ Эриха Фромма (1900-1980)

Ключевые категории и основные понятия психологической парадигмы в социологии. Психология толпы, публика, коллективная душа; закон духовного единства толпы; подражание, законы подражания, типы подражания; противоположение, приспособление, изобретение, имитация, мода; психологический эволюционизм, социальная структура, сознание рода, классы первичные и вторичные, социальные классы, несоциальный класс, псевдосоциальный класс, антисоциальный класс; Мы-группа, Они-группа, инстинктивизм: социальные установки, инстинкты, импульсы, стремления; желания, чувства, эмоции, страсти, интересы, социокультурные потребности.

Объект исследования. Социальное поведение, социальные действия, социальные взаимодействия и социальные процессы: индивида, социальной группы, толпы, публики, народа.

Предмет исследования: психика отдельного индивида как продукта общества, ее воздействие на социальное поведения индивида; психология групп (рода, семьи, общины, кооперации, этнической группы), психология толпы, специфические формы коллективного сознания (обычаи, нравы, традиции), выявление законов коллективной психики и их влияния на общественные явления и процессы; общественная психология (народа, толпы), общественное мнение, коллективное сознание, сознание рода. Человек как чувствующее, иррациональное существо. Социальная реальность как продукт взаимодействия с другими на основе психических свойств. Формы Особенности рассмотрения общества на основе социально-психологического подхода (по сравнению с биолого-эволюционистским).

Задачи социологии: выявлять и анализировать психосознательные и бессознательные факторы социального поведения человека: инстинкты, потребности, интересы, желания, чувства, установки, интеллект. Исследовать групповую психологию и социальное поведение больших групп людей (толпы, публики). Исследовать социальные процессы с позиции общественной психологии. Объяснять возникновение, рост, строение и деятельность общества действием как объективных, так и психологических причин.

Значение психологической парадигмы: вклад в развитие теоретико-методологических подходов и методов изучения человеческого поведения внутреннего мира человека и его роли в развитии общественной жизни. Создание предпосылок для возникновения интерпретативной парадигмы, дальнейшего развития различных отраслей социологического знания, возникновения и развития других наук; обогатила социологию новыми исследовательскими методами. Ограниченность психологического редукционизма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: