Достоинства и недостатки интерпретативной парадигмы

Достоинства: гуманистическая направленность, т.е. выраженный интерес к изучению конкретных людей, обычного человека; уважительное отношение к повседневной жизни и внутреннему миру человека; интерпретация субъективных значений, смыслов, чувств, которые значительно обогащают знания социальной реальности.

Недостатки: вынесение рассмотрение социальных структур, общества в целом за рамки исследования отдельного человека; игнорирование общества как широкого социального контекста поведения человека на макроуровне; чрезмерный субъективизм интерпретации, обусловленный однонаправленностью анализа.

 

Тема 2. Феноменологическая теория в социологии

Баденская школа. Представители: Г. Риккерт (1863 – 1936), В. Виндельбанд (1848 – 1915).

Вклад в понятие феноменологии: разделение наук на естественные и исторические на основе методов познания. Номотетический и исторический метод или идеографический. Г. Риккерт. Понятие ценности как элемента или метода познания. Феноменологические идеи Гусселя – жизненный мир,феномены, индивид как объект социальной реальности, метод изучения,интуиция, смысл в человеческом поведении.

Представители феноменологической парадигмы в социологии:

А. Щюц, К. Мангейм, П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель

А. Щюц (1899-1959). Социология повседневности.

Объект изучения. Социальная реальность на уровне повседневности. Социальная реальность создается субъектом в повседневности, в быту. Социология повседневности. Жизненный мир. Здравый смысл и его составляющие. Биографический опыт и интерсубъективный опыт.

Предмет феноменологии. Процесс формирования феноменов или здравого смысла: категоризиризация социальной реальности. Инерсубъективный мир. Здравый смысл. Биографическая ситуация. Мотивация – потому, чтобы и мотивация – для того, чтобы.

Методы исследования. Основные правила феноменологии. Требования к социологу как исследователю – феноменологу. Роль «Домашней группы» в выработке смысловых ориентиров социального поведения. Человек одной домашней группы приобретает определенные смысловые ориентиры, которые могут не совпадать со смыслом жизни другой домашней группы, отсюда могут возникать проблемы взаимодействия. «Возвращающийся домой». Приобретение нового жизненного опыта индивида в результате пребывания вне дома. Разрыв пространства и времени, изменение социально-культурной среды обитания. Конфликт непонимания.

Феноменологическая методология Щюца. Задачи методологического анализа.Документальная фиксация представления людей о происходящих событиях. Конструкты 1-го порядка, реальные знания социальной жизни на основе личного опыта и опыта других, интерсубъективный опыт. Изучение контекста социального явления. Роль воспитания в семье и школе, «домашней группы», биографической ситуации в приобщении к интерсубъективному миру.

Проведение теоретического анализа повседневной реальности на основе конструкции конструкций, выделения идеальных типов.

Тема 3. Символический интеракционизм Дж. Мида (1863-1931)

И теория зеркального Я Ч. Кули (1864-1929)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: