Раздел 4. Интерпретативная парадигма (ИП)

Основные представители. М. Вебер, Г. Зиммель, Дж. Мид, А. Щюц, Г. Гарфинкель, И. Гофман, П. Бергер, Т. Лукман.

Тема 1. Общая характеристика интерпретативной парадигмы. Сравнительный анализ СФП и ИП

Хронологические рамки. Основатель парадигмы М. Вебер (начало ХХ в.) и его теория социального действия. Вклад Г. Зиммеля, Дж. Мида, А. Щюца, Э. Гофмана, Г. Гарфинкеля, П. Бергера и Т. Лукмана вплоть до второй половины ХХ века. Зиммель.Теория интеракции. В 30-е годы ХХ в.Дж. Мид. Теория символического интеракционизма. Э. Гофман. Теория драматургического подхода и самопрезентации (60-70 г.г. ХХ века). Феноменология А. Щюца. Социология повседневности. (60-70 г.г. ХХ века). Г. Гарфинкель. Этнометодология. (70-80-е г.г. ХХ века). П. Бергер и Т. Лукман (80-е г.г. ХХ в.). Конструирование социальной реальности.

Объект исследования или определение социальной реальности. В СФП социальная реальность рассматривается на макроуровне. Носит объективный и принудительный характер.

В ИП социальная реальность рассматривается на микроуровне. Ее создают сами индивиды благодаря социальному действию, смыслам и значениям. Социальная реальность осмыслена, отрефлексирована, осознана.

Предмет исследования. В СФП – выявление законов развития общества (Конт, Спенсер и Дюркгейм) или функций и дисфункций, обеспечивающих стабильность общества (Парсонс и Мертон).

В ИП – изучение смыслов и значений, интерпретаций самими субъектами собственных социальных действий.

Ключевые понятия и основные категории. В СФП ключевыми категориями являются общество, структура, целостность, функции, социальные институты, стабильность, равновесие, порядок, прогресс, солидарность, социальный факт, социальный статус, социальные роли, объективность, системность, взаимность, человек как типичная личность, как социальная роль, коллективное сознание, нормы, право.

В ИП ключевые категории – понимающая социология, интерпретативное понимание, социальное действие, субъективные смыслы и значения, интеракция или взаимодействие, рефлексирующий индивид, значимые символы, язык как средство коммуникации, эмпатия (понимание другого), принятие роли другого, биографическая ситуация, повседневная жизнь, жизненный опыт, интерсубъективный мир, «домашняя группа», типические модели поведения.

Методология и методы.

Для ИП характерен субъективистский подход к изучению социальной реальности, основанный на гуманистической методологии. Методом познания выступает понимание и интерпретация личностных смыслов социальных понятий. Для этого используются качественные методы исследования. Язык исследователя максимально приближен к практике повседневного общения. Метод « конструкции конструкций», конверсационный анализ, фоновые практики, самопрезентация, невербальная коммуникация, представление на сцене и за кулисами, рамки или перспективы анализа и т.д


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: