Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Раздел 3. Психологическая парадигма (ПП)




 

Тема 1. Понятие психологической парадигмы. Общая характеристика.

Исторические условия появления психологического направления в социологии на рубеже двух веков XIX и XX. Гносеологические причины. Достижения в психиатрии и в психологической науке. Методологический кризис в социологии. Неспособность натуралистической методологии учитывать роль человека и его воздействие на общественные процессы. Психологический редукционизм в социологии. Суть психологического подхода в социологии. Основные направления и теории психологической парадигмы.. Теория нелогического действия Вильфредо Парето (1848-1923). Теория подражания Габриеля Тарда (1843-1904).Теория психологии масс (толпы) Гюстава Лебона (1841-1931). Психологический эволюционизм. Лестера Уорда (1841-1913), Франклина Гиддингса (1855-1931). Групповая психология. Уильямаа Грэм Самнера (1840-1910). Психологическая теория Зигмунда Фрейда (1856-1939). Гуманистический психоанализ Эриха Фромма (1900-1980)

Ключевые категории и основные понятия психологической парадигмы в социологии. Психология толпы, публика, коллективная душа; закон духовного единства толпы; подражание, законы подражания, типы подражания; противоположение, приспособление, изобретение, имитация, мода; психологический эволюционизм, социальная структура, сознание рода, классы первичные и вторичные, социальные классы, несоциальный класс, псевдосоциальный класс, антисоциальный класс; Мы-группа, Они-группа, инстинктивизм: социальные установки, инстинкты, импульсы, стремления; желания, чувства, эмоции, страсти, интересы, социокультурные потребности.

Объект исследования. Социальное поведение, социальные действия, социальные взаимодействия и социальные процессы: индивида, социальной группы, толпы, публики, народа.

Предмет исследования: психика отдельного индивида как продукта общества, ее воздействие на социальное поведения индивида; психология групп (рода, семьи, общины, кооперации, этнической группы), психология толпы, специфические формы коллективного сознания (обычаи, нравы, традиции), выявление законов коллективной психики и их влияния на общественные явления и процессы; общественная психология (народа, толпы), общественное мнение, коллективное сознание, сознание рода. Человек как чувствующее, иррациональное существо. Социальная реальность как продукт взаимодействия с другими на основе психических свойств. Формы Особенности рассмотрения общества на основе социально-психологического подхода (по сравнению с биолого-эволюционистским).

Задачи социологии: выявлять и анализировать психосознательные и бессознательные факторы социального поведения человека: инстинкты, потребности, интересы, желания, чувства, установки, интеллект. Исследовать групповую психологию и социальное поведение больших групп людей (толпы, публики). Исследовать социальные процессы с позиции общественной психологии. Объяснять возникновение, рост, строение и деятельность общества действием как объективных, так и психологических причин.

Значение психологической парадигмы: вклад в развитие теоретико-методологических подходов и методов изучения человеческого поведения внутреннего мира человека и его роли в развитии общественной жизни. Создание предпосылок для возникновения интерпретативной парадигмы, дальнейшего развития различных отраслей социологического знания, возникновения и развития других наук; обогатила социологию новыми исследовательскими методами. Ограниченность психологического редукционизма.

 





Дата добавления: 2017-11-30; просмотров: 168; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9738 - | 7362 - или читать все...

 

54.172.234.236 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.