Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках ПП

 

Г. Тард.

Утверждал, что социальная жизнь в обществе, все социальные процессы протекают под действием трех основных законов: «Повторение, противоположение, приспособление: таковы, повторяю, три разных ключа, которыми пользуется наука, чтобы проникнуть в тайны вселенной»[31]. Закон приспособления олицетворяет собой процесс адаптации людей к изменениям и инновациям в обществе, который всегда приходит на смену оппозиции, противоборствам, конфликтам.

Интересным же представляется сам процесс подражания – механизма, который заложен в природе человека и служит основой для взаимодействия индивидов, первичной клеточкой социальной жизни: «Никто, во всяком случае, не может оспаривать того, что, поскольку мы живем социальной жизнью, во всей нашей речи, в поступках, в мышлении мы подражаем другим…»[32]. Тард утверждает, что человек наделен естественной, биологической потребностью подражания. Это непреодолимое психическое стремление людей «быть как все». Согласно этим взглядам, можно выдвинуть следующую гипотезу исследования: человек, попавший в новую среду мигрант, начинает подражать членам нового коллектива, за счет чего происходит усвоение им основных ценностей, норм, правил, верований, намерений, убеждений, знаний определенной сущности, которые впоследствии становятсясоциокультурным основанием адаптации к новой среде.

Согласно теории психоанализа Фрейда социальное поведение индивида изучается на основе трех психических составляющих структуры личности: бессознательного, сознательного и предсознательного.

«Оно» изначально иррационально, подчинено принципу удовольствия, для него не существует логических законов мышления. Этот компонент служит источником энергии для личности. «Я» - компонент основанный на принципе реальности, отвечает за осознание окружающего мира. «Я» обретает способность контролировать «Оно»: «Я должно проводить в жизнь намерения Оно, оно выполняет свою задачу, изыскивая обстоятельства, при которых эти намерения могут быть осуществлены наилучшим образом»[33]. Третий компонент личности – «Сверх-Я» – развивается в раннем детстве из системы запретов и приказаний. Основой формирования Сверх-Я является идентификация, т.е. уподобление собственного «Я» чужому родительскому «Я».В результате ранней социализации происходит усвоение базовых основ культуры на предсознательном уровне. Таким образом, в социальных действиях индивида присутствуют три типа конфликтов: между индивидом и социальной средой, между разумными идеями и вожделениями, между моралью и совестью человека. Можно предположить, что процесс адаптации мигрантов к новой социокультурной среде может происходить на основе конфликта культурных ценностей и норм в разных обществах.Тогда можно выйти на такую задачу исследования: узнать, какова культура, приобретенные ценности мигранта, заставляющие действовать его тем или иным образом. Если же мигрант усваивает культурные нормы, он может здраво управлять своими бессознательными влечениями, что тем самым способствует успешному процессу адаптации.

Согласно учению Фрейда, сознательная сторона личности постоянно находится под давлением не только инстинктивных влияний и норм морали, но и от внешней среды. Это приводит к тому, что человеческая личность должна вырабатывать ряд защитных механизмов. Фрейд приводит следующие механизмы: вытеснение, отрицание, регрессия, сублимация, приписывание, проекция и др. Исходя из выявленных защитных механизмов, можно предположить, что мигранты пользуются механизмам вытеснения либо проекции приобретенных ценностных представлений и норм. Но также мигрантов могут быть случаи приверженности к сублимации, о чем свидетельствуют тяга к образованию, приобретению новых профессий..

Э.Фромм. Фромм ставит вопрос о том, что заставляет людей приспосабливаться почти к любым условиям жизни и о границах этой приспособляемости. Отвечая на него, он выделяет социокультурные потребности. Э. Фромм говорит о социальных связях (наряду с потребностью в самоутверждении, самосознании, системе ориентации и привязанности) как о социокультурных потребностях человека, являющихся одной из движущих сил человеческого действия. По Фромму, существует еще одна причина, обусловливающая необходимость принадлежности к обществу: субъективное самопознание. Способность мыслить позволяет человеку осознать себя как индивидуальное существо; сознавая свою отдельность, неизбежность болезней и старости, человек не может не чувствовать свою незначительность в сравнении с окружающим миром. Если человек не имеет возможности отнести себя к какой-либо системе, которая бы направляла его жизнь и придавала ей смысл, его переполняют сомнения, которые в итоге парализуют его способности действовать, то есть жить.

Поведение человека определяется не бессознательными мотивами, а социокультурными потребностями. Фромм установил, что социокультурные потребности формируются под влиянием следующих сторон: 1) под влиянием сфер общества; 2) под влиянием малой группы, межличностных отношений; 3) под действием процесса социализации; 4) под влиянием психических свойств человека и его особенностей. Можно поставить такую исследовательскую задачу: как формируются новые социокультурные потребности мигрантов, какая из сторон оказывает наиболее существенное влияние на характер их адаптации.

Центральным звеном гуманистического психоанализа Э.Фромма является концепция социального характера как совокупности социокультурных установок и норм для подражания, существующих в конкретном обществе, которые, как правило, не осознаются индивидами, но тем не менее детерминируют их поведение в социальной жизни. Определяя социальный характер как «совокупность черт характера, общую для большинства», Э. Фромм подчеркивал, что эта совокупность черт формируется в результате общих для какой-либо группы переживаний и общего образа жизни.

Согласно типам социального характера, определяются и способы адаптации, так как социальный характер является связующим звеном в отношении человека и общества.

Рецептивный тип, то есть пассивный, означает зависимость человека от других, оказывающих ему помощь. Ему свойственна уверенность в том, что все блага, ценности, силы можно почерпнуть только извне, не прибегая к собственным усилиям. Рецептивная личность полностью растворяется в своем владыке.

Второй тип – эксплуататорский – получает желаемое хитростью и силой: «Поскольку они удовлетворяются только вещами, которые могут отнять от других, они склонны переоценивать то, что принадлежит другим, и недооценивать свое собственное»[34].

Жизнь людей стяжательского типа основана на сохранении накопленного, экономии, скупости. Они стараются как можно меньше отдавать другим, как материального, так и духовного. Главное – обладание.

Для рыночного типа, который доминирует в современную эпоху, ориентация задается рынком и рыночными отношениями: «Человек заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром»[35].

Идеалом гуманистической этики является плодотворная ориентация, когда человек свободен от какой-либо силы, он руководствуется разумом и нацелен на творчество. Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. «Человек постигает мир, ментально и эмоционально, при помощи любви и разума»[36]. Можно выдвинуть гипотезу: молодым людям, мигрирующим в Германию, присущ рыночный социальный характер в силу имеющейся у них потребности достижения успеха в обществе. Следовательно, он обладает способностью к чрезвычайной изменчивости и высокой адаптивности, благодаря выработке необходимых для выживания в новых условиях социальных качеств.

По Э. Эриксону адаптация молодого человека к новым условиям существования определяется понятиями «кризис идентичности» и «психосоциальный мораторий»..

Кризис идентичности может затрагивать различные аспекты идентичности;

1. Личностный аспект, отражающий жизненный опыт, организующийся в целостное

Я.

2. Органический аспект, т.е. восприятие непреложной данности физического внешнего облика, задатков и способностей.

3. Групповой аспект, образующийся в результате участия индивида в различных социальных общностях, субъективное существование некоторой коллективной целостности, из которой индивид питает, черпает свой статус.

4. Психосоциальная идентичность, которая дает человеку ощущение значимости своего бытия с точки зрения общества, принятие или непринятие ролей, предлагаемых обществом. Объединяет предыдущие аспекты. Психосоциальная идентичность рождается на каждой стадии жизненного цикла.

5. Экзистенциальная идентичность. Появляется к старости, когда проявляется свойственная человеческой природе религиозность, в результате решения им вопросов, связанных с конечными смыслами жизни.[37]

Психосоциальный мораторий выражается во временной изоляции от общества (внутренней и внешней).Это способ адаптации, когда молодой человек ограничивает свои контакты с обществом, самоизолируется, пытаясь разобраться в себе, ищет субкультурные группы, которые могли бы ему помочь реализоваться, пытается найти себя в своих прошлых идентичностях и адаптировать свое мировоззрение к новым реалиям Молодому человеку необходимо время, чтобы обрести баланс между его внутренними стремлениями и социальным статусом. Это период крушения прошлого мировоззрения и период экспериментов, когда индивид применяет на себя предлагаемые обществом статусы и роли. В это время все воспринимается остро, человек пытается найти себя. В итоге либо формируется идентификация, либо - путаница ролей..

Благодаря теории идентичности Эриксона, можно предположить, что молодые мигранты на первых порах переживают глубокий кризис идентичности, который затрагивает различные аспекты: личностный, групповой, психосоциальный, экзистенциональный, и даже, органический.В качестве исследовательской задачи можно выяснить наличие кризиса идентичности и и его характер у молодых миггрантов. Следует также обратить внимание на то, что «Протекание кризиса идентичности зависит от (прошлого как резервуара сильных идентификаций, приобретенных в детстве и от новых моделей, приобретаемых в юности. Также этот кризис зависит от работающих в обществе ролевых ожиданий, предлагаемых на ранних этапах взрослости. Действительно, каждая последующая стадия взрослости должна делать вклад в сохранение и обновление этих образцов поведения. Тогда социальная составляющая («socio» part) идентичности должна будет отвечать тому сообществу, в котором индивид обретает себя» [38]

Вывод.

В психологической парадигме главный акцент сделан на изучении взаимодействия индивидов под влиянием на их действия психологических факторов: установок, стремлений, желаний, которые порождают саму социальность, а не рационально обдуманных действий.

В рамках дипломного исследования интерес представляет и теория подражания Тарда. Согласно его взглядам, процесс социальной адаптации основывается на механизме подражания, заложенного в природе человека. В процессе адаптации человек перенимает все особенности поведения окружающей его среды. Взгляды, представления, убеждения перенимаются контактирующими сторонами и в силу бессознательности укрепляются в индивиде, что служит основой его деятельности в новой социальной среде.. Задача исследования может быть следующей: оценить характер перенятых особенностей от среды мигрантов и их влияние на процесс адаптации. Негативные убеждения будут свидетельствовать скорее всего о возвращении в на родину. Позитивная сторона подражания может стать основой построения «здоровой» социальной адаптации.

Согласно теории Фромма представляется возможность установить, какая из сторон (малая группа, социализация, сферы общества, психические инстинкты) оказывает наиболее существенное влияние на формирование новых социокультурных потребностей мигрантов, которые оказывают свое влияние на сущность адаптационного процесса. Исходя из типологии социального характера, путем установления ценностных ориентаций мигрантов действовать определенным образом в новой стране, можно определить тот или иной тип социальной адаптации.

2.6. Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках

ОП.

 

Э. Гидденс отмечает, что: «Быть человеческим существом - являться целеустремленным деятелем, который одновременно осознает причины собственной деятельности и способен в случае необходимости детально развить и конкретизировать их» [39] .

Рефлексирующий индивид (агент), по Гидденсу, выступает новой формой социальной адаптации к непредсказуемым условиям современности. Чтобы быть успешным, современный человек в большей степени, чем раньше должен овладевать социальным отношениями для собственной интеграции в общество. Человек должен понимать процессы институализации социальных практик. Современный человек себя изменяет - развивает новые социальные качества в соответствии с потребностями. Чтобы совершать соц.действие человеку необходимо впитывать в себя социальные практики, для правильной рационализации и рефлексии. «Рационализация - причинное выражение того, что целенаправленность действующего основана на знании и знании социального и материального миров, которые образуют среду действующего субъект» [40] . По Гидденсу - рационализация - аспекты, относящиеся к способностям индивида:

1. компетентность, т.е. способность объяснять свои действия и действия других людей (понимать причину, предугадывать результат).

2. способность к прогнозированию непредсказуемых обстоятельств, учет рисков и изменчивых условий.

Для этого человеку необходимы знания. Но кроме знаний нужно развивать и интуицию, использовать компетентные референтные службы и т.д.

Рефлексивный мониторинг деятельности — сознательный анализ собственной деятельности и социальных контекстов, в которых она происходит.

В контексте этнических миграций Гидденс отмечает, что процессы адаптации этноса ведут к трем основным моделям развития этнических отношений, на примере США:

1. ассимиляция, когда мигранты утрачивают свои обычая и полностью адаптируются к новым условиям жизни, перестраивая свое поведение в соответствии с нормами и ценностями общества-реципиента.

2. Плавильный котел - в этом случае традиции мигрантов не растворяются, а соединяются с новыми ценностями, происходит соединение старых и новых обычаев, идет процесс формирования НОВЫХ образцов культуры. Многие считают именно этот путь развития наиболее приемлемым и позитивным.

3. Культурный плюрализм - плюралистичное общество, где за многообразием субкультур остаются равные права. «Культурное разнообразие в равной степени создается в процессе адаптации этнических групп к новому социальному окружению»[41]. Плюралистичному пути отдают предпочтение лидеры этнических меньшинств.

«В обозримом будущем, как это было и в прошлом, наиболее вероятным будет путь, соединяющий все три указанных типа, но с более выраженными плюралистическими тенденциями»[42]. Гидденс отмечает сложный характер адаптации мигрантов, ужесточение социального и политического климата для мигрантов. Также он говорит о депортации этнических меньшинств странам зап.европы, таким образом молодое поколение мигрантов оказывается в тяжелом положении - им приходится возвращаться на родину, где не сохранилось никаких социальных связей.

Гидденс перечисляет наиболее типичные формы адаптации к неопределенности и риску, к которым он относит:

1) концентрацию на повседневных, сиюминутных проблемах, которые целиком занимают человека и не дают ему сосредоточиться на тревожных мыслях;

2) оптимистический взгляд на вещи, веру в то, что дело обернется к лучшему и благодаря судьбе, развитию науки и техники удастся избежать опасности;

3) циничный пессимизм в отношении будущего и вытекающую из него гедонистическую тенденцию наслаждения жизнью здесь и сейчас, не дожидаясь катастрофы;

4) участие в социальных движениях. Ясно, что только последняя форма конструктивна и может в какой-то мере способствовать преодолению негативных аспектов современности.

Э. Гидденс отмечает, что в модерновом обществе личные отношения дружбы, сексуальной интимности, доверия, преданности формируются на основе договоренности. Средством стабилизации социальных связей выступают договоренные отношения дружбы, интересов, доверия - рациональный характер. Он отмечает освобождение межличностных связей от зависимости внешних факторов. Сейчас формируется новый тип взаимодействия, основанный на «чистых связях», которые чисты от традиций, родства. «Сегодня общность жизненных историй сплачивает больше, чем общность социальных позиций». Появляются новые ценности, отражающие характер «чистых связей»: преданность, общность интересов, доверие, дружба. Это не рыночный утилитаризм, и не рационализм, это новые ценности. Жизненный путь личности начинает выступать как отдельно взятый временный сегмент, не связанный преемственностью поколений. Разрыв преемственности в социальных институтах, в социальных и культурных традициях приводит к тому, что человек не может полагаться на опыт своих родителей; даже свой жизненный опыт, и порождает дезориентированность людей, растет тревога, неуверенность и соответствующее поведение людей, связанное с девиацией.

П. Бурдье вводит в социологию понятие габитуса, как механизм воспроизведения социальных практик. Он отмечает, что возможна ситуация, когда в новых условиях человек, действую согласно габитусу, может попасть в некомфортную ситуацию. «Агенты обладают активным восприятием мира; конструируют собственное видение мира. Но это конструирование осуществляется под структурным давлением» [43] . Механизм конструирования соц. Реальности - (габитус * социальный капитал) + социальное поле = социальная практика в данном случае, в качестве адаптирующего фактора может выступать накопленный соц. капитал, т.е. соц. связи индивида + эконом.капитал, культурный капитал и символический капитал. Социальное поле, в случае с мигрантами — новое социальное окружение, выражающееся в соц.институтах нового социума и социальных связях. Агенты предрасположены к собственной активности. Чтобы поле функционировало, необходимо не просто отношение агентов к полю, их формальная активность. Нужна ещё их предрасположенность действовать по его правилам, наличие у них определенного габитуса, включающего в себя знание правил поля, готовность их признавать и адекватно действовать. Получается, что адаптация мигранта сводится к овладению габитусом и расширением социального капитала, разрастанием социального поля, его углублением.

Виды капитала:

1.собственно социальный капитал — в узком смысле слова — социальное происхождение индивида, его социальная принадлежность к определенным социальным кругам, т.е. его социальные связи и социальный статус. «Социальный капитал представляет собой совокупность реальных или потенциальных ресурсов,связанных с обладанием устойчивой сетью [durable networks] более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания — иными словами, с членством в группе» [44] . «Воспроизводство социального капитала предполагает непрекращающуюся работу по установлению социальных связей [sociability], непрерывные серии обменов, в ходе которых признание постоянно утверждается и подтверждается. Эта работа, предполагающая затраты времени и сил, а следовательно (прямо или косвенно), и экономического капитала, не приносит прибыли и даже не замечается, пока она не подкрепляется особой компетенцией (знанием генеалогических и реальных связей, а также навыками их использования и т.д.) и диспозицией к обретению и удержанию этой компетенции, которые сами являются неотъемлемыми частями данного капитала» [45]

2.экономический капитал — доступ к денежным и материальным ресурсам. «Одновременно следует отметить, что экономический капитал образует основу всех других типов капитала, что эти трансформированные, видоизмененные (и никогда полностью к нему не сводимые) типы экономического капитала оказывают собственное специфическое воздействие лишь в той степени, в какой они могут скрыть (в том числе и от своих обладателей) факт наличия в своей основе и в конечном счете у истоков своего воздействия экономического капитала. Реальная логика функционирования капитала, превращения одного его типа в другой и движущий ими закон сохранения [conservation] нельзя понять без того, чтобы не преодолеть два противоположных (ив равной степени неполновесных) взгляда. На одной стороне находится экономизм, игнорирующий специфическое действие других типов капитала на том основании, что любой из них в конечном итоге сводится к экономическому капиталу. На другой стороне - семиологизм (ныне представленный структурализмом, символическим интеракционизмом и этнометодояогией), сводящий социальные обмены к коммуникативным явлениям и игнорирующий жесткий факт универсального сведения всех форм к экономическому основанию» [46] .

3. культурный капитал - культурный уровень развития человека, образование, престиж диплома, моральные и духовные качества (в настоящее время становится все более востребованным). «Культурный капитал может выступать в трех состояниях: инкорпорированном состоянии [embodied state], т.е. в форме длительных диспозиций ума и тела; объективированном состоянии [objectified state] — в форме культурных товаров (картин, книг, словарей, инструментов, машин и т.д.), являющих собой отпечаток или воплощение теорий или их критики, некоторого круга проблем и т.д.; наконец, институционализированном состоянии [institutionalized state], т.е. в форме объективации (ее следует рассматривать отдельно, поскольку она, как будет видно на примере образовательных квалификаций, наделяет культурный капитал совершенно оригинальными свойствами, которые, как предполагается, тот сохраняет)» [47] . Накопление культурного капитала в инкорпорированном состоянии, т.е. в форме того, что называется культурой, культивированием [Bildung], предполагает процесс воплощения в телесные формы [em-bodiment], инкорпорирования (...)Такой инкорпорированный капитал, внешнее богатство, превращенное в неотъемлемую часть личности, в хабитус, не может мгновенно передаваться посредством акта дарения или наследования, покупки или обмена (в отличие от денег, прав собственности или даже аристократических титулов)» [48] . «Культурный капитал может быть приобретен — в различном объеме, в зависимости от периода времени, общества, социального класса - без какого бы то ни было его намеренного насаждения, т.е. совершенно неосознанно, /.../культурный капитал предрасположен, функционировать в качестве символического капитала, т.е. оставаться непризнанным в качестве капитала и признаваться в качестве легитимной компетенции, в виде силы, влияющей на узнавание (или неузнавание)» [49] .

4.символический капитал - знание атрибутов, знаков и символов определенного социального круга, популярность, престиж, репутация, имидж. Через символический капитал можно построить карьеру, зная какие ритуалы и знаки дают влияние и власть внутри кругов.

П. Сорокин говорит о миграции в контексте процесса социальной мобильности. Миграционные процессы, связанные с потрясениями, великими переселениями, переселениями в города (урбанизацией). Выделяют следующие её виды:

1. Горизонтальная (территориальное перемещение, географическое).

2. Вертикальная (перемещение из одной социальной группы в другую с изменением
статуса). Вертикальная делится на восходящую и нисходящую, здесь образуется
социальный лифт (выйти замуж за миллионера, образование, занятие политикой, род
деятельности).

В социальной мобильности предусмотрено исчезновение одних и появление других социальных групп и классов. Социальная мобильность может осуществляться как отдельными людьми, так и группой.

Побуждением к действию выступают культурные смыслы - триединство Доброты, Истины и Красоты. Главная миссия - творческое созидание. Доброта выступает ценностью, происходящей из социальной адаптации и морали.

П. Сорокин отмечает, что значимое человеческое взаимодействие (родовая модель любого социокультурного феномена[50]) состоит из трех основных компонентов:

1. субъекты взаимодействия (мыслящие, действующие и реагирующие)

2. значения, ценности и нормы - единицы осознания и обмена

3. открытые действия и артефакты, как проводники для объективации и
социализации ценностей и норм.

Личность, общество и культура — неразрывная триада.

Главными формами взаимодействия социальных групп являются:

1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих

2) взаимодействие сходных и несходных лиц

3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное.[51]

Основным условием существования общения между людьми является факт самого существования людей друг с другом, в основе таких социально-психических факторов социального взаимодействия лежат потребности человека в общении с другими, психическом обмене.

Процессы взаимодействия людей, а, следовательно, и образование коллективных единств, могут быть вызваны условиями: а) космическими, б) биологическими, в) социально-психическими. Они вызывают эти процессы либо тем, что механически (пространственно) сближают индивидов друг с другом и заставляют их входить во взаимодействие, либо тем, что в силу биологической нуждаемости одного организма в другом, толкают организмы друг к другу и принуждают их входить в общение, либо тем, что, в силу космических и биологических причин они вызывают частоту встреч и соприкосновений индивидов, либо, наконец, в силу социально психических условий, гонят одного человека к другому на почве удовлетворения социально-психических потребностей и разделения труда, притягивают социально-сходных индивидов друг к другу, и тысячью других способов сталкивают их друг с другом и заставляют взаимодействовать. Возникновение взаимодействия означает и образование коллективных единств, то длительных, то мгновенных, то солидаристических, то антагонистических, то связанных внешними узами взаимной нуждаемости, то связанных общностью переживаний и т.д.[52]

2.6.1. Вывод

В рамках объединительной парадигмы интересны взгляды Э.Гидденса и П. Бурдье. Для Гидденса рефлексия - одна из основных черт человеческого действия, также как и рационализация. Эти две категории работают для мигранта тогда, когда он имеет знания о своем новом социальном окружении, на основе которого может осознанно объяснить причину своего действия. Он говорит, что общение у человека - является рациональным выбором и всегда имеет цель, как, например, целерациональное действие у Вебера. То есть мигрант, может использовать свое общения для того, чтобы добиться того самого состояния рефлексии и рационализации своего действия в рамках нового общества. То есть для осознания своего включения. Как он может это достичь - на это тоже отвечает Гидденс; с помощью категории этнических отношений и реакции на риск. Так, если рассматривать мигранта, то он может реагировать на новое общества как на риск, т.е. либо сконцентрироваться на каких-то делах, либо настраивать себя позитивно, либо негативно, либо входить в различные группы - способные сгладить этот диссонанс, помочь влиться и чувствовать себя в безопасности. Также интересен вопрос об этнических отношениях. Гидденс расписывает возможный процесс взаимодействия различных культур. Можно поставить задачей выяснить, как происходит этот процесс у изучаемых мигрантов: отказываются ли они от соей идентичности, положительно ли ее сочетают с новой, или же традиционно ей следуют. Это можно опять же выяснить через социальные связи и отношения, в которых эти мигранты находятся.

Свою дипломную работу я буду строить на основе теории социальных связей Бурдье. Из этой категории в рамках его концепции можно поставить следующие задачи: выяснить, как новое социальное поле в виде социальных связей, взаимодействуя с их габитусом (чувством родины) и культурным капиталом, накопленным и приобретенным, помогает им создавать адекватные социальные практики, и насколько актуальными эти практики являются в новом обществе, т.е. могут ли через весь накопленный опыт мигранты определить состояние своей адаптированности или же неадаптированности к новому обществу. И какой вид социальных связей для них наиболее приемлем, если, например, рассматривать социальный капитал. То есть: экономический как накопленные роли, статусы и экономические выгоды, социальный - те сообщества, в которые входит индивид, культурный - его идентичность и символический - набор артефактов, вербальных и невербальных символов. Насколько это помогает молодым мигрантам в совокупности с габитусом создавать новые связи, формировать новые социальные практики.

2.7. Модель использования социальных сетей-связей иммигрантами


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: